Консультация «Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов»
консультация по развитию речи ( группа) на тему

Дацкевич Татьяна Николаевна

Приведена последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raspechatat_konsultatsii.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов

Овладение ребенком дошкольного возраста полноценной речью – важнейшее условие для успешного обучения его в школе. Приобретение достаточно большого словарного запаса, умение правильно строить и грамматически оформлять фразу, владение связной речью, правильное произнесение всех звуков требует систематических занятий.

Формирование навыка словообразования и овладение необходимыми правилами – источник самостоятельного обогащения ребенком своего словарного запаса, а также необходимое условие для усвоения правил правописания в процессе школьного обучения.

Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова предложили последовательную систему работы по формированию у дошкольников образования уменьшительно-ласкательных форм существительных  с указанием конкретного лексического материала.

   Учитывая порядок появления суффиксов в онтогенезе, а также их продуктивность, приведена последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных.  Каждый  из пунктов предложенной ниже системы наполнен конкретным лексическим содержанием, что позволяет использовать данный материал в работе с детьми, не затрачивая времени на трудоемкий подбор и поиск слов.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода                         с суффиксом -к-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: вата – ватка, лапа – лапка, туча – тучка,                        гиря – гирька, гора – горка, нора – норка, лопата – лопатка,                        монета – монетка, малина – малинка, газета – газетка, гитара – гитарка, галоша – галошка.

  • с изменением основы слова:
  • чередование по звонкости – глухости

Лексический материал: рыба – рыбка, шуба – шубка, голова – головка, борода – бородка, трава – травка, пирамида – пирамидка.

  • чередование звуков в основе слова

Лексический материал: рука – ручка, щека – щечка, птица – птичка, щука – щучка, черника – черничка, ежевика – ежевичка.

  • появление беглой гласной и чередование звуков в основе слова

Лексический материал: чашка – чашечка, терка – терочка,                             вилка – вилочка, миска – мисочка, рюмка – рюмочка,                                 тарелка – тарелочка, бутылка – бутылочка, подушка – подушечка, рубашка – рубашечка, катушка – катушечка, ромашка – ромашечка, заколка – заколочка, лавка – лавочка, будка – будочка, лодка – лодочка, ложка – ложечка, дудка – дудочка, коробка – коробочка.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода                      с суффиксом -ок-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: ком – комок, лес – лесок, дым – дымок,                      веер – веерок,  пояс – поясок, якорь – якорек, катер – катерок,                    колос – колосок, свитер – свитерок, хохол – хохолок, чугун – чугунок, котел – котелок.

  • с изменением основы слова: чередование звуков в основе слова

Лексический материал: бак – бачок, сук – сучок,  кулак – кулачок, башмак – башмачок, каблук – каблучок, пиджак – пиджачок.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода                     с суффиксом -ек-:
  • с изменением основы слова: чередование звуков в основе слова

     Лексический материал: замок – замочек, мешок – мешочек,                     носок – носочек, венок – веночек, чулок – чулочек, веник – веничек, фартук – фартучек, чайник – чайничек, горшок – горшочек,                       платок – платочек, значок – значочек, клубок – клубочек.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода                       с суффиксом -очк-:
  • без изменения основы слова

     Лексический материал: ваза – вазочка, роза – розочка, гора – горочка, ванна – ванночка, верба – вербочка, стена – стеночка, парта – парточка, тумба – тумбочка, кофта – кофточка, лента – ленточка,                             шайба – шайбочка, колба – колбочка, лопата – лопаточка,                           пальма – пальмочка, корзина – корзиночка, веранда – верандочка, клумба – клумбочка, бритва -  бритвочка.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода                        с суффиксом -ик-:
  • с изменением основы слова:
  • чередование по твердости – мягкости

Лексический материал: нос – носик, дом – домик, рот – ротик,                     шарф – шарфик, холм – холмик, кекс – кексик, куст – кустик,                      лист – листик, мост – мостик, бант – бантик, кнут – кнутик,                      плот – плотик, берет – беретик, канат – канатик, пакет – пакетик,                  халат – халатик, жакет – жакетик, билет – билетик.

  • чередование по звонкости – глухости и твердости – мягкости

     Лексический материал: лоб – лобик, зуб – зубик, таз – тазик,                       воз – возик, арбуз – арбузик, алмаз – алмазик,  клюв – клювик,                     глаз – глазик, пруд – прудик, плед – пледик, ромб – ромбик,                      столб – столбик, сервиз – сервизик, сугроб – сугробик,                             комод – комодик, огород – огородик, пароход – пароходик,                      паровоз – паровозик.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные мужского рода                       с суффиксом -чик-:
  • без изменения основы слова

          Лексический материал: шкаф – шкафчик,  забор – заборчик,                  сарай – сарайчик, шуруп – шурупчик, футляр – футлярчик,                     трамвай – трамвайчик.

  • с изменением основы слова: чередование по твердости – мягкости

Лексический материал: жетон – жетончик, бокал – бокальчик,                  лимон – лимончик, банан – бананчик, батон – батончик,                            кулон – кулончик, балкон – балкончик, карман – карманчик,                   тюльпан – тюльпанчик, фонтан – фонтанчик, кафтан – кафтанчик, фургон – фургончик, барабан – барабанчик, кинжал – кинжальчик, кувшин – кувшинчик, патрон – патрончик, графин – графинчик,      флакон – флакончик.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода                      с суффиксом -ц-:
  • с изменением основы слова: чередование по твердости – мягкости

Лексический материал:  мыло – мыльце, сало – сальце, жало – жальце, шило – шильце, одеяло – одеяльце, зеркало – зеркальце.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода                         с суффиксом -ышк-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: перо – перышко, зерно – зернышко, гнездо – гнездышко, пятно – пятнышко, бревно – бревнышко, стекло – стеклышко.

  1. Уменьшительно-ласкательные существительные женского рода                       с суффиксом -ушк-:
  • без изменения основы слова

Лексический материал: изба – избушка, голова – головушка,           трава – травушка, ива – ивушка,  борода – бородушка,

рябина – рябинушка.

  1.  Уменьшительно-ласкательные существительные среднего рода

с суффиксом -иц-:

  • без изменения основы слова

Лексический материал: печенье – печеньице, платье – платьице,

кресло – креслице, сиденье – сиденьице, растение – растеньице,

ущелье – ущельице.

 

      Следует отметить, что начало занятий по формированию навыка словообразования следует отнести на самые ранние этапы работы в связи с большим объемом материала по данному разделу. Работа должна вестись последовательно и системно.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Консультация

«Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов»

Подготовила:

Дацкевич Т.Н.

учитель-логопед

г. Югорск

2013г.

Что такое «фонематический слух».

Как и когда он формируется у детей?

   Фонематический слух – способность различать звуки речи, опознавать их.

   К 2 годам ребенок должен хорошо различать на слух все звуки речи, что свидетельствует о достаточном уровне развития фонематического слуха. В словах появляются стойкие звуковые замены. Звуковые замены в норме объясняются неполной сформированностью артикуляционной базы звуков (т.е. неправильным положением органов артикуляции при произнесении звуков).

   К 2 годам 6 месяцам ребенок должен хорошо различать слова-паронимы (отличающиеся одним звуком: «почка-бочка», «коза-коса» и др.).

   К 3 годам у ребенка начинают появляться речевые кинестезии – ощущение от движения органов артикуляции. Начинается момент осознания управления органами артикуляции. Ребенок начинает различать не только слова-паронимы, но и слова, близкие по произношению («уши-усы»).

   К 4-5 годам ребенок различает все звуки речи как на слух, так и в произношении. Параллельно с развитием фонематического слуха у ребенка формируется фонетический слух (его следует отличать от фонематического слуха) – общее слежение за слоговым потоком речи. Благодаря этому слуху ребенок опознает фонему в различных фонетических позициях, извлекает фонему из разных слоговых последовательностей, т. е. у ребенка формируются практические звуковые и морфологические обобщения. Фонетический слух также оценивает искаженное произношение. Фонематический и фонетический слух вместе составляют речевой слух, который осуществляет: восприятие речи; оценивает правильность чужой речи, осуществляет контроль за собственной речью; под управлением своего слуха ребенок начинает приноравливать органы артикуляции к нужному звучанию, начинает ощупывать нужные артикуляционные уклады. Эти артикуляционные позиции записываются в памяти ребенка и воспроизводятся.

   После 4 лет начинают появляться первичные навыки звукового анализа, что свидетельствует о возможности обучения ребенка письменной речи.

   Таким образом, к 5 годам ребенок начинает развивать свою речь с помощью письма и чтения. Недоразвитие фонематического слуха и фонетического слуха может явиться причиной нарушений письменной речи (нарушению письма – дисграфии, нарушению чтения – дислексии) при обучении в школе.

На что следует обращать внимание в речи дошкольника?

Как можно развивать речь?

         От 5 до 7 лет – это время для исправления нарушений звукопроизношения. Напоминаем Вам, что грубые нарушения звукопроизношения могут стать причиной неуспеваемости по чтению и письму.

         Очень важно развивать мелкую моторику (тонкие движения пальцев рук). Вот упражнения, которые полезны для этого: пальчиковая гимнастика, плетение, лепка, шнуровка, конструктор, мозаика, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров, обведение трафаретов, штрихование, рисование цветными карандашами.

         Учите ребенка безошибочно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Малыш должен четко знать «право-лево», «верх-низ»; уметь повторять движения по подражанию и по команде.

         Особое внимание обращайте на развитие фонематического восприятия. Учите ребенка выделять первый и последний звук в слове, определять место заданного звука в слове, последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам. Также практикуйте игры и упражнения типа: подбор слов на заданный звук, составление слов различной звуко-слоговой структуры, преобразование слов («цепочки слов»), разгадывайте ребусы, решайте кроссворды. Ребенок должен уметь выполнять графические схемы слова и предложения.

         Следите за правильным развитием грамматического строя речи, исправляйте грамматические ошибки: неправильное изменение падежных окончаний и числа имен существительных, неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного с прилагательным и т.д.

Развивайте и обогащайте словарный запас ребенка. Стимулируйте употребление в речи не только конкретизирующих, но и обобщающих понятий. Поощряйте подбор синонимов и антонимов, эпитетов. Прививайте интерес к работе со словарями всех видов; составляйте вместе с ребенком собственный «Толковый словарик». Разгадывайте загадки, учите ребенка объяснять смысл пословиц и поговорок.

         Уделяйте внимание формированию и развитию связной речи ребенка. Для этого составляйте предложения и рассказы по серии картинок, по сюжетным картинкам, учите пересказывать тексты, мультфильмы, события прошедшего дня. Заучивайте наизусть короткие рассказы и стихотворения, добивайтесь правильного ответа на поставленный Вами вопрос. Поощряйте детское творчество и фантазию.

   Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образованние. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.

   Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

         Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

         Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

         Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

         Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

         В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

         Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

         Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

         Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Что такое «фонематический слух».

Как и когда он формируется у детей?

Подготовила:

Дацкевич Т.Н.

учитель-логопед

г. Югорск

2013г.

Выразительное чтение и его роль в развитии речи дошкольников.

   Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками  мир искусства, но и даёт им образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребёнок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение, он «влюбляется» в художественные тексты – ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью.

   Вот почему воспитателю необходимо овладеть искусством выразительного чтения.  По словам М. Рыбниковой «исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодику речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы … оно должно быть громким, ясным, чётким, доносящим до слушателя с полной чёткостью звучащее слово».

   Умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путём постоянной тренировки дикции и голоса. Постичь искусство выразительного чтения можно разными методами и приёмами.

Упражнения на дыхание

   Речевое дыхание отличается от обычного. Оно происходит на выдохе и через рот (полость рта работает, как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание – это в первую очередь научиться правильно, расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть лёгким, естественным. Нельзя делать выдох до полного «выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха.

Упражнение №1. Прочитать текст.

Умыли котята глаза, и носы,

И щёчки, и лобики, даже усы.

И доброе слово друг дружке

Мяукнули в чистые ушки.

     (О.Александрова)

Представьте нарисованную в нём картину. Чтобы ярче и полнее увидеть её, перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте, как котята погрузились в долгий сладостный сон, каким стало их дыхание.

 Прочитать текст.

Заиграл пастушок на свирели

Так, что птицы вокруг присмирели.

Лишь одна голосистая птица

Вьётся рядом, и петь не стыдится.

     (О.Александрова)

   Представьте созданную в нём картину. Чтобы ярче и полнее увидеть её, перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте пение голосистой птицы, на вдохе и выдохе изобразите его.

Упражнение №2.

Сядьте на стул, расправьте плечи, чуть поднимите голову, сделайте выдох, не прилагая к тому специальных усилий. Не торопитесь делать вдох. Сделайте его через нос только тогда, когда захочется вдохнуть. Повторите это несколько раз. Упражнение выполняйте с удовольствием.

Упражнение №3.

Навыки правильного дыхания в процессе выразительного чтения следует развивать и укреплять на материале специально подобранных стихотворных текстов. Читая их, постепенно увеличивайте количество строк, произносимых на одном выдохе. Главной задачей ставьте воссоздание в воображении картин и передачу их при чтении.

На ночь глядя, зайцы разыгрались

И едва друг с другом не подрались.

Прилетел к ним тетерев-учитель

И сказал: «Сейчас же замолчите!

Что за шум вы подняли в лесу?

Или позабыли про лису?»

     (О.Александрова)

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идёт дым столбом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать Кошкин дом,

А лошадка – с фонарём,

А собачка – с помелом,

Серый заюшка – с листом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!

     (Русская народная потешка в обработке П. Бессонова)

Посреди двора – гора.

На горе идёт игра.

Прибегайте на часок,

Залезайте на песок:

Чистый, жёлтый и сырой,

Хочешь – рой,

Хочешь – строй,

Хочешь – куклам испеки

Золотые пирожки.

Приходите к нам, ребята,

Не забудьте взять лопаты,

Экскаваторы, совки,

Вёдра и грузовики.

Тут и крик, тут и смех,

И работа есть у всех.

     (В. Берестов)

Упражнения на регулирование силы голоса

   При выразительном чтении основной инструмент воспитателя – голос: его громкость, высота, тембр, полётность, гибкость. При выразительном чтении необходимо регулировать тембр голоса, мелодику речи. Полнота и разнообразие голосового звучания определяется наличием обертонов, поэтому надо усиливать действие резонаторов, носовых, грудного, в полости рта, гортани. Специальные упражнения направлены в первую очередь на разработку носового резонатора, а через него – на остальные. Все они находятся в постоянном взаимодействии: работа носового резонатора вызывает работу резонаторов в полости рта, гортани, груди.

Упражнение №1.

 Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака, интонационно обозначая паузы. (В тексте паузы выделяются так: (…). Читать нужно по-разному, сначала беззвучно артикулируя).

С дымом мешается

Облако пыли (…),

Мчатся пожарные

Автомобили (…).

Щёлкают звонко (…),

 Тревожно свистят (…),

Медные каски

Рядами блестят (…).

Миг (…) – и рассыпались

Медные каски.

Лестницы выросли

Быстро, как в сказке (…).

Люди в брезенте –

Один за другим (…) –

Лезут по лестницам (…)

В пламя и дым.

     (С. Маршак. Рассказ о неизвестном герое)

Упражнение №2.

Прочитайте тот же отрывок из стихотворения С. Маршака шёпотом, выделяя слоги.

Упражнение №3.

 Прочитайте его громко, подчёркивая ритм; затем прочитайте данный текст несколько раз подряд, всё время, убыстряя темп.

Упражнение №4.

Прочитайте стихотворение С. Маршака со спокойной интонацией, пусть голос прозвучит негромко, доверительно.

Эту сказку ты прочтёшь

Тихо (…), тихо (…), тихо (…)

Жили – были серый ёж

И его ежиха (…).

Серый ёж был очень тих (…),

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них (…) –

Очень тихий ёжик (…).

Всей семьёй идут гулять

Ночью (…) вдоль дорожек:

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок0ёжик (…).

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо (…) – топ (…) топ (…) топ (…).

     (С. Маршак. Тихая сказка)

   Низкий или высокий голос – индивидуальная особенность каждого человека. Но в небольших пределах высоту голоса можно менять. Для этого важно научиться управлять ею, напрягая или расслабляя голосовые связки.

Упражнение №5.

Вспомните, с какой интонацией, и каким голосом произносили в сказке Л. Толстого «Три медведя» одну и ту же фразу Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка: «Кто ложился в мою постель и смял её!» произнести её от имени каждого из героев.

Упражнение №6.

Вспомните ваши любимые песенные мелодии. Пропойте их на звуке М. старайтесь, чтобы звук «выходил вперёд и расходился по помещению». Усиливайте громкость постепенно, по мере того, как почувствуете, что звук «сам напрашивается». К более высоким нотам подходите плавно, без рывков, к нижним – без резкого снижения. Добивайтесь ровного, плавного звучания за счёт опоры на дыхание.

Упражнения по работе над дикцией

   При выразительном чтении художественного текста важна хорошая дикция, т.е. ясное, чёткое произношение каждого звука. Так достигается наилучшая слышимость речи, понимание её. Это особенно важно при работе с дошкольниками. Плохая дикция мешает слушать, понимать речь, адекватно на неё реагировать. Проверьте своё произношение. Для этого запишите свою речь на магнитофонную плёнку и несколько раз прослушайте. И тогда вы сами решите, какие упражнения необходимы, чтобы исправить недостатки вашей речи: «бормотание», неотчётливое произношение какого-то звука, «проглатывание» окончаний слов и др. Согласные надо произносить чисто, легко, без излишнего нажима, гласные – свободно, вокально, достаточно громко. Правильное выделение гласных звуков в речи делает её благозвучной, приятной для слушания. Для совершенствования дикции большое значение имеет ориентация на слушателей – дошкольников: желание быть понятыми ими, заинтересовать их содержанием литературного произведения.

Упражнение №1.

 Произнести пословицы, отчётливо выделяя каждую часть. Затем задание усложняется: первую часть пословицы произносите громко, вторую – тихо, потом наоборот.

Как аукнется – так и откликнется.

Чужим  умом жить – добра не нажить.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Упражнение №2.

Представьте, что вы играете на барабане, и ваши руки легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове.

Умыли котята глаза, и носы,

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бурю.

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бой.

     (И. Сельвинский)

Упражнение №3.

Представьте, что вы находитесь в лесу, наслаждаетесь его запахами и подражаете кукушке.

Глаза разбежались,

И сердце ликует,

Кукушка кукует.

Кукует?

Кукует?

Кукушка кукует

В лесу на суку:

Ку-ку! Ку-ку!

Ку-ку! Ку-ку!

А сколько кукушка

Мне лет прокукует?

Ку-ку! Ку-ку!

Ку-ку!

Всё кукует!

 Кукует, кукует

Кукушка – кукунья …

Кукует, кукует!

 Сто лет накукует

Лесная вещунья.

Упражнение №4.

Отрабатывайте произношение отдельных звуков, произнося скороговорки и отчётливо выделяя повторяющийся звук.

Завизжала пила, зажужжала пчела.

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.

По Чите течёт Читинка.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мышки поплоше несли по два гроша.

Упражнение №5.

Прочитайте приведённый ниже отрывок, отчётливо выделяя шипящие звуки и подчёркивая ритм.

…И сейчас же щётки, щётки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

     (К. Чуковский Мойдодыр)

Упражнение №6.

 Прочитайте выразительно отдельные стихотворные строфы и небольшие стихотворения с предварительной установкой: каждый звук произносить чётко, соблюдая нормы орфоэпии, особое внимание, обращая на созвучия в рифмующихся строках.

Крошка сын

 к отцу пришёл,

и спросила кроха:

- Что такое

ХОРОШО

и что такое

ПЛОХО?

У меня

секретов нет, -

слушайте, детишки,

папы этого

ОТВЕТ

помещаю

в книжке.

- Если ветер

Крыши рвёт,

Если град загрохал,

каждый знает – это вот

ДЛЯ ПРОГУЛОК

ПЛОХО.

Дождь покапал

и прошёл,

Солнце в целом свете.

ЭТО – ОЧЕНЬ ХОРОШО

И БОЛЬШИМ И ДЕТЯМ …

     (В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо)

Упражнения на развитие речевого слуха

Прослушивание образцов эталонного произношения в записи (чтение мастеров художественного слова) даёт представление о правильной дикции и способствует развитию речевого слуха. Развивать слуховое внимание, учить дошкольников слухом контролировать свою речевую практику – значит, предупредить многие ошибки в произношении и интонировании.

 Упражнение №1.

Прослушайте текст стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды» (в записи), затем романс С. Рахманинова. Попробуйте дирижировать: отмечайте сильную, т.е. удлинённую и более звучную, ноту движением руки сверху вниз, а более короткие и менее полные ноты – плавным движением ладони слева направо. Запоминайте, как движение рук отражает соотношение длинных и коротких звуков в мелодии романса.

   Дирижировать ритм знакомого стихотворения можно и, не привлекая средств музыки. Попробуйте продирижировать следующие строки.

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок,

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

     (А. Барто. Слон).

Упражнение №2.

 Сопоставьте звучание стихотворного и прозаического текстов.  

Полюбуйся: весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте лес утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

                   (И. Никитин)

Весна наступает, полюбуйся: журавли летят караваном, лес утопает в ярком золоте, ручьи шумят по оврагам.

Упражнение №3.

 Прочитайте отрывок. Проверьте расстановку логических ударений: возможны ли варианты?

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький.

   (К. Чуковский. Телефон)

Как произносится вопрос: где голос понижается, а где повышается?

Упражнение №4.

Произнесите поговорку «Проворонила ворона воронёнка», интонацией передавая разное отношение к случившемуся (констатация факта, сожаление, радость, злость, удивление).

   При выразительном чтении необходимо помнить о зависимости интонации от знаков препинания. Точка: голос понижается на последнем слове перед точкой. Запятая: на последнем слове перед запятой небольшое повышение голоса. Тире: пояснительная интонация, на последнем слове перед тире небольшое повышение голоса. Двоеточие: перечислительная интонация, на последнем слове перед двоеточием повышение голоса. Многоточие: интонация недосказанности, на последнем слове перед многоточием сильное повышение голоса.

Упражнение №1.

Обращая внимание на знаки препинания, подготовьте, выразительное чтение отрывка.

 … Но, как чёрная железная нога,

Побежала, поскакала кочерга.

 И помчалися по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи. Держи, держи!»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит …

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца –

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся –

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы – дзынь! – натыкаются,

И стаканы – дзынь! – разбиваются …

   (К. Чуковский. Федорино горе)

Упражнение №2.

При вопросе важно интонационно подчёркивать слово, «направляющее» ответ. Это в  первую очередь вопросительные местоимения и наречия, но могут быть и другие части речи.

- Заяц белый, куда бегал?

- в лес дубовый!

- Что там делал?

- Лыко драл!

- Куда клал?

- Под кусток!

- Кто украл?

- Родион!

- Выйди вон!

   (считалочка)

Владение навыком выразительного чтения и умением применять его при работе с дошкольниками способствует развитию речевой грамотности детей, учит наслаждаться правильной художественной речью.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Выразительное чтение и его роль в развитии речи дошкольников.

Подготовила:

Дацкевич Т.Н.

учитель-логопед

г. Югорск

2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных слов

В статье предложена последовательная работа по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных на основе порядка появления суффиксов в онтогенезе....

Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов.

Некоторые игры и упражнения , которые помогут вам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами....

Презентация: Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов.

Презентация к статье" Игры и упражнения для формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов."...

Образование уменьшительно-ласкательных форм имён существительных с помощью суффиксов -Ц, -ИЦ.

Методическая разработка содержит речевой материал, изображения соответствующих предметов, а также рифмованный текст для обучения дошкольников образованию уменьшительно-ласкательных форм имён существит...