нод познавательно- речевое " САМОВАР- БАТЮШКА"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
проектная деятельность ДОУ,старший возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_samoovar_batyushka.docx | 535.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №59 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально- личностному развитию детей Кировского района г. Санкт- Петербурга
Конспект непосредственной образовательной деятельности (в рамках проекта «А как на Руси раньше жилось?») Для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Самовар – батюшка»!
Составитель Бойко К .Г., воспитатель
Санкт- Петербург
201
Вид : познавательно – речевое, исследовательское.
Использованные технологии: Информационно - коммуникационная, здоровьесберегающая, игровая.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «речевое развитие", «социально - коммуникативное развитие", «художественное - эстетическое развитие"
Цели: ознакомить детей с историей возникновения самовара на Руси, воспитывать интерес к истории и традициям своего народа.
Задачи:
- Познакомить детей с самоваром, с особенностями его строения;. Рассмотреть особенности жарового самовара. расширить общий кругозор детей, расширить лексический словарь новыми словами. Развивать мышление, воображение, память детей; учить детей устанавливать причинно-следственные связи;
- Формировать уважительное отношение к истории России, ее наследию и традициям; развивать познавательный интерес к исследовательской работе, к «изучению» старины.
Словарная работа: самовар, самоварная столица, туляк, традиция, «прянишники», жаровой самовар, тулово, лучина.
Предварительная работа: чтение произведения К.И. Чуковского «Федорино горе», рисование самоваров, лепка из соленого теста, прослушивание аудиозаписей «Пых-пых», «Самовар – самоварище », досуг посвященный празднику Масленица, создание выставки совместно с родителями по теме «Самоварчик, самовар, самоварище..» разучивание пословиц поговорок стихов о самоварах и чаепитии.
Оборудование и материалы: русские народные костюмы для детей и воспитателя, иллюстрации с изображением разных видов самоваров, разрезные картинки «Самовар» , две куклы-игрушки самовары, экспонаты музейно-образовательного пространства«Крестьянская изба» печка, лавки, стол, скатерть и др., «карусель» (обруч с лентами) - самовар жаровой, самовар электрический, самовар-сувенир; электрический чайник; заварочный чайник, набор посуды для чаепития, набор чашек с блюдцами, сушки, баранки, пряники, ноутбук, соленое тесто, доски для лепки, стеки, зубочистки, трафареты, влажные салфетки.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями (здороваются)
Воспитатель: Пришла я к вам сегодня со своей чудесной корзинкой. Давайте, заглянем внутрь? (в корзине лежат разрезные картинки два вида).
-Выбирайте себе понравившийся. Образуются две группы детей.
-Переверните картинку, посмотрите на изображение. Как вы думаете, что можно сделать с вашими картинками? (ответы детей: собрать общую картинку, должна получиться картинка и т.п.).
Воспитанники приступают к выполнению задания.
Смотрим результаты работы. Получаются изображения самовара и самоварчика.
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? (ответ…самовар и маленький самоварчик). Ребята, а что такое самовар? (отвечают)
Воспитатель: Да, «Сам варит » - отсюда и слово произошло « самовар ».
Давайте вместе его произнесем : « Самовар ».( Произносим 2 – 3 раза ).
Слышится стук. Входит взрослый (почтальон) с почтовым конвертом - посылкой.
Воспитатель: Ребята нам пришла посылка из города Тула. Дети, а вы знаете, что является символом Тулы? Конечно же, самовар.
Откроем ее? (отвечают, открывают). Знакомьтесь, ребята - это мама самовариха и ее маленький сынок самоварчик. Они живут в городе Тула в музее самоваров, а сегодня прибыли к нам, но не просто в гости, а хотят рассказать нам одну очень интересную историю.
Послушайте ее…
«В один из вечеров в музее, где живут наши гости(на полке- выставке самоваров), появился электрический чайник. Чайник не обращал никакого внимания на малютку-самоварчика. Он важничал, пыхтел и выпускал пар. Заметив самоварчик, он сказал важным голосом: «Не понимаю, что делает в музее этот малыш! Ему здесь не место, как в прочем и всем самоварам, таким старым и уродливым! Их время прошло! Они никому не нужны! Толи дело мы, чайники! Современные, красивые, а, главное, нужные людям! А, эти толстые и неуклюжие, откуда они взялись и зачем нужны?
После таких слов самоварчик огорчился. Он, живя в музее столько времени, среди своих родственников старинных самоваров, никак не мог подумать, что они, самовары, не нужны людям. Тут он услышал нежный знакомый голос его мамы. Она улыбнулась и сказала: «Малыш, не бойся и не верь чайнику. Самовар – это не просто сосуд, в котором кипятят воду! Это ТРАДИЦИЯ русского народа! Ты знаешь, что означает это слово?» Самоварчик в ответ покачал своей крышечкой. Он никогда не слышал этого слова….
Воспитатель: А, вы ребята слышали это слово? (отвечают)
Традиция – это обычай, обряды, привычки чтимые народом и передаваемые из поколения в поколение, например от наших бабушек и дедушек нам с вами.
Самовар на Руси был очень почитаемым предметом. Как вы думаете, откуда взялись самовары? Хотите узнать? (отвечают )
А, давайте отправимся с самоварчиком и его мамой в путешествие в далекие времена и поищем ответ на этот вопрос?
По традиции нашей с вами, поможет нам в этом волшебная карусель. «Карусель крутись, вертись время вспять обернись! »
Дети проходят по кругу через волшебную карусель и оказываются в старинной избе.
Вот мы снова в русской избе. Давайте рассмотрим, что здесь есть. (Дети осматривают, рассказывают). Стол накрыт для чаепития.
Ребята вы загадки любите? (отвечают) Тогда отгадывайте о ком они?
1.Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.
Никогда не ест, а только пьет,
А как зашумит - всех приманит. (Самовар)
2.Сверху дыра и снизу дыра,
А в середине огонь да вода. (Самовар)
3.У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит. (Самовар)
4.Стоит толстячок, блестит бочок
Шипит, кипит, всем чай пить велит. Молодцы, все правильно это самовар. Какой же он, самовар? (отвечают)
Воспитатель сопровождает осмотр рассказом. А, сейчас я вас приглашаю познакомиться поближе с семьей самоваров.
-Жаровой самовар. У самовара есть тулово или туловище. Оно может быть круглым, продолговатым, фигурным в зависимости от задумки мастера. У нашего главного самоваров тулово вытянутое, широкое у крышки и становится узким к основанию. Есть ручки. Ножки. И конечно, важная деталь самовара-носик или краник с ручкой.
-Как вы думаете, для чего носик самовару? (ответы детей)
Правильно! Открывая носик, мы наливаем кипяток в чашку. Давайте, снимем крышку и заглянем внутрь самовара. (Дает возможность заглянуть каждому воспитаннику внутрь)
-Что мы видим? (ответы детей: труба)
-Для чего? (ответы детей предположительные)
В трубу складывали шишки, щепки и поджигали. их лучиной а потом раздували огонь сапогом. Пространство вокруг трубы заполняли холодной водой. Закрывали крышкой. Теперь давайте подумаем, что же происходило дальше? (ответы детей. Если дети затрудняются с ответом, наводящими вопросами подводить их к верному умозаключению: при горении выделяется тепло и вода нагревается).
А, когда закипала в самоваре вода, то в специальное приспособление наверху в самоваре устанавливали заварной чайник. добавляли листочки смородины, малины, земляники.
Вся семья на Руси собиралась за столом пить чай, а во главе стола стоял самовар. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет стал героем многих художественных произведений. Какие из них вы знаете (отвечают). В народе говорили: «Печка - матушка, а самовар-батюшка! »
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете поговорки о самоварах и чаепитии? (отвечают)
Да, на Руси за самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами, пряниками. Вели беседы. Его покупали на всю жизнь, берегли, ухаживали, передавали от родителей к детям. Проходили годы, дети вырастали, у них появлялись свои дети, но члены семьи продолжали собираться все вместе за большим столом. Они обязательно пили чай из самовара и рассказывали интересные истории. Вот это и есть традиции!
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой!
Физминутка. Воспитатель. А теперь давайте немножко поиграем с вами.
дети выполняют движения, проговаривая текст.
Ехали мы ехали 2р (движутся по кругу)
Со своим самоваром в Тулу мы не ехали,
Наконец приехали, в Тулу Мы приехали 2р.
Со своим самоваром в Тулу мы не ехали (показывают отрицание пальчиком)
Шишек из лесу возьмем,
И водицы принесем,
Самовар наш разведем и брюшко ему зажжем,
Самовар поставили и пыхтеть заставили,
Разожгли его брюшко и пыхтеть заставили.
Закипел он, засвистел, свою песенку запел
Пых- пух-пух, пых- пух-пух
Свою песенку запел.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.
Крышка звонко зазвенела,
«Пейте чай,вода вскипела»!
Краник быстро повернем,
Чаю вкусного нальем,
Станет сразу веселей, позовем за стол друзей.(2 раза)
Воспитатель: Ребята, теперь главный наш вопрос, как же все-таки появились самовары и какими они были? Давайте узнаем…
Показ презентации. (История русского самовара). Кто же придумал пить чай из самовара?
Первые фабрики, где изготавливали самовары, появились в городе Туле.
Тула гордится своими великими самоварщиками, тульский самовар считается самым лучшим! Самовары делали из красной и зелёной меди, серебра. Были они самой разнообразной формы: чаша, ваза, рюмка, банка. Были такие смешные и необычные, как редиска, петух, терем. Позднее стали выпускать электрические самовары, а так же расписные.
Воспитатель. - Ну, что ребята, теперь мы с вами знаем, как появились самовары на Руси и какую роль в жизни людей они имели. Посмотрели, какими разными были самовары.
Как вам кажется, самовары нужны людям? (ответы)
Как вы думаете, маленький самоварчик, теперь сможет собой гордиться? (отвечают).
Подсказка: Ведь он узнал, как важен самовар для русского человека, с какой любовью и трепетом относятся люди к традиции самоварного чаепития в нашей стране.
Ребята, и конечно какое же чаепитие без угощения? Дети на Руси очень любили получать в подарок пряники. Они были лепные, печатные. Посмотрите вот он – тульский пряник. (показывает пряник).
Тульский пряник, как и самовар, тоже родом из Тулы, он считался у наших предков дорогим подарком. Тех, кто делал пряники, называли "прянишниками"
Давайте и мы с вами попробуем стать «прянишниками».
Для работы все у нас готово. Звучит тихая народная музыка.
Проходите на свои места. Дети садятся за столы (лепят из теста пряники). В конце работы, показывают результат.
Рефлексия.
Что же вам понравилось в нашем сегодняшнем приключении? Что запомнилось? Хотелось бы вам, еще попутешествовать?
Ну, что же нам пора возвращаться ,идем на нашу волшебную карусель. И самоварчикам пора домой рассказать всем своим сородичам в музее о том, как важна их роль, как важно сохранить память о наших, русских традициях.
Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях. Ни одно городское кафе не сможет повторить все это, потому что это память, живущая в сердцах.
«Карусель, крутись, вертись время обратно вернись». Дети прощаются, уходят под музыку.
Литература: программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
Конспект открытого НОД по познавательному развитию « Самовар кипит - уходить не велит » для детей старшей группы
материал для обобщения и систематизирования знаний детей о чае, его происхождения, история его распространения по всему миру, о традициях употребления чая в России, об истории самовара....
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Самовар-батюшка
проект...
Сообщение к семинару по познавательно-речевому развитию «Развитие познавательно-речевой активности через использование развивающих игр»
Сообщение к семинару по познавательно-речевому развитию...
Конспект ОД по познавательному развитию " Самовар"
Конспект ОД по познавательному развитию во 2 младшей групппе...