Занятие по развитию речи "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Орлова Альбина Сергеевна

Конспект занятия в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

«Зимушка – Зима»

Составила:

Орлова А.С.,

воспитатель

Междуреченский, 2016 г

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

«Зимушка – Зима»

Задачи: Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные слова и выражения.  Активизировать употребление однокоренных слов. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

-Отгадайте, ребятки

Про кого моя загадка?

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом?

Шьёт пуховые перины,

Разукрасив все витрины? В. Лунин.

(Зима)

(Выставляется картина с изображением зимы)

- Чтобы порадовать зиму, давайте поиграем в «Зимние слова».

(Дети, встав в круг, передают мяч друг другу, называют «зимние» слова: метель, вьюга, снеговик, снежинка, мороз и т. п.)

- Молодцы! Думаю, зима довольна.

- Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме».                                                                                                                                На дворе зима, а как  же называются зимние месяцы?  (Декабрь, Январь, Февраль.)                                                                                                                                                             - А какие изменения происходят в природе зимой?   (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

  1. Работа по подгруппам: Игра «Придумай слово».

Образование родственных слов.

1-я групп подобрать родственные слова к слову снег: снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник.

2-я группа подобрать родственные слова к слову зима: зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать.

- Я начну читать стихотворение И. Лопухиной «Снегопад», а вы, пожалуйста, добавляйте по смыслу слова – родственные слову «снег».

- Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… снег.

С неба все скользят пушинки-

Серебристые… снежинки.

На посёлки, на лужок

Всё снижается … снежок.

Вот веселье для ребят

Всё сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … снежки.

Словно в белый пуховик

Нарядился… снеговик.

Рядом- снежная фигурка –

Это девочка… Снегурка.

На снегу-то, посмотри, -

С красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… снег.

  1. Развитие связной речи

Рассказ воспитателя  «Гостья зима»                                                                «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

         Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.    

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».                                                                                                                

Первичное восприятие рассказанного воспитателем:                                                                       - Кто пришел к нам в гости?                                                                                                            - Какое время года было до этого?                                                                                          - Чем зима накрыла землю?                                                                                                                        - Какие подарки принесла зима?                                                                                           - Для чего людям нужны эти подарки?                                                                                          - Что такое зимние забавы?

  1. Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений.                                          Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.                                                                 По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.                                                                   И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.                                                                           На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.                                                                  И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.                                                                 Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
  2. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

И картинам

6. Игра с мячом: «Какая?»                                                                                                       Подбор однородных определений к слову зима:                                             холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.     (Дети при правильном ответе вытягивают снежок  из «Волшебного сундучка»).                                                                                             

7. «Снежок - загадка» отгадывание загадок:                                                                 Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.                                                                                                               Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)

Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы,                                                                                               В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые ... (Снежинки)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)

Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой?                                                                                                            Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)

Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)

Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)

 Итог занятия                                                                                                                   - Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии?                                                                          - Что мы делали?                                                                                                                             - Что Вам понравилось?    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированное занятие по развитию речи"Зима".

Комбинированное занятие по развитию речи совмещенное с рисованием. Развивается связная речь, вводятся новые слова. уточняется понятие антиномии(день-ночь). Развиваются мыслительные операции:анализ и с...

Занятие по развитию речи "Зима"

Цель: закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы; обогащать словарь с помощью прилагательных. Учить детей понимать скрытое либо метафорическое значение фразеологизмов. Развивать логичес...

конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Используется на занятие отрывок из мульсфильма с песней "Кто такие птички?"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; упражнение на слуховое восприятие "Голоса птиц", ...

конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Использую мультфильм с прослушиванием песни "Кто такие птички"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; физ минутка "Сказочные птички"; упражнение на слуховое восприя...

Итоговое занятие по развитию речи: "Зима"

Продолжать учить детей составлять творческие рассказы с использованием опорных схем и моделей;обогащать и систематизировать знания детей о зиме, подбирать однокоренные слова;способствовать развитию пр...

Презентация к занятию по развитию речи "Зимующие птицы" в средней группе.

Есть "зимующие птицы", которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой, а есть птицы - гости, их называют "кочующими", они прилетают к нам зимой с далёкого холодного севера....

конспект занятия по развитию речи "Зима"

Тема: «Зима»Цель:  Систематизация словарного запаса, развитие связной речи, грамматического строя речи.1.  Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.2. Раз...