«Формирование грамматического строя речи посредством игры. Экскурсия в лесную школу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1375
Открытый показ «Формирование грамматического строя речи посредством игры. Экскурсия в лесную школу» в подготовительной группе
Воспитатели: Алфутова О. Н.
Новикова Ю. В.
Цель:
- Формирование грамматического строя речи посредством игры.
Задачи:
- Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
- Закреплять умение составлять предложения
- Закреплять умение образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах
- Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные
- Закрепление навыков словообразования
- Закрепление умения образовывать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом (-ик-, -очка-, -ка-, -ина-, -инка-)
- Продолжать помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, потому что, если, если бы.)
- Закреплять умение вставлять в предложение пропущенный предлог
- Развивать мышление и связную речь детей
- Развивать логику, внимание, умение сочетать движения с текстом
- Совершенствовать фонематический слух
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание принимать активное участие в играх, познавать новое и закреплять материал, усвоенный ранее.
Ход занятия.
Воспитатель | Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые! -Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, почтальон принес мне письмо. Но адресовано оно вам, поэтому я не стала его открывать, давайте откроем его вместе и прочитаем. «Дорогие ребята! Я давно за вами наблюдаю, и вы мне очень нравитесь. Вы такие дружные, находчивые ребята, вы стали совсем большими, в этом году осенью вы пойдете в школу, и я решила пригласить вас в свою лесную школу, где я для вас приготовила интересные, но сложные задания» Мудрая Сова Ребята, мы справимся, как вы думаете? Стук в дверь. Входит Лиса. |
Лиса | Я, Лиса Патрикеевна. Узнала я, что Мудрая Сова пригласила Вас в нашу лесную школу и я хотела бы вас проводить. Ой! Я забыла поздороваться. Здравствуйте, всем доброе утро! Сколько гостей. -Ребята, а вы пожелали нашим гостям доброе утро, так как вы умеете, четко проговаривая звук [р]. Н. Красильникова «Доброе утро». |
Лиса | Вы знаете, что в лесной школе учатся звери, давайте мы представим, как зверята идут в школу. Логоритмическое упражнение «В школу» Осенним днем лесной тропой Дети идут по кругу друг за другом Звери в школу шли гурьбой. За мамой-лосихой топал …(лосенок). Идут, громко топая. За мамой-лисицей крался… (лисенок). Идут крадучись. За мамой-ежихой катился… (ежонок). Передвигаются в глубоком приседе. За мамой-медведицей шел…(медвежонок). Идут вперевалку. За мамою-белкой скакали…(бельчата). Скачут на носочках, согнув руки перед грудью. За мамой-зайчихой — косые…(зайчата). Скачут, сделав «ушки» из ладоней. Волчица вела за собою…(волчат). Идут на четвереньках. Все мамы и дети учиться хотят. Останавливаются. |
Воспитатель | И так мы пришли в класс, где учатся звери- первоклассники. -Смотрите, Мудрая Сова оставила нам конверты, наверно в них лежат задания. Первый конверт с заданиями к уроку математики. Воспитатель открывает конверт. Д\И «Посчитай-ка» 1.Сосчитать до десяти и обратно используя словосочетание внимательный ученик Один внимательный ученик, два внимательных ученика… 2. Сосчитай парами до десяти используя словосочетание хорошая оценка Две хорошие оценки, четыре хорошие оценки…. 3.Д/игра «Один - много» (с использованием наглядного материала). |
Лиса (звенит звонок на переменку) | Как и в настоящей школе, у зверей в лесной школе тоже есть перемена. Переменка «Назови по-другому» (с мячом) -ик- Лист (листик), ковёр (коврик), гвоздь (гвоздик), дождь (дождик). -очка- Кость (косточка), ветка (веточка), пятка (пяточка), сумка (сумочка), вилка (вилочка). -ка- Вата (ватка), земляника (земляника), смородина (смородинка), лошадь (лошадка), дорога (дорожка). -ина- Виноград (виноградина), трава (травина), мармелад (мармеладина), изюм (изюмина). -инка- Дождь (дождинка), пух (пушинка), снег (снежинка), лёд (льдинка). |
Воспитатель | А вот второй конверт с заданиями к уроку русского языка. И так…
Первого сентября я поднялся рано утром, чтобы не опоздать … школу (в). Ночью я плохо спал … того что очень волновался (от). Надев свой новенький костюм, я выскочил … стола, даже не позавтракав (из-за). Я достал свой портфель … стола и направился .. двери (из-под, к). …двери я вспомнил … букете для учительницы (возле, о). мама успокоила меня, сказав, что сама вытащит букет … вазы (из). Подойдя … школе, мы увидели много ребят, толпящихся … школы (к, возле). Оказывается, другие первоклашки тоже пришли раньше положенного и теперь шумно разговаривали … собой (между). Но вот вышли учителя … табличками, на которых были написаны цифры класса, и мы дружно ринулись … своему учителю (с, к). «… добрый путь, милые первоклашки», - мысленно проводили нам родители (в). |
Лиса (звенит звонок) | Переменка «Зайцы» Скачут, скачут во лесочке (прыжки на месте на двух ногах) Зайцы – серые клубочки. (Руки возле груди, как лапки у зайцев.) Прыг-скок, прыг-скок – (прыжки вперед-назад) Встал зайчонок на пенек. (Встать прямо, руки возле груди) Всех построил по порядку. (Прыжки на месте) Стал показывать зарядку, (Встать прямо, руки опустить) Раз! Шагают все на месте. (Шаги на месте) Два! Руками машут вместе. (Руками перед собой выполняют движение «ножницы») Три! Присели, дружно встали. (Присесть, встать) Все за ушком почесали. (Почесать за ухом) На «четыре» потянулись. (Выпрямиться) Пять! Прогнулись и нагнулись. (Прогнуться, наклониться вперед) Шесть! Встали снова в ряд. (Построиться в ряд) Зашагали, как отряд. (Шаги на месте) |
Воспитатель | А в третьем конверте задания к уроку Окружающий мир. Лиса просит, чтобы воспитатель разрешил ей открыть конверт и поиграть с ребятами. 1.Д\У «Подружи словечки» (Все слова перепутались, просьба поставить их в правильном порядке, чтобы получилось предложение).
(Задорно чирикают воробьи))
(В кустах свищут синицы)
(На березах трещат сороки.)
(На деревьях стучат дятлы)
(Лес наполнился птичьим гамом.)
(В кустах шуршит ежик.)
(Бежит лиса по лесочку, хвостом следы заметает.)
(Охотники в лесу увидели звериные следы.) 2. Д/У «Что потеряли животные?» -Животные растеряли свои уши, хвосты, лапы. Помоги правильно назвать все, что потеряли звери. Волк – лапа волчья, хвост волчий, уши волчьи. Медведь, лиса, заяц, белка, барсук, олень, лось, рысь, лев, тигр, крокодил, кошка, собака, лошадь, корова, осёл, коза, овца. |
Воспитатель (звенит звонок) | -Путешествие наше закончилось, и мы отправляемся в обратный путь. Переменка «Мы шагаем» Топни правою ногой, шаг направо, на месте стой. Топни левою ногой, шаг налево, на месте стой. Повернись направо к другу, повернись налево к другу. Встань на место, раз, два, три. Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три. А потом пойдем налево, раз, два, три. В центре круга соберемся, раз, два, три. И на место все вернемся, раз, два, три. |
Итог |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Лесная школа»
Программные задачи:упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных от существительных и включать их в предложения;закрепить и расширить знания детей о диких животных;развивать мышлен...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Конспект занятий по развитию речи старшей группы на тему:1.Составление рассказа по картине «Ёжик» 2.Формирование грамматического строя речи. Дидактическая игра «Кто у кого?»
Содержание:1.Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по картине...
Мастер-класс для педагогов "Формирование грамматического строя речи: дидактические игры и игровые упражнения."
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по использованию игр и игровых уп...
Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.
У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...
"Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе "
Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов ДОУ по теме самообразования....
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...