Занятие по развитию речи "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Перевозчикова Альбина Акрамовна

Занятие по развитию речи "Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda.docx263.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовск детский сад №80 «Светлячок»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

 «Посуда»

Воспитатель:

Перевозчикова Альбина Акрамовна

г.Нижневартовск

        Цели: Активизировать словарь по теме: «Посуда»; закрепление категории род. падежа ед. числа; продолжать учить составлять сложноподчиненные предложения; закрепление понятия «слово»; укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, способности управлять движениями кисти по показу, словесной инструкции; тренировать способность пространственного ориентирования и выделения фигуры из фона.

Закрепление представлений о посуде, ее многообразии и назначении.

Расширение словарного запаса.

Развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия.

Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Ход занятия

Выполняется пальчиковая гимнастика «Посуда». Дети делают движения, соответствующие тексту.

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре -

Мы посуду перемыли.

Чашку, чайник, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали!

Скажите одним словом, что мы мыли?

Дети. Посуду.

Воспитатель. Какую посуду мы мыли?

Дети отвечают.

А сейчас я хочу загадать вам загадки о посуде, а вы подумайте, о каких предметах эти загадки.

 Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

(Чайник.)

 Сама не ем, а людей кормлю.

(Ложка.)

 И в столовой, и на кухне,

В ресторане и везде:

Если варят - то в…

(кастрюле),

Жарят на… (сковороде).

Молодцы! Правильно отгадали! А теперь найдите картинки-отгадки у нас в группе. Несите мне их.

Картинки развешаны в разных местах по группе. Дети выполняют задание.

Игра «День - ночь»

Это игра на развитие памяти и внимания. Детям предлагается запомнить ряд из 3-5 картинок с изображениями посуды, а затем по команде «Ночь!» закрыть глаза. По команде «День!» дети открывают глаза и находят изменения в расположении картинок, которые произвел воспитатель. Игра проводится с разными наборами посуды несколько раз.

Игра «Назови ласково»

Дети по заданию воспитателя говорят уменьшительно-ласкательные названия предметов посуды.

В: Чашка.

Дети. Чашечка.

Физкультминутка

Проводится хороводная игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.

Воспитатель:

Вот большой стеклянный

чайник:

Дети надувают животик.

Очень важный, как начальник!

Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.

Вот фарфоровые чашки:

Очень хрупкие бедняжки!

Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни - разобьются!

Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке.

Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.

Вот пластмассовый поднос:

Он посуду нам принес!

Наклоняются вперед, руки, как с подносом, тоже вытягивают вперед.

Орг. момент.

Воспитатель: А сейчас мы с вами послушаем отрывок из произведения, нужно будет угадать какого….. 

 (Звучит отрывок из сказки «Федорино горе») (презентация)

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит,
Дребезжит…
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи
Перескакивают.
А за ними блюдца,
блюдца –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь-ля-ля!
Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь!
Натыкаются,

И стаканы – дзынь!
Разбиваются.
И бежит, бренчит,
Стучит сковорода:
«Вы куда? Куда?
Куда? Куда? Куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Вопросы детям:

Из какого произведения отрывок?

Назовите автора.

А вы знаете, что отрывок читал сам автор?

Воспитатель: Ребята, вы узнали, от кого это письмо?

Дети: От Федоры.

В достает письмо и читает:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда! Приезжайте ко мне, помогите мне, пожалуйста, вернуть посуду. А я обещаю вам, что исправлюсь.

С уважением к вам, Федора»

В: (показывает коробку с посудой) Ребята, так что это мы с вами по пути собрали?

Дети: Посуду!

Воспитатель: Да. Я же говорила, что эти предметы нам еще пригодятся.

Воспитатель: А для чего нужна посуда?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Ребята, Поможем  Федоре?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а вообще, какая бывает посуда? Хотите посмотреть?

 «Какая бывает посуда?»

материалы, из которых изготавливают посуду.

Посуда расставлена на столе, дети рассматривают ее и образуют качественные прилагательные (Кастрюля из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный и т.д.)

 Игра «Собери целое».

Воспитатель: Ой, ребята, как же все-таки Федора не любит свою посуду, всю перебила. Хотите помочь ей склеить кусочки посуды?

На ковре рассыпаны разрезанные на части картинки с изображением посуды. Детям раздаются карточки с «целой» посудой. Нужно собрать из частей свою картинку.

 «Что в чем подадим?»

. Для некоторых продуктов питания есть специальная посуда. Селедка – селедочница, сахар – сахарница, фрукты – фруктовница и т.д.

 

гимнастика для глаз.

Смотрим вправо – никого,
Смотрим влево – никого,
Раз – два, раз – два,
Закружилась голова.
Глазки закрываем, 
Глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,
Вверх посмотрим да-да-да!
Глазки вниз ты опусти,
Снова вверх их подними.
Пальцами погладь глаза,
Отдыхать пришла пора
.

 Федора.

Как только упражнение заканчивается, в группу входит Федора.

Федора: Здравствуйте, ребята! Вы уже здесь?! А я ходила искать сбежавшую посуду, но ничего не нашла.

Воспитатель: Здравствуй, Федора. А мы нашли твою посуду и захватили ее с собой. Подает коробку с посудой.

Федора: Ой, как хорошо! Спасибо! А я ведь ребята решила исправиться! Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду, и любить, и уважать. (Оглядывается по сторонам) Ой, ребята, да вы и порядок навели уже, всю посуду по полочкам расставили, молодцы! Спасибо вам

большое! А я вам за это гостинцы приготовила.

Воспитатель. Мы с вами разобрали, какая бывает посуда, из какого материала она бывает сделана. А теперь давайте с помощью физминутки вспомним, для чего же нам необходима посуда.

Дети читают стихотворение, имитируя движениями слова.

Для чего нужна посуда?

Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним слова из этой замечательной сказки о том, как Федора встречала вернувшуюся посуду, и разомнем пальчики для следующего задания.

Пальчиковая гимнастика

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поглаживают тыльную сторону ладоней
Поливала, умывала,
Полоскала их она.
Потирают ладони друг о друга
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Сжимают и разжимают пальцы
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Хлопают в ладоши
Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Фонарики»
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
Полетели, зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь!

Вытягивают ладошки вперед (4 раза)

Физминутка.

Девочки и мальчики                      Дети выполняют действия по тексту,

Прыгают, как мячики,                   на последних словах ложатся на

Ручками хлопают,                          животики на ковёр.

Ножками топают,

Глазками моргают,

Потом отдыхают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами".

Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами"....

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...