Методическая разработка
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;
- расширить представления об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;
- совершенствовать произносительные навыки;
-закрепить навык отвечать на вопросы, описывать иллюстрацию;
- обогатить словарный запас.
2. Воспитательные:
- воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;
- развивать культуру взаимоотношений в парах, мини-группах, группе;
- воспитывать интерес к поддержанию порядка на рабочем месте;
- воспитывать самостоятельность, культуру взаимопомощи и поддержки.
3. Развивающие:
- развивать связную, диалогическую речь;
- развивать фонематический слух;
- развивать мелкую моторику руки;
- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;
- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
- развивать навык работы по образцу, контроль и самоконтроль.
Оборудование:
- иллюстрации в учебных пособиях;
- обозначения звуков [Л] и [Л’], гласных звуков;
-предметные картинки с изображением животных;
-карточки схем и фишки.
Ход занятия.
Воспитатель:Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Они хотят знать, как вы играете в слова и умеете произносить все звуки в слове. Давайте поиграем в игру «Любознательный». А кто такой «Любознательный»? Что означает это слово?
Дети:Человек, который хочет много знать.
Воспитатель: Правильно! Любознательный-это человек, который многим интересуется и желает знать больше. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы должны быстро отвечать на них.
-Чем едят суп? (Ложкой);
-Чем копают землю? (Лопатой);
-Что ночью ярко светит в небе? (Луна);
-Где пасут коров? (На лугу);
-От чего плачет мама, когда режет салат? (От лука);
-Что у дедушки на голове вместо волос? (Лысина).
Послушайте все эти слова (Ложка, лопата, луна, на лугу, от лука, лысина).
-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук «Л»).
Сегодня мы будем правильно произносить звук «Л». Когда мы его произносим, губы растягиваются в улыбке (показывает), а язычок упирается в верхние зубы («Л» показывает), а воздух выдыхается по краям языка. («Л» показывает). Давайте еще раз произнесем: «Л».
-Ребята, а звук «Л» поется, как, например, звук «А», «О», «У» или обрывается? (Обрывается).
-Правильно, звук «Л» не поется, потому что он согласный, звонкий, твердый.
А теперь поиграем в игру «Телефон».
Дети по одному и хором повторяют чистоговорки.
Лы-лы-лы - забивали мы голы
Лу-лу-лу - возле окон на полу
Ла-ла-ла – не заметили стекла
Ло-ло-ло – вот и треснуло стекло
Ля-ля-ля – зеленые поля
Лю-лю-лю – я бревно пилю
Ли-ли-ли – мы улицу мели
Ле-ле-ле – катались на осле
Воспитатель:А сейчас внимательно послушайте сказку, которую я расскажу. Вам необходимо будет выбрать из нее слова со звуком «Л».
«У Слоненка был день рождения. Пришла к нему кукла Лола и подарила палочку. «Зачем мне палочка?» - удивился Слоненок.
«Это палочка не простая, а волшебная» - объяснила Лола. Если ты захочешь поиграть в игрушки, тебе стоит только назвать слово и взмахнуть волшебной палочкой, игрушка сразу же появится». Обрадовался Слоненок, сказал «Юла» и сразу же появилась юла. Сказал «Стол, стул» и появилась игрушечная мебель. Сказал «Телефон», появился телефон. Только скучно стало одному играть Слоненку. И решил он пригласить своих друзей из зоопарка».
Воспитатель:Понравилась вам сказка, ребята? Какие слова со звуком «Л» вы запомнили? (Ответы детей).
- Послушайте, кто-то стучится в нашу дверь. Угадайте, кто пришел к нам в гости?
Загадывает загадку: Он не кукла, не игрушка
А забавная зверушка.
Очень славная мордашка,
Носит имя …(Чебурашка).
Под песенку «Чебурашки» входит взрослый в костюме Чебурашки.
Чебурашка:Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Чебурашка, а почему ты такой грустный?
Чебурашка: Слоненок просил меня пригласить друзей из зоопарка, а я не смог.
Воспитатель: Почему? Ведь в зоопарке много разных зверей.
Чебурашка: Слоненок просил меня пригласить только тех, у кого в названиях есть твердый звук «Л» и мягкий «Ль». А я не знаю, что это такое.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Чебурашке. Я буду загадывать загадки с названиями животных, а вы будете отгадывать.
- По деревьям скок да скок
Живет, порхает огонек. (Белка)
- По реке плывет бревно
Ох, и злющее оно.
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит… (Крокодил)
- Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц.
С копытами, да не лошадь. (Осел)
- Хищный клык, страшный рык,
Слышат звери обомлев.
Кто же этот хищник? (Лев)
- Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый-краса,
А зовут ее … (Лиса)
Воспитатель: Вот сколько зверей имеют в своем названии звук «Л» или «Ль», а еще есть лошадь, олень, козел, слон и многие другие.
Чебурашка: Спасибо, дети, вы мне очень помогли! А сейчас давайте немного отдохнем!
Физкультминутка.
-Чебурашку мы в кино много раз видали (Руки в разные стороны)
-Чебурашку мы давно в гости ожидали (Руки изображают приглашающий жест)
-Чебурашка в детский сад к нам с утра стучится (Дети наклоняются и стучат кулачками по коленям)
-Чтоб на танцах у ребят «Польке» научится (Упражнение «Ковырялочка»)
-Чебурашка, веселей ножками притопни (движение притопывание)
-А теперь кружись быстрей и в ладоши хлопни (Кружение, хлопок в ладоши).
Чебурашка: Ой, ребята, как здорово! Мне понравилось с вами отдыхать.
Воспитатель: Чебурашка, а ты заметил, что названия всех этих животных (показывает на доску) содержат звуки «Л» и «Ль» и эти звуки могут стоять впереди, в середине и в конце слова.
Чебурашка: Да, да, я уже это понял.
Воспитатель: А вот, как ребята поняли, мы сейчас и проверим.
(Воспитатель раздает карточки-схемы слов и фишки).
Воспитатель:Ребята, посмотрите, на каждой карточке нарисованы 3 квадратика: первый-это начало слова, средний-середина слова и третий-конец слова. Вот, например, в слове «Осел» звук «Л» стоит в конце слова (Осел-показывает) и поэтому мы фишку ставим в третий квадратик. А сейчас мы разберем все названия животных так же.
(Воспитатель после каждого задания проверяет, дает оценки работе).
Чебурашка: Ребята, мне очень понравилось, как вы занимались. Я хочу подарить вам на память мои портреты, а вы в свободное время их раскрасите. До свидания, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....