картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет
картотека по развитию речи (старшая группа) по теме
методический материал для работы с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_slovesnyh_rechevyh_igr.docx | 26.45 КБ |
kartoteka_slovesnyh_rechevyh_igr.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР- детский сад №7»
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста
«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»
Составитель: Астахова Н.И.
воспитатель первой категории
2016г.
В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей
Цели речевых игр:
- развития речи и мышления детей;
- активизация, обогащение их словарного запаса;
- улучшение фонематического слуха у детей.
1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря:
А) Дополни предложения:
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Зайчик летом, а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Днем светло, а ночью...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
Б) Закончи предложение:
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я спою...
Я умею...
Я помогу...
Я хочу...
Я принесу...
В) Догадайся и подскажи:
На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.
- хищный, ширококрылый... - орел;
- зеленый, прожорливый... - крокодил;
- воронье, серое... - крыло;
- блестящее, гладкое... - зеркало.
Г) Скажи какой:
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...
2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:
А) Веселая семейка:
Правильно назвать животных и их детенышей.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой – малый:
Подобрать ласкательное слово.
- кот - котик,
- река - речушка,
- мама - мамочка,
- солнце - солнышко,
- ваза - вазочка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
В) Два – один:
Образование из двух простых слов одного сложного:
- снег и падать – снегопад,
- лес и полоса - лесополоса,
- птица и ферма -птицеферма,
- небо и склон - небосклон,
- хлеб и делать - земледелец,
- лес и рубить - лесоруб,
- лист и падать – листопад.
Г) Поймай мяч:
Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
- береза - березовый,
- солнце - солнечный,
- весна - весенний,
- липа - липовый,
- дождь - дождливый.
3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение:
А) Согласие – несогласие:
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня не будет дождя.
Дети. Нет, будет, потому что небо тёмное.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.
5. Узнай домашних животных:
Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.
- бизон, сарай, овца.
- синица, гусь, кролик;
- лошадь, тигр, енот, медведь;
- баран, лось, теленок, белка;
- жираф, курица, коза;
- утка, селезень, журавль;
- петух, индюк, куропатка;
- лиса, собака, обезьяна, заяц;
- слон, корова, рысь;
- жеребенок, кошка, мышка;
- свинья, кабан, землеройка;
- крот, ягненок, уж;
- цыпленок, волк, козленок;
6. Какие слова обозначают транспорт?:
Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.
- дерево, самолет, балкон, телега;
- грузовик, велосипед, скамейки;
- поезд, дом, самокат, магазин;
- трамвай, троллейбус, космос, луна;
- автобус, дорога, море, машина;
- пароход, водитель, ракета, комета;
- столб, метро, лодка, вертолет.
7. Смысловые ряды:
Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
- белка-дупло, человек — …;
- солнце-светло, ночь-…;
- лошадь-жеребенок, корова-…;
- книга-обложка, дом -…;
- собака- щенок, человек-…;
- птица-гнездо, собака -…;
- каша-ложка, мясо-…;
- лодка-вода, поезд-…;
- куртка-ткань, сапоги-…;
- цветок-стебель, дерево-…;
- окно-подоконник, шкаф — …;
- береза-листья, сосна — …;
- шуба-пуговица, ботинок -….
Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.
8. Отгадай предмет:
Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.
- кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
- ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
- ручки, зубья, (пила);
- дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
- растения, садовник, забор, земля (сад);
- подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
- спинки, матрас, ножки (кровать);
- крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
- кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
- подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)
- глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо);
- лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);
- пол, стены, обои, потолок (комната);
- обложка, листы, картинки, буквы (книга);
- подоконник, рама, форточка, стекло (окно).
9. Что общее у предметов?:
Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.
У двух предметов:
- кастрюля, сковорода (посуда);
- шляпа, шапка (головные уборы);
- огурец, морковь (овощи);
- стол, стул (мебель);
- корова, коза (домашние животные);
- тюльпан, роза (цветы);
- шкаф, кровать (мебель);
- персик, слива (фрукты);
- платье, юбка (одежда);
- дождь, снег (осадки);
- сапоги, ботинки (обувь);
- коза, свинья (домашние животные);
- тарелка, ложка (посуда);
- сорока, воробей (птицы);
- Москва, …(название родного города) (города);
- Волга, Дон (реки);
- квас, фанта (напитки);
- самолет, вертолет (воздушный транспорт);
- автобус, троллейбус (наземный транспорт);
- кошка, коза (домашние животные).
- катер, корабль (водный транспорт);
У трех предметов:
- сапоги, ботинки, туфли (обувь);
- пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
- солнце, одуванчик, круг (круглые);
- портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
- тарелка, сковорода, чашка (посуда);
- лист, трава, елка, крокодил (зеленые).
- мяч, солнце, шарик (круглые);
10. Отгадай, о какой группе предметов идет речь:
Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
- Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
- Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
- Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
- Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).
- Носят на ногах (обувь).
- Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
- Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно — шапки).
11. Отгадай название предмета по описанию:
Например: «Что это?»
Овощ, круглый, красный, вкусный.
Признаки
- Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
- Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
- Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
- Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
- Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
- Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
- Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.
- Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.
- Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.
12. Подберите соответствующих животных к следующим словам:
Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.
- зеленая, пучеглазая…;
- маленький, звенящий, длинноносый…;
- голодный, серый, зубастый, злой…;
- большой, рогатый…;
- злой, зубастый, зеленый…;
- лохматый, косолапый…;
- маленькая, ловкая, проворная…;
- хищный, сильный, полосатый…;
- ловкая, шумная, хвостатая…;
- яркое, теплое….
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР- детский сад №7»
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста
«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»
Составитель: Астахова Н.И.
воспитатель первой категории
2016г.
В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей
Цели речевых игр:
- развития речи и мышления детей;
- активизация, обогащение их словарного запаса;
- улучшение фонематического слуха у детей.
1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря:
А) Дополни предложения:
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Зайчик летом, а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Днем светло, а ночью...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
Б) Закончи предложение:
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я спою...
Я умею...
Я помогу...
Я хочу...
Я принесу...
В) Догадайся и подскажи:
На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.
- хищный, ширококрылый... - орел;
- зеленый, прожорливый... - крокодил;
- воронье, серое... - крыло;
- блестящее, гладкое... - зеркало.
Г) Скажи какой:
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...
2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:
А) Веселая семейка:
Правильно назвать животных и их детенышей.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой – малый:
Подобрать ласкательное слово.
- кот - котик,
- река - речушка,
- мама - мамочка,
- солнце - солнышко,
- ваза - вазочка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
В) Два – один:
Образование из двух простых слов одного сложного:
- снег и падать – снегопад,
- лес и полоса - лесополоса,
- птица и ферма -птицеферма,
- небо и склон - небосклон,
- хлеб и делать - земледелец,
- лес и рубить - лесоруб,
- лист и падать – листопад.
Г) Поймай мяч:
Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
- береза - березовый,
- солнце - солнечный,
- весна - весенний,
- липа - липовый,
- дождь - дождливый.
3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение:
А) Согласие – несогласие:
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня не будет дождя.
Дети. Нет, будет, потому что небо тёмное.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.
5. Узнай домашних животных:
Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.
- бизон, сарай, овца.
- синица, гусь, кролик;
- лошадь, тигр, енот, медведь;
- баран, лось, теленок, белка;
- жираф, курица, коза;
- утка, селезень, журавль;
- петух, индюк, куропатка;
- лиса, собака, обезьяна, заяц;
- слон, корова, рысь;
- жеребенок, кошка, мышка;
- свинья, кабан, землеройка;
- крот, ягненок, уж;
- цыпленок, волк, козленок;
6. Какие слова обозначают транспорт?:
Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.
- дерево, самолет, балкон, телега;
- грузовик, велосипед, скамейки;
- поезд, дом, самокат, магазин;
- трамвай, троллейбус, космос, луна;
- автобус, дорога, море, машина;
- пароход, водитель, ракета, комета;
- столб, метро, лодка, вертолет.
7. Смысловые ряды:
Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
- белка-дупло, человек — …;
- солнце-светло, ночь-…;
- лошадь-жеребенок, корова-…;
- книга-обложка, дом -…;
- собака- щенок, человек-…;
- птица-гнездо, собака -…;
- каша-ложка, мясо-…;
- лодка-вода, поезд-…;
- куртка-ткань, сапоги-…;
- цветок-стебель, дерево-…;
- окно-подоконник, шкаф — …;
- береза-листья, сосна — …;
- шуба-пуговица, ботинок -….
Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.
8. Отгадай предмет:
Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.
- кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
- ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
- ручки, зубья, (пила);
- дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
- растения, садовник, забор, земля (сад);
- подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
- спинки, матрас, ножки (кровать);
- крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
- кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
- подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)
- глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо);
- лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);
- пол, стены, обои, потолок (комната);
- обложка, листы, картинки, буквы (книга);
- подоконник, рама, форточка, стекло (окно).
9. Что общее у предметов?:
Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.
У двух предметов:
- кастрюля, сковорода (посуда);
- шляпа, шапка (головные уборы);
- огурец, морковь (овощи);
- стол, стул (мебель);
- корова, коза (домашние животные);
- тюльпан, роза (цветы);
- шкаф, кровать (мебель);
- персик, слива (фрукты);
- платье, юбка (одежда);
- дождь, снег (осадки);
- сапоги, ботинки (обувь);
- коза, свинья (домашние животные);
- тарелка, ложка (посуда);
- сорока, воробей (птицы);
- Москва, …(название родного города) (города);
- Волга, Дон (реки);
- квас, фанта (напитки);
- самолет, вертолет (воздушный транспорт);
- автобус, троллейбус (наземный транспорт);
- кошка, коза (домашние животные).
- катер, корабль (водный транспорт);
У трех предметов:
- сапоги, ботинки, туфли (обувь);
- пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
- солнце, одуванчик, круг (круглые);
- портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
- тарелка, сковорода, чашка (посуда);
- лист, трава, елка, крокодил (зеленые).
- мяч, солнце, шарик (круглые);
10. Отгадай, о какой группе предметов идет речь:
Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
- Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
- Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
- Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
- Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).
- Носят на ногах (обувь).
- Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
- Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно — шапки).
11. Отгадай название предмета по описанию:
Например: «Что это?»
Овощ, круглый, красный, вкусный.
Признаки
- Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
- Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
- Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
- Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
- Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
- Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
- Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.
- Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.
- Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.
12. Подберите соответствующих животных к следующим словам:
Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.
- зеленая, пучеглазая…;
- маленький, звенящий, длинноносый…;
- голодный, серый, зубастый, злой…;
- большой, рогатый…;
- злой, зубастый, зеленый…;
- лохматый, косолапый…;
- маленькая, ловкая, проворная…;
- хищный, сильный, полосатый…;
- ловкая, шумная, хвостатая…;
- яркое, теплое….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»
«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет» ...
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»...
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»...
Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет
В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей....
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»...
«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-5 лет»
Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-5 лет» ...
Картотека словесных игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование гра...