Речь и общение
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Консультация предназначена для родителей и воспитателей. Основная идея консультации-речь ребёнка формируется только в общении: с родителями, взрослыми, сверстниками. Эффективным приёмом овладения грамматическими категориями детьми старшей группы является использование речевых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_obshchenie.docx | 14.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБдоу детский сад №6 «Солнышко»
г. Жердевка, Тамбовской обл., учитель-логопед Лучникова Т.П.
Консультация «Речь и общение»
Показателем нормального умственного развития ребёнка является его своевременное овладение речью.
Речевое развитие изменяется под воздействием факторов:
1.Социальное-обогащение в процессе общения со взрослыми.
2.Семантическое(понятийное)- речь-основа нормальных психических процессов и развития мышления.
3.Овладение речью проходит два этапа, сменяющих друг друга:
_пассивное владение словом ( ребёнок понимает слова, но говорить ещё не умеет);
_Активное использование речи
Формы речевой деятельности предполагают: ситуативную; контекстную, связную; объяснительную.
По мере овладения речью у ребёнка проявляются разные черты характера: эмоциональность, общительность, активность, стремление к постижению грамматики, любознательность.
Если жизнь дошкольника правильно организована, то речь становится средством общения уже в раннем возрасте. Главным условием при этом является обязательное общение со взрослым. Другими словами _ ребёнок должен постоянно слышать человеческую речь, таким образом подражать взрослым. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности ребёнку трудно, даже порой невозможно будет научиться общаться с детьми, другими людьми. Он может вырасти замкнутым, необщительным.
В дошкольном возрасте не менее важную роль в развитии детей играет общение со сверстниками. В играх, контактах со сверстниками ребёнок в десять раз более экспрессивен. Особенно успешно развитие ребёнка происходит в коллективных видах деятельности. Общение со сверстниками сильно отличается от общения со взрослыми: ребёнок раскрепощается, использует нестандартные высказывания, отступает от строгих правил, мгновенно подбирает нужное слово или выражение, выбирает нужную эмоцию, учится конфликтовать, договариваться, уступать и т.д. Взрослый учит малыша нормам общения, учит говорить как все, как надо. Общение с друзьями предполагает большое поле творчества. В контактах с детьми ему важно высказаться самому, чем выслушивать другого. Дети перебивают друг друга, поэтому беседы между ними не получается. В общении со взрослым дети больше слушают, чем говорят сами. Поэтому общение со сверстниками богаче по своему назначению и функциям.
Таким образом, полноценное развитие речи предполагает обязательное общение как со взрослым, так и со сверстниками. Для полноценного овладения речью к 5-6 годам существует много методов, приёмов. Самые действенные- картинки, сказки. Картинки- наглядное изображение предметов, событий, признаков. По картинкам педагогу и родителям легко провести с детьми живую, непринуждённую беседу, во время которой активизируется лексика, словарь, грамматика языка.
Особенно внимательно ребёнок рассматривает картинки к сказкам. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами. Из сказок дети получают представления о времени и пространстве, о связи человека с природным и предметным миром. Сказки помогают понять, что такое храбрость, добро и зло. Овладение красотой родного языка происходит в процессе развития кругозора. Эта сложная и ответственная работа проводится с учётом детской психологии, обязательно в игре.
Речь является основным средством человеческого общения.
Использованная литература:
1.Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, 1998
2.Филичева Т.Б., СоболеваА.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1997
3.Ивановская О.Г.,Гадасина Л.Я., Читаем сказки с логопедом. С-Петербург. 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический КВН "Речь и общение"
Ежегодно провожу с педагогическим коллективом логопедический КВН....
Родительское собрание на тему:«Речь и общение»
Данный материал поможет педагогу в приобщении родителей к работе по формированию связной речи у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи в общении со взрослыми".
Консультация по теме:«Развитие связной речи в общении со взрослыми» Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять...
Статья . "Речь и общение в дошкольном возрасте"
Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. ...
Игры способствующие развитию речи и общению
Понимание речиНазвание навыка.1. Показывает изображение называемых предметов.2. Может отгадать предмет по описанию его назначения.3. Понимает вопросы со словами «что2 и «где».4. Понимает отрицан...
Игры способствующие развитию речи и общению
Понимание речиНазвание навыка.1. Показывает изображение называемых предметов.2. Может отгадать предмет по описанию его назначения.3. Понимает вопросы со словами «что2 и «где».4. Понимает отрицан...
Выступление на методическом объединении «Формирование диалогической речи детей с нарушениями речи в общении с взрослыми»
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разгово...