Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов.
статья по логопедии
Некоторые игры и упражнения , которые помогут вам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_formirovaniya_navyka_obrazovaniya_umenshitelno.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов.
В ходе нормального речевого развития из всех имеющихся в языке суффиксов ребенок раньше всего усваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы. Согласно А.Н. Гвоздеву, первые случаи употребления форм с этими суффиксами отмечаются в речи детей приблизительно в возрасте 1г.2м.22дн. В период с 1г.8м. до 2л.2м. наиболее часто употребляются суффиксы -к-, -ок-, -очк-, -ечк-.
Это можно объяснить двумя причинами. Первая из них состоит в том, что он очень часто слышит от взрослых слова с этими суффиксами: его просят дать ручку, почистить зубки, помыть личико, лечь в кроватку и т. п. Поэтому ребенок легко запоминает именно такие формы слов.
Вторая причина заключается в том, что добавление к словам
уменьшительных суффиксов менее всего изменяет смысловое значение слов. Например, кроватка так и остается кроватью, то есть предметом для сна, и только как бы уменьшается в размерах. . Добавление же к словам других суффиксов обычно резко меняет их смысловое значение.
Однако при всей сравнительной легкости усвоения общего смыслового значения уменьшительных суффиксов дети в то же время не могут сразу усвоить сами эти многочисленные суффиксы и научиться правильно их употреблять. Это приводит к тому, что на ранних этапах речевого развития они заменяют более редко встречающиеся суффиксы более распространенными. Так, усвоив смысловое значение уменьшительности суффикса -ик-, по аналогии со словом столик они говорят лошадик вместо лошадка, петушик вместо петушок, лампик вместо лампочка и т. п.
Все сказанное свидетельствует о том, что очень важно каждому ребенку дошкольного возраста оказать своевременную помощь в более быстром и легком усвоении им как уменьшительных, так и всех других суффиксов .
Вот некоторые игры и упражнения , которые помогут вам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1.Игра «Кто самый внимательный?».
Педагог раздает детям карточки – символы с изображением кружков большого и маленького размера и дает задание: «Когда я буду говорить про большие предметы, показывайте карточку с большим кружком. А когда про маленькие – карточку с маленьким кружком». Далее педагог произносит ряд существительных в начальной форме и уменьшительно-ласкательной форме. Дети на слух различают эти формы и поднимают нужную карточку. Слова произносятся с одинаковой интонацией, чтобы дети при дифференциации ориентировались только на морфемный состав слова.
2.Динамическая пауза. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи наоборот». Он объясняет правила: «Я буду говорить про большие предметы, а вы про маленькие» и бросает мяч по очереди всем детям. Затем логопед говорит про маленькие предметы, а дети про большие.
3.Игра «Мама и дочка».
Взрослый показывает картинки с изображением мамы и дочки и говорит: «Мама учит дочку и выполняет действия с большими предметами. Слушайте. Мама завязывает шарф. Дочка делает то же самое с маленькими предметами. Скажите, что делает дочка?» Дети отвечают: «Дочка завязывает шарфик». Таким образом изменяются и другие фразы, предложенные логопедом.
4.Игра «Изменялки».
Педагог:
- Будем с мячиком играть, предложения изменять. Я буду каждому из вас называть предложение и бросать мячик. Вы изменяйте предложение так, чтобы в нём появились ласковые слова, и бросайте мячик обратно.
– Собака догоняет зайца. (Собачка догоняет зайчика.)
- Мама вяжет носок. (Мамочка вяжет носочек.)
Белка грызёт шишку. (Белочка грызёт шишечку.)
-Папа читает книгу. ( Папочка читает книжечку.)
- Лена надевает юбку. (Леночка надевает юбочку.)
5.Игра «Из чего?»
Педагог:
-Герой рассказа « Незнайка» Сиропчик очень любит варить и угощать вареньем своих друзей. Давайте назовем ягодки , которые мы собрали для нашего угощенья.( малинка,брусничка,вишенка, и т.д.)
6.Игра « Сладости для Пончика»
Педагог:
-Вы узнали , ребятки, кто это? Правильно, наш сладкоежка, Пончик .У него сегодня День рождения и он больше всего ждет сладких подарков. Давайте угостим нашего друга сладостями.
7. Игра « Подарки Машеньке и Ванечке»
Цель: — Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
8. Игра «Четвертый лишний».
На доску выставляются четыре картинки: три картинки с изображением больших предметов и одна картинка с изображением маленького предмета. Например, нос, шарф, домик, куст. Детям предлагается назвать картинки, выделить лишнюю и объяснить, почему она не подходит. Таким образом отрабатываются пять – шесть рядов.
9. Игра«Кто у кого?» . В процессе игры требуются картинки с
изображением животных и их детенышей.
Вначале педагог задает детям загадку про животного. Например: «Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле. Кто это?» (Белка).
«А как называют детеныша белки? (Бельчонок)».
«Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?» Для этого вам надо вспомнить детенышей животных».
Педагог называет животных и показывает картинки. Дети вспоминают названия детенышей животных (лисенок, котенок и др.)
10. Закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов в стихах и потешках.
1.)Спелую малинку
Собери в корзинку,
А свою картинку
Положи в машинку.
У дорожки выросла
Стройная рябинка,
А с рябинкой рядышком –
Славная осинка.
2.)Лисичка-сестричка
Пила всё водичку
В гостях у синички.
У маленькой птички.
3) Долго я слушал соловушку,
Пока не устала головушка.
Плавает плавно лебёдушка, Вдаль улетает журавушка.
11. Грамматика в рассказах и сказках.
Тема: «Овощи»
Цель: — Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
Спор в огороде.
Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.
- Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!
- Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!
- Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!
- Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!
- Что — бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!
Так овощи и спорили весь день — кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей — самый хороший и вкусный!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников с многозначными словами
Игры направлены на формирование умения слышать в стихах, потешках, фразах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные) и объяснять их значение....
Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных слов
В статье предложена последовательная работа по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных на основе порядка появления суффиксов в онтогенезе....
Консультация «Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов»
Приведена последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных с детьми...
Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова
Файл содержит дидактические игры и упражнения по развитию речи дошкольников старшего возраста. Цель данных игр и упражнений — показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из зв...
Презентация: Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов.
Презентация к статье" Игры и упражнения для формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов."...
Образование уменьшительно-ласкательных форм имён существительных с помощью суффиксов -Ц, -ИЦ.
Методическая разработка содержит речевой материал, изображения соответствующих предметов, а также рифмованный текст для обучения дошкольников образованию уменьшительно-ласкательных форм имён существит...