«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»
картотека по развитию речи (средняя группа) по теме

Муллаянова Миляуша Дамировна

«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»         

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»

         В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей

     Цели речевых  игр:

- развития речи и мышления детей;

- активизация, обогащение  их словарного запаса;

-  улучшение  фонематического  слуха  у детей.

1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря:

А) Дополни предложения:

- Рыба живет в..., а медведь - в...

- Зайчик летом, а зимой...

- Грибы растут..., а огурчики - на...

- Днем светло, а ночью...

- Сахар сладкий, а лимон...

- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

Б) Закончи предложение:

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я спою...

Я умею...

Я помогу...

Я хочу...

Я принесу...

В) Догадайся и подскажи:

На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

- хищный, ширококрылый... - орел;

- зеленый, прожорливый... - крокодил;

- воронье, серое... - крыло;

- блестящее, гладкое... - зеркало.

Г) Скажи какой:

- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…

- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...

- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про

- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...

- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...

2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:

А) Веселая семейка:

Правильно назвать животных и их детенышей.

- Гусь, гусыня, гусята.

- Петух, курица, цыплята.

- Кот, кошка, котята.

- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.

- Медведь, медведица, медвежата.

Б) Большой – малый:

Подобрать ласкательное слово.

- кот - котик,

- река - речушка,

- мама - мамочка,

- солнце - солнышко,

- ваза - вазочка,

- береза - березка,

- листок - листочек.

В) Два – один:

Образование из двух простых слов одного сложного:

- снег и падать – снегопад,

- лес и полоса - лесополоса,

- птица и ферма -птицеферма,

- небо и склон - небосклон,

- хлеб и делать - земледелец,

- лес и рубить - лесоруб,

- лист и падать – листопад.

Г) Поймай мяч:

Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.

- береза - березовый,

- солнце - солнечный,

- весна - весенний,

- липа - липовый,

- дождь - дождливый.

3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение:

А) Согласие – несогласие:

Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

Воспитатель. Сегодня не будет дождя.

Дети. Нет,  будет, потому что небо тёмное.

Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.

Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

Воспитатель. Это - рыба.

Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.

5. Узнай домашних животных:

Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.

    бизон, сарай, овца.

   1. синица, гусь, кролик;

    2.лошадь, тигр, енот, медведь;

   3. баран, лось, теленок, белка;

   4. жираф, курица, коза;

   5. утка, селезень, журавль;

   6. петух, индюк, куропатка;

    7.лиса, собака, обезьяна, заяц;

    8.слон, корова, рысь;

    9.жеребенок, кошка, мышка;

    10.свинья, кабан, землеройка;

    11.крот, ягненок, уж;

    12цыпленок, волк, козленок;

6. Какие слова обозначают транспорт?:

Инструкция. Аналогична инструкции к игре

    1.дерево, самолет, балкон, телега;

    2. грузовик, велосипед, скамейки;

    3.поезд, дом, самокат, магазин;

    4.трамвай, троллейбус, космос, луна;

    5.автобус, дорога, море, машина;

    6.пароход, водитель, ракета, комета;

    7.столб, метро, лодка, вертолет.

7. Смысловые ряды:

Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

    белка-дупло, человек — …;

    солнце-светло, ночь-…;

    лошадь-жеребенок, корова-…;

    книга-обложка, дом -…;

    собака- щенок, человек-…;

    птица-гнездо, собака -…;

    каша-ложка, мясо-…;

    лодка-вода, поезд-…;

    куртка-ткань, сапоги-…;

     цветок-стебель, дерево-…;

     окно-подоконник, шкаф — …;

     береза-листья, сосна — …;

     шуба-пуговица, ботинок -….

Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.

8. Отгадай предмет:

Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.

    кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);

    ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);

    ручки, зубья, (пила);

    дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

    растения, садовник, забор, земля (сад);

    подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);

    спинки, матрас, ножки (кровать);

    крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);

    кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

     подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)

     глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок,  брови, щеки (лицо);

     лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);

     пол, стены, обои, потолок (комната);

     обложка, листы, картинки, буквы (книга);

     подоконник, рама, форточка, стекло (окно).

9. Что общее у предметов?:

Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.

У двух предметов:

    кастрюля, сковорода (посуда);

    шляпа, шапка (головные уборы);

    огурец, морковь (овощи);

    стол, стул (мебель);

    корова, коза (домашние животные);

    тюльпан, роза (цветы);

    шкаф, кровать (мебель);

    персик, слива (фрукты);

    платье, юбка (одежда);

    дождь, снег (осадки);

    сапоги, ботинки (обувь);

    коза, свинья (домашние животные);

    тарелка, ложка (посуда);

    сорока, воробей (птицы);

    Москва, …(название родного города) (города);

    Волга, Дон (реки);

    квас, фанта (напитки);

    самолет, вертолет (воздушный транспорт);

    автобус, троллейбус (наземный транспорт);

    кошка, коза (домашние животные).

    катер, корабль (водный транспорт);

У трех предметов:

    сапоги, ботинки, туфли (обувь);

    пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);

    солнце, одуванчик, круг (круглые);

    портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);

    тарелка, сковорода, чашка (посуда);

    лист, трава, елка, крокодил (зеленые).

    мяч, солнце, шарик (круглые);

10. Отгадай, о какой группе предметов идет речь:

 Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

    Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).

    Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).

    Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).

    Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).

    Носят на ногах (обувь).

    Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).

    Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно — шапки).

11. Отгадай название предмета по описанию:

Например: «Что это?»

Овощ, круглый, красный, вкусный.

Признаки

    Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.

    Это фрукт желтого цвета; очень кислый.

    Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.

    Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.

    Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.

    Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.

    Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.

    Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.

    Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.

12. Подберите соответствующих животных к следующим словам:

Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.

    зеленая, пучеглазая…;

    маленький, звенящий, длинноносый…;

    голодный, серый, зубастый, злой…;

    большой, рогатый…;

    злой, зубастый, зеленый…;

    лохматый, косолапый…;

    маленькая, ловкая, проворная…;

    хищный, сильный, полосатый…;

    ловкая, шумная, хвостатая…;

     яркое, теплое….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет

методический материал  для работы с детьми дошкольного возраста...

Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»

Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»...

Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»

Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»...

Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет

В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей....

Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»

Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»...

«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-5 лет»

Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-5 лет»                ...

Картотека словесных игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование гра...