Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных слов
статья по логопедии на тему
В статье предложена последовательная работа по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных на основе порядка появления суффиксов в онтогенезе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_doshkolnikov_navyka_obrazovaniya_umenshitelno.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных слов
Овладение ребёнком дошкольного возраста полноценной речью – важнейшее условие для успешного обучения его в школе. Приобретение достаточно большого словарного запаса, умение правильно строить и грамматически оформлять фразу, владение связной речью, правильное произнесение всех звуков требуют систематических логопедических занятий.
Формирование навыка словообразования и овладение необходимыми правилами – необходимое условие самостоятельного обогащения ребёнком своего словарного запаса, а также необходимое условие для усвоения правил правописания в процессе обучения в школе.
Дети с отклонениями от нормы в речевом развитии овладевают основными правилами словообразования в русском языке очень сложно. При формировании словообразования у дошкольников с речевой патологией, по мнению Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, основное внимание необходимо уделять прежде всего организации системы продуктивных словообразовательных моделей.
Рассмотрит последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных с указанием конкретного лексического материала для последующего использования в практической работе с детьми. Ребёнок начинает овладевать уменьшительно-ласкательными формами существительных на самых ранних этапах речевого развития. В период с 1года 8 мес. до 2 лет 2 мес. наиболее часто употребляются суффиксы –к-, -ок-, -очк-, -ечк-; с 2 лет 2 мес. до 2 лет 4 мес. к ним добавляются суффиксы –ик-, -ек-, -чик-, -ц-; с 2 лет 4 мес. до 2 лет 6 мес. –ышк-, еньк-,
-ушк-; с 2 лет 6 мес. до 2 лет 8 мес. –унчик-, -ульк-. На более поздних этапах речевого развития отмечается появление суффикса – иц-.
Работа по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных построена с учётом порядка появления суффиксов в онтогенезе.
- Существительные женского рода с суффиксом –к-:
- Без изменеия основы слова; Лексический материал: вата - ватка, нора – норка и т.д.
- С изменением основы слова: - чередование по звонкости – глухости; Лексический материал: шуба-шубка, голова-головка.
- чередование звуков в основе слова; Лексический материал: щека-щёчка, чериника-черничка.
- появление беглой гласной и чередование звуков в основе слова; Лексический материал: вилка-вилочка, тарелка-тарелочка.
2. Существительные мужского рода с суффиксов –ок-:
- без изменения основы слова; Лексический материал: ком – комок, дым-дымок.
- с изменением основы слова; Лексический материал: бак-бачок, башмак-башмачок.
3. Существительные мужского рода с суффиксом –ек-:
- с изменением основы слова; Лексический материал: мешок-мешочек, носок-носочек.
4. Существительные женского рода с суффиксом –очк-:
- без изменения основы слова; Лексический материал: ваза-вазочка, тумба-тумбочка.
5. Существительные мужского рода с суффиксом –ик-:
- с изменением основы слова: чередование по твёрдости-мягкости; Лексический материал: нос-носик, шарф-шарфик. Чередование по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; Лексический материал: столб-столбик, алмаз-алмазик.
6. Существительные мужского рода с суффиксом –чик-:
- без изменения основы слова; Лексический материал: шкаф-шкафчик, сарай-сарайчик.
- с изменением основы слова: чередование по твёрдости-мягкости; Лексический материал: жетон-жетоник, бокал-бокальчик.
7. Существительные среднего рода с суффиксом –ц-; Лексический материал: мыло-мыльце, одеяло-одеяльце.
8. Существительные среднего рода с суффиксом –ышк-; Лексический материал: пятно-пятнышко, бревно-брёвнышко.
9. Существительные женского рода с суффиксом –ушк-; Лексический материал: рябина-рябинушка, трава-травушка.
10. Существительные среднего рода с суффиксом –иц-; Лексический материал:печенье-печеньице, кресло-креслице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников навыков безопасности
В данной статье (часть 1) предлагается некоторые предложения для родителей по формированию у дошкольников навыков безопасности....
Консультация «Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов»
Приведена последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных с детьми...
Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов.
Некоторые игры и упражнения , которые помогут вам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами....
Презентация: Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов.
Презентация к статье" Игры и упражнения для формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов."...
Образование уменьшительно-ласкательных форм имён существительных с помощью суффиксов -Ц, -ИЦ.
Методическая разработка содержит речевой материал, изображения соответствующих предметов, а также рифмованный текст для обучения дошкольников образованию уменьшительно-ласкательных форм имён существит...
Консультация для воспитателей «Формирование у детей навыков выполнения звукового анализа слова с использованием нетрадиционных методов развития мелкой моторики»
В консультации предложены игры с использованием нетрадиционных методов развития мелкой моторики...