Конспект занятия по развитию речи «Лес и его обитатели»
план-конспект занятия по развитию речи ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
Детский сад № 80 «Светлячок»
Конспект занятия по развитию речи
«Лес и его обитатели»
(для старших дошкольников)
Воспитатель:
Апостолюк Т. Е.
г. Нижневартовск
Программное содержание:
Закреплять умение детей подбирать определения и однокоренные слова к существительному «лес»
Совершенствовать фонематический слух: называть слова с определенным звуком, умение делить слова на слоги, внятно и отчетливо произносить их.
Развивать умение анализировать состав предложения: количество слов и их последовательность, составлять схему предложения.
Закреплять умение составлять схему слова «лиса», позицию
Звука в словах на слух.
Развивать умение составлять распространенные предложения.
Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Развивать творческую активность детей в процессе придумывания истории на тему: «Как звери подружились», начатую воспитателем. Учить ценить юмор. Воспитывать жизнелюбие, оптимизм, культуру речевого общения: сдержанность, тактичность.
Конспект занятия.
Приглашаю детей к фланелеграфу, где расположены: трава, цветы, грибы, ягоды.
- Послушайте загадку, если отгадаете ее, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем!
(лес)
Правильно, ребята, это лес. Сегодня все занятие будет посвящено лесу и его жителям.
Давайте вспомним правила друзей леса:
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади!
Вам на фланелеграфе нужно сконструировать настоящий лес, я эту работу уже начала: посадила траву, цветы, грибы, а вы продолжите.
Скажите, что такое настоящий лес? (ответы детей: трава, цветы, деревья, грибы, ягоды, птицы, звери) Давайте начнем заселять лес с деревьев. Я буду загадывать загадки, о деревьях, а вы отгадывать.
Клейкие почки, зеленые листочки,
С белой корой – стоит под горой. (береза)
Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (ель)
Красненькие кисти,
Резные листья
Стоит возле тына
Что это? (рябина)
У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту,
Если я не на опушке – ветки только на макушке (сосна)
Все загадки отгадали, молодцы! Но это еще не все. Назовите деревья, в названии которых есть звуки: «и», «з», «р».
Увидели звери красивые деревья и тоже захотели поселиться в
этом лесу.
Первая прибежала рыжая плутовка. Кто это? (лиса)
- Кто скажет, сколько частей в этом слове?
-Назовите первую часть - ли
-Назовите вторую –са. Правильно, а теперь самостоятельно составьте схему этого слова. Посмотрите друг у друга, правильно ли выполнено задание.
- Дети, а почему вы так выложили: зеленый, красный, синий, красный?
-Молодцы! Все справились с этим трудным заданием.
За лисой пришли звери, в названии которых только один слог. Найдите таких зверей и поселите в лес. Называйте, кто пришел.
За ними пришли звери, в названии которых два слога (3), дети выкладывают животных на фланелеграфе.
Лес – большой дом и у каждого зверя есть маленький, свой дом. А как эти домики называются, вы мне скажете в игре «Кто где живет?» (дети в кругу, воспитатель бросает мяч поочередно и называет животных, а дети называют их жилище).
За зверями в лес приползли, прилетели, пришли Кто?... (насекомые)
-А каких насекомых вы знаете? Найдите их у себя и составьте предложение по данной схеме (предлагается три схемы.
Молодцы!
Откройте тетради, сейчас я буду говорить предложение, а вы составлять его схему. Не забудьте про большую букву вначале предложения и точку в конце.
-Пчела летит. Муравьишка спешит домой. Строители построили новый дом.
-Молодцы, отлично справились и с этим заданием. Поселяйте своих насекомых в лес.
-А почему так тихо в нашем лесу? Если правильно соберете птиц из частей, то услышите, как они радостно запоют и тоже поселятся в нашем лесу, (даю целую птицу взамен собранной).
(Звучит запись «Голоса птиц»).
-Вот и получился лес – полон чудес!
-А какой лес бывает? (подбор определений: красивый, нарядный, зимний и.т.д.)
-Назовите слова, родственные слову –лес (лесок, лесочек, перелесок, лесничий, лесник и т.д.)
-А сейчас давайте представим, как животные леса подружились.
Представили? Давайте расскажем об этом. Получится интересная история (коллективный рассказ).
-Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями! За это я хочу вам открыть одну тайну леса.
-Вы все знаете, сколько вам лет? А вы можете узнать, сколько лет дереву? Хотите, я вас научу узнавать? (вношу спил дерева и показываю на годовые кольца – считаем вместе с детьми и делаем вывод – сколько колец, столько и лет дереву).
Много тайн хранит лес, кто больше хочет узнать о нем, обратитесь к этим книгам и вы будете приятно удивлены, какой интересной жизнью живет лес.
Спасибо всем! Вы меня очень порадовали! Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: «Обитатели наших лесов» (по лексической теме «Дикие животные»)
Цель: формирование представлений детей об условиях среды, к которой приспособились животные и их детеныши Задачи:Познание:расширять и активизировать номинативного и глагольног...
План-конспект занятия по развитию речи по теме "Обитатели воды- рыбы"
Конспект содержит обучающий материал для детей старшей группы....
"Птичник и его обитатели" конспект занятия по развитию речи в средней группе
Образовательная деятельность для детей на тему: " Домашние птицы"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Подводный мир и его обитатели"
Подробный конспект занятия в рамках тематической недели "Подводный мир и его обитатели"...
Конспект занятия по развитию речи на тему «Обитатели морей и океанов».
Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов».Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....
Конспект занятия по развитию речи «Обитатели морей и океанов» в старшей группе
Цель: закрепить знания детей об обитателях морей и океанов, на основе систематизации ранее сформированных представлений.Задачи:Образовательные:Расширять и систематизировать знания детей о предст...
План-конспект занятия по развитию речи «Морские обитатели»
План-конспект занятия по развитию речи «Морские обитатели» Цель: расширять лексический словарь по теме «Морские обитатели»Задачи:Коррекционно – образовательные:...