Конспект НОД в старшей группе: "Когда семья вместе, так и душа на месте"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Аринушкина Алевтина Алексеевна

Цель: Расширять представления дошкольников о семье, о важности любви, добра и уважения в семейных отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_k_prezentatsii.docx102.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа № 21

города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

(Структурное подразделение «Детский сад» Дружная семейка»)

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

"Когда семья  вместе, так и душа на месте"

Подготовила воспитатель: Аринушкина А.А.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 "Когда семья  вместе, так и душа на месте"

Интеграция образовательных областей:

  1. Социально-коммуникативное развитие
  2. Речевое развитие
  3. Познавательное развитие
  4. Художественно-эстетическое развитие
  5. Физическое развитие

Цель: расширять представления дошкольников о семье, о важности любви, добра и уважении в семейных отношениях.

Задачи:

  1. Дать первоначальное представление о родственных отношениях. Воспитание чувства любви к близким и родственникам.

      Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Воспитывать этически ценные способы общения (Социально-коммуникативное  развитие).

2.  Обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений;

Развивать связную речь; развивать коммуникативные способности детей. (Речевое развитие).

3. Формировать у детей интерес к познанию своей семьи, желание изображать генеалогическое древо. Развивать познавательный интерес к искусству (Познавательное развитие).

4. Совершенствовать певческие навыки детей. Формировать умения детей создавать модель “Генеалогического древа” семьи. Продолжать формировать знания о жанрах живописи: уточнять знания о портрете, его видах, признаках и особенностях (Художественно-эстетическое развитие).

5. Развивать двигательную активность посредством игры-соревнования; прививать навыки сохранения и укрепления здоровья

(Физическое развитие).

Методы и приёмы:

  • словесный – художественное слово, пословицы, поговорки, загадки, беседа, составление рассказа, упражнение на развитие лексико-грамматических категорий, пояснения;
  • наглядный – исполнение песен, презентация, показ образца; показ репродукции картин в портретном жанре.
  • продуктивный – изготовление семейного древа.
  • игровой – эстафета, сюжетно – ролевая игра “Телепередача”, дидактические упражнения и игры.

Оборудование:

  • музыкальный центр, фортепиано, CD-диски;
  • мультимедиа-система, презентация;
  • 2 детских микрофона;
  • фотографии из семейного альбома детей картинки с изображением мамы, папы, брата, сестры, бабушки, дедушки ;
  • кружки красного, зеленого и желтого цвета;
  • двухсторонний скотч для приклеивания кружков;
  • рисунки генеалогического древа, на каждого ребёнка;
  • мольберты для самостоятельной работы детей;
  • муляжи овощей и фруктов, корзины – 1 большая, 2 корзины средние;
  • репродукции портретов (семейные, одиночные, в полный рост, погрудные, по пояс), альбом с фотографиями.

Предварительная работа.

Разучивание песен, стихотворений, народных игр, пословиц и поговорок о семье и её членах. Чтение рассказа Осеевой “Сыновья”. Рассматривание семейных альбомов и репродукций картин о семье, беседы о семье и её членах, рисование на тему “Портрет моей мамы”, организация выставки детских работ.

Логика образовательной деятельности

Дети проходят в зал и садятся на стулья (под музыку)

Воспитатель.  Ребята, представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу “Пусть говорят”. Вы согласны быть участниками этой передачи?

Дети. Да.

Воспитатель. А  я на передаче кем буду?

Дети. Телеведущей.

Воспитатель.  А вы, кем будете в зале?

Дети. Телезрителями.

Воспитатель. А тему сегодняшней передачи, вы узнаете, если разгадаете ребус. Слайд № 2

На экране мультимедиа  соответствующая картинка. “7 я”

Воспитатель. Посмотрите на экран.

Дети. Семья.

Воспитатель. Верно, молодцы. Итак. Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии дети из детского сада “. Они пришли, чтобы поговорить о самом важном, что может быть у человека в жизни – своей семье!

Вместо рекламных пауз у нас будут музыкальные, поэтические, игровые.

Так что это такое семья? Как вы, думаете?

Высказывания детей:

Семья это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В семье папа и мама работают, они заботятся о доме и детях. 

Воспитатель. Вдвоём легче оберегать и воспитывать детей, вести хозяйство. Подрастая, дети начинают помогать родителям.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем всем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче. 

Ребята! Сегодня гостем нашей программы будет мальчик  по имени Алёша. Он прислал видеописьмо с картинками, на которых изображены члены его семьи. В письме он знакомит нас со своей семьёй. Посмотрите на экран. Слайд № 3. Это сам Алёша. Слайд № 4. Эту девочку  зовут Алёна. Маму зовут Оля, папу Серёжа. Дедушку зовут Петя, бабушку Катя. А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Я буду показывать слайды (картинки) и задавать вопросы, а вы на них отвечать полным предложением.

Упражнение на развитие лексико-грамматических категорий.
Слайд № 5. Девочка (Алёна) для папы и мамы кто? – Дочь. 
Слайд № 6. Мальчик (Алёша) для папы и мамы? – Сын

 Слайд № 7. Мальчик (Алёша) для дедушки и бабушки? – Внук.

Слайд № 8 Девочка( Алёна ) для дедушки и бабушки?-Внучка.
Слайд № 9. Папа для дедушки и бабушки? – Сын.
Слайд № 10. Мама для дедушки и бабушки? – Дочь.
Слайд № 11. Мальчик (Алёша) для девочки (Алёны) в семье кто? – Брат.

 Слайд № 11Девочка (Алёна) для мальчика (Алёши) в семье кто? – Сестра. 
Слайд № 12. 

Воспитатель. Видите, как радуется этот малыш? – Значит, вы ответили правильно.

Воспитатель. Алёша с Алёной любят играть. Рассматривать картинки в книжках. Они предлагают поиграть в игру “Какой? Какая?” по этой картинке. Слайд № 13.

Какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, и других членах семьи. 

Дидактическая игра “Подбери признаки”

Дети по цепочке передают микрофон друг другу и называют слово.

  • Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная…
  • Папа – строгий, умный, сильный, деловой, серьёзный,…
  • Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая, заботливая,…
  • Дедушка - старый, мудрый, седой, трудолюбивый, жизнерадостный, доброжелательный,…
  • Сестра – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая, голубоглазая, светловолосая,…
  • Брат – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный, игривый, шустрый, забавный,… 

Слайд № 14.

Воспитатель. Опять наш малыш радуется – молодцы! 

Воспитатель. Ребята, а кто для ребёнка самый родной, самый близкий человек?
Ответы детей. (Мама)  (Слайд 15)

Мама – это самое первое слово, которое произносит малыш. На разных языках народов мира звучит оно ласково и нежно. Давайте споём песню о маме. (Песня о маме)

 На экране слайды с фотографиями матерей детей. Эти слайды  исключены из приложения.                                                                              

Офтальмологическая пауза (упражнения для снятия зрительного утомления). 

Воспитатель. Наши глазки устали. Так давайте сделаем гимнастику для глаз, будем маме «помогать»:

 Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

(смотрят слева направо)

Мы белье теперь стираем,

Прополощем, отожмем.

(смотрят вверх-вниз)

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

(выполняют круговые движения глазами)

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(ритмично закрывают глаза).

 Дети выполняют упражнение для глаз.

Воспитатель. Вы нежно, душевно и ласково исполнили песню о маме, помогаете им.
О семье в народе сложено немало пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.

  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • Когда семья вместе, так и душа на месте.
  • Нет лучшего друга, чем родная матушка.
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Изба детьми, весела. 

Воспитатель.  Ребята, вы своим родителям помогаете, а расскажите нам, как вы это делаете?

Ответы детей.

Воспитатель.  Давайте поиграем. Разделимся на 2 команды и разберем выращенный семейный урожай на овощи и фрукты. (Дети по команде воспитателя рассчитываются на “1”, “2”, игра проводится  в эстафетной форме). Молодцы, вы справились с заданием.

Воспитатель. Чтобы была крепкая, дружная семья нужна крепкая опора, крепкие, мощные, здоровые корни. У какого растения такие корни? 

Дети. У дерева. Слайд №16.

А сейчас я вам покажу один из способов изготовления семейного дерева. Слайд №17.
Посмотрите на экран, это веточка дерева. (Слайд 18) Рассмотрите её и скажите, какой величины листочки, на ветке? (Ответы). Ребята, ваша семья, как эта веточка, а каждый член семьи – листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи. У  каждого из вас есть дерево без листочков.

Листочками будут кружочки. Красные – это дети, зеленые – это папа с мамой, желтые – это бабушки и дедушки.  Слайд №19. 

(Под негромкую музыку дети возле мольбертов выполняют задание) Вот мы и увидели ваши семейные деревья, их еще называют генеалогическими. Дома, вы вместе с родителями,  можете вместо кружочков наклеить фотографии членов семьи, можете подписать, кружочки или фотографии. Получится еще лучше. (Слайд №20)

Воспитатель. А сейчас расскажите о своей семье. (Рассказы детей.)

Игра “Что бы вы хотели пожелать своей семье?” (Дети передают друг другу мягкую игрушку – сердце и проговаривают свои пожелания).  (Слайд №21)

Дети, мы желаем вам, чтобы ваши семьи, ваши близкие были здоровы и счастливы. (Слайд №22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе: «Вся семья вместе, так и душа на месте»

Занятие по социально-нравственному воспитанию поможет создать условия для обогащения и систематизации знаний детей о семье, расширить знания детей о семье. ...

Конспект НОД по развитию речи "Коли семья вместе, то и душа на месте"

Цель: Систематизировать имеющиеся знания детей о семье, рас­ширить интерес к родословной, воспитывать добрые чувства и лю­бовь к членам своей семьи, проявлять о них заботу, приносить радость своими де...

Родительское собрание в средней группе «Когда семья вместе, так и душа на месте».

Родительское собрание "Когда семья вместе, так и душа на месте"...

Конспект ООД по духовно - нравственному воспитанию в подготовительной группе «Когда семья вместе – то и душа на месте»

Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям....

Конспект досугового семейного мероприятия " Когда вся семья вместе, так и душа на месте"

Конспект досугового семейного мероприятия, посвщенного открютию 2024 года семьи во второй младшей группе....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Когда семья вместе, так и душа на месте»

Конспект интегрированного занятияв старшей группе«Когда семья вместе,так и душа на месте»...