Речь и общение
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Лучникова Татьяна Петровна

Консультация предназначена для родителей и воспитателей. Основная идея консультации-речь ребёнка формируется только в общении: с родителями, взрослыми, сверстниками.  Эффективным приёмом овладения грамматическими категориями  детьми старшей группы является использование речевых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_obshchenie.docx14.33 КБ

Предварительный просмотр:

                        МБдоу  детский  сад  №6  «Солнышко»

г.  Жердевка,  Тамбовской  обл., учитель-логопед  Лучникова Т.П.

                            Консультация  «Речь  и  общение»

Показателем  нормального   умственного  развития  ребёнка  является  его  своевременное  овладение  речью.

Речевое  развитие  изменяется  под  воздействием  факторов:

1.Социальное-обогащение  в  процессе  общения  со  взрослыми.

2.Семантическое(понятийное)- речь-основа  нормальных  психических  процессов  и  развития  мышления.

3.Овладение  речью  проходит  два  этапа,  сменяющих  друг  друга:

  _пассивное  владение  словом   ( ребёнок  понимает  слова,  но  говорить    ещё  не       умеет);

_Активное  использование  речи

Формы    речевой  деятельности  предполагают:  ситуативную;  контекстную,  связную;  объяснительную.

По  мере  овладения  речью  у  ребёнка  проявляются  разные  черты  характера:  эмоциональность,  общительность,  активность,  стремление  к  постижению  грамматики,  любознательность.

Если  жизнь  дошкольника  правильно  организована,  то  речь  становится  средством  общения  уже  в  раннем  возрасте.   Главным  условием  при  этом  является  обязательное  общение  со  взрослым.  Другими  словами _  ребёнок  должен  постоянно  слышать  человеческую  речь,  таким  образом  подражать  взрослым.  При  дефиците  общения  в  раннем  возрасте,  его  ограниченности  ребёнку  трудно,  даже    порой  невозможно  будет  научиться  общаться  с  детьми,  другими  людьми.  Он  может  вырасти  замкнутым,  необщительным.

В  дошкольном  возрасте  не  менее  важную  роль  в  развитии    детей  играет  общение  со  сверстниками.  В  играх,  контактах  со сверстниками  ребёнок  в  десять  раз  более  экспрессивен.  Особенно  успешно  развитие  ребёнка  происходит  в  коллективных  видах  деятельности.  Общение  со  сверстниками  сильно  отличается  от  общения  со  взрослыми:  ребёнок  раскрепощается,  использует  нестандартные  высказывания,  отступает  от  строгих  правил,  мгновенно  подбирает  нужное  слово  или  выражение,  выбирает  нужную  эмоцию,  учится  конфликтовать,  договариваться,  уступать  и  т.д.  Взрослый  учит  малыша  нормам  общения,  учит  говорить  как  все,  как  надо.  Общение  с  друзьями  предполагает  большое  поле  творчества.  В  контактах  с  детьми  ему  важно  высказаться  самому,  чем  выслушивать  другого.  Дети  перебивают  друг  друга,  поэтому  беседы  между  ними  не  получается.  В  общении  со  взрослым  дети  больше  слушают,  чем  говорят  сами.  Поэтому  общение  со  сверстниками  богаче  по  своему  назначению  и  функциям.

Таким  образом,  полноценное  развитие  речи  предполагает  обязательное  общение  как  со  взрослым,  так  и  со  сверстниками.  Для  полноценного  овладения  речью  к  5-6  годам  существует  много  методов,  приёмов.  Самые  действенные- картинки,  сказки.  Картинки- наглядное  изображение  предметов,  событий,  признаков.  По  картинкам  педагогу  и  родителям  легко  провести  с  детьми  живую,  непринуждённую  беседу,  во  время  которой  активизируется  лексика,  словарь,  грамматика  языка.

  Особенно  внимательно  ребёнок  рассматривает  картинки  к  сказкам.  Язык  сказок  богат  изобразительными  и  выразительными  средствами.  Из  сказок  дети   получают  представления  о  времени  и  пространстве,  о  связи  человека  с  природным  и  предметным  миром.  Сказки  помогают  понять,  что  такое  храбрость,  добро  и  зло.  Овладение  красотой  родного  языка  происходит  в  процессе  развития  кругозора.  Эта  сложная  и  ответственная  работа  проводится  с  учётом  детской  психологии,  обязательно  в  игре.

Речь  является  основным  средством  человеческого  общения.

                         Использованная  литература:

1.Белобрыкина О.А.  Речь  и  общение.  Ярославль,  1998

2.Филичева Т.Б., СоболеваА.В. Развитие  речи  дошкольника. Екатеринбург, 1997

3.Ивановская О.Г.,Гадасина Л.Я., Читаем  сказки  с  логопедом. С-Петербург. 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический КВН "Речь и общение"

Ежегодно провожу с педагогическим коллективом логопедический КВН....

Родительское собрание на тему:«Речь и общение»

Данный материал поможет педагогу в приобщении родителей к работе по формированию связной речи у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи в общении со взрослыми".

Консультация по теме:«Развитие связной речи в общении со взрослыми» Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять...

Статья . "Речь и общение в дошкольном возрасте"

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности.               ...

Игры способствующие развитию речи и общению

Понимание речиНазвание навыка.1. Показывает изображение называемых предметов.2. Может отгадать предмет по описанию его назначения.3. Понимает вопросы со словами «что2 и «где».4. Понимает отрицан...

Игры способствующие развитию речи и общению

Понимание речиНазвание навыка.1. Показывает изображение называемых предметов.2. Может отгадать предмет по описанию его назначения.3. Понимает вопросы со словами «что2 и «где».4. Понимает отрицан...

Выступление на методическом объединении «Формирование диалогической речи детей с нарушениями речи в общении с взрослыми»

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разгово...