Театральные игры как средство развития речи у дошкольников
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Презентация - консультация для педагогов дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_i_rech_detey.ppt | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша. Проникнется и мудростью и добротой, И с чувством сказочным Пойдёт он жизненной тропой» Г. Попова
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью или наоборот медлительностью, у них рассеянное внимание, слабый артикуляционный аппарат, они могут быть агрессивны и стеснительны и т.п ..
Понятие «Театрализованная игра» Л.С. Фурмина считает, что театральные игры – это творческие игры, игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр: - настольные театрализованные (настольный театр игрушек, настольный театр кукол); - стендовые театрализованные (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр)
Методы организации театрализованных игр: практические: - игры, тренинги как комплекс упражнений, целью которых является приобретение и закрепление определенных навыков; - творческие задания: сочинить сказку, сценку; нарисовать иллюстрацию; сценические (этюды, мини спектакли); наглядные: - просмотр видеозаписей спектаклей и презентаций по конкретным темам; - просмотр спектаклей для детей, посещение концертов и выставок с обязательным обсуждением увиденного; репродуктивные: - участие в концертах, театрализованных тематических вечерах, спектаклях, конкурсах и фестивалях различного уровня; частично-поисковые: - совместный с воспитателем выбор репертуара, определение темы, жанра; - разработка этюдов к образу, экспромтов, импровизаций; проблемные: - создание проблемных ситуаций и поиска различных способов решения задачи.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР: -содержательность и разнообразие тематики; -постоянное, ежедневное включение театральных игр во все формы организации педагогического процесса; -максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; -сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Значение театрализованной игры для развития детей *Развивает художественный вкус, творческие способности, и выразительность речи; *Формирует чувство коллективизма; *Развивает память, мышление, воображение; *Развивает сценическое, певческое, танцевальное творчество; *Расширяет запас слов, речь; *Развивает эмоциональную сферу в передаче хитрости, доброжелательности, щедрости героев; *Приобщает дошкольников к театрализованному, драматическому искусству.
Особенности театрализованной игры * Действия детей с кукольными персонажами; *Непосредственные действия детей по ролям; *Литературная деятельность через диалоги и монологи; *Изобразительная деятельность носит характер пространственно-изобразительной, или оформительской деятельности; *Исполняют знакомые песни от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание и т.д.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ. В младших группах дети не воспроизводят текст, а выполняют определённые действия по образцу, который показывает педагог. Такие игры - имитации активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет. Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, показанных воспитателем. Дети радостно и эмоционально принимают их. Здесь очень важна артистичность и эмоциональность педагога. Чем меньше ребёнок, тем ещё выразительней должна быть игра.
ОБОГАЩАЕТСЯ ИГРОВОЙ ОПЫТ ДЕТЕЙ ЗА СЧЁТ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ: *Освоение позиции «зритель» - досмотреть и дослушать до конца, поблагодарить артистов; *Первичное становление позиции «артист» (умение пользоваться некоторыми средствами выразительности, для передачи образа персонажа, его эмоций, переживаний; умение обыгрывать действия персонажа с помощью куклы); *Способность взаимодействовать с другими детьми, играть, понравившиеся роли.
В среднем возрасте ребёнок переходит к игре, ориентированной на зрителя, где важна не только игра, но и важен результат. Игра становится средством самовыражения, дети учатся сочетать в роли текст и движение, развивается чувство партнёрства. Наиболее активные дети начинают вместе с воспитателем драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр, а с малоактивными детьми необходимо пробовать драматизировать произведения с небольшим количеством действий. Вводятся рассказы от первого лица с сопровождением текста, движений и музыки. Театрально - игровой опыт детей расширяется за счёт игр - драматизаций с использованием нескольких персонажей, игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, постановок спектаклей по произведениям отечественных и зарубежных авторов, настольного, кукольного, пальчикового театра. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизированного характера. Особое внимание уделяется импровизации и творчеству в процессе придумывания игры.
УСЛОЖНЯЮТСЯ ТЕАТРАЛЬНО - ИГРОВЫЕ УМЕНИЯ ДЕТЕЙ: *Дальнейшее развитие позиции «зритель» (проявлять элементы зрительской культуры, позитивно оценивать игру сверстников) ; *Умение использовать средства невербальной и интонационной выразительности, для передачи образа персонажа, умение управлять куклой или игрушкой, передавая её жесты и движения; *Первичное усвоение позиции «режиссёр», умение создавать игровое пространство на плоскости стола; *Умение овладевать качествами оформителя спектакля; *Умение позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, договариваться при распределении ролей и уметь разрешать конфликтные ситуации.
В старшей группе дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки. Для этого необходимо организовывать экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, включать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности. Игры детей начинают носить контаминационный характер, свободное построение сюжета. Центром игры становится не только «артист», но и «режиссёр», «оформитель», «костюмер». По новому идёт приобщение детей к театральной культуре: знакомство с назначением театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства. Ещё больше обогащается театрально - игровой опыт. Усложняются тексты для постановок. Игра - фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж.
РАЗВИВАЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ: *«Зритель» становится помощником и советчиком; *«Артист» самостоятельно выражает своё отношение к персонажу с помощью средств невербальной и вербальной выразительности; *«Режиссёр» способен воплощать свои замыслы самостоятельно; *Дети овладевают простыми навыками оформителя – костюмера;
Подготовительная к школе группа. В этом возрасте игра - драматизация становится спектаклем. Дети играют для зрителей. Для лучшего понимания литературного произведения, необходимо рассматривать иллюстрации к нему и обратить внимание, на эмоциональное состояние персонажей; подбирать упражнения на развитие внимания и воображения; эмоционально выражать состояние персонажа с помощью интонации, мимики, жестов и позирования. Уметь настраивать себя с помощью специальных упражнений на выполнение предстоящих действий, смену мимики и позы при переключении с одного действия на другое. Для этого необходимо использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик. Это позволит обогатить речь детей новыми выразительными средствами. Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Очень эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям, диафильмам. Такая совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки спектаклей даже недостаточно активных детей, тем самым, помогая им преодолевать стеснительность и скованность.
РАЗВИВАЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ: *«Зритель» становится помощником и советчиком; *«Артист» способен самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности, развито умение психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать свою мимику, позы и жесты. «Режиссер-сценарист» способен воплощать свои замыслы самостоятельно, придумывать сюжеты, предстоящего спектакля, согласовывать с артистами их роли и диалоги, организовывать деятельность других детей. «Костюмер-оформитель» способен обозначать место «сцены» и «зрительного зала», подбирать атрибуты и предметы-заместители, костюмы и детали к костюмам, изготавливать афиши и приглашения к спектаклю.
Название: « Театрализованные игры в детском саду» Автор: Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Издательство: Школьная пресса Год выпуска: 2001 Серия: Дошкольное воспитание и обучение Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т.д. Представленные в книге разработки занятий, театрализованные игры помогут взрослым - родителям, воспитателям - учить детей жить в этом мире, строить свои отношения с людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у дошкольников
Сюжетно-ролевая игра как основа развития речи у детей. Игру принято называть «спутником детства». В игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и ...
Методическая разработка " Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников"
Методическая разработка...
Дидактическая игра как средство развития речи младших дошкольников
Дидактическая игра как средство развития речи младших дошкольников...
Презентация "Дидактические игры, как средство развития речи у дошкольника"
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей.Дидактические игры – это игры, предназначенные для о...
Пальчиковые игры как средство развития речи младших дошкольников
1. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.2. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой, затем левой, а по...
Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития речи старших дошкольников"
Методическая разработка будет интересна воспитателям старших и подгоотовительных групп. В ней дана полная характеристика дидактических игр для дошкольного возраста....
Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников
Дидактические игры являются важным средством воспитания, с их помощью педагог воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще....