Методические рекомендации по развитию речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи ( группа) на тему
Рекомендации по работе с мнемотаблицами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_razvitiyu_rechi_doshkolnikov.docx | 88.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по развитию речи дошкольников.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1. Введение элементов символов (формы, величины, действия).
2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
3. Сочетание символов, чтение цепочки их.
4. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
5. Творческое создание детьми опорных схем.
Мнемотаблицы могут быть:
- Предметные (таблицы, в которых изображены определенные предметы/персонажи).
Мнемотаблица к сказке «Маша и медведь»
2. Предметно - схематические (таблицы, в которых есть определенные предметы/персонажи, а также схематическое изображение предметов/персонажей).
Мнемотаблица к сказке «Колобок»
3. Схематические (таблицы, в которых предметы/персонажи изображены схематически).
Мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба»
Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется:
даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- Строение рассказа
- Последовательность рассказа
- Лексико-грамматическую наполняемость
рассказа.
Результаты:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкойпсихического развития. Внимание - это форма познавательной деятельности. Как было выявлено в экспериментальном исследо...
Методические рекомендации по развитию речи для заботливых родителей
Методические рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы их дети имели правильную и красивую речь, и в школе не допускали ошибок на письме....
Методические рекомендации по развитию речи.
учить детей отвечать на вопросы по данной лексической теме, строить законченные предложения самостоятельно или с помощью воспитателя, отгадывать загадки;закрепить представления об овощах, фруктах...
Методические рекомендации для развития речи у детей раннего возраста
Увеличение словарного запаса у детей раннего возраста...
Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста для начинающих педагогов дошкольного образования. (на основе исследований Б.С. Волкова, Н.В. Волковой , В.В. Гербовой , А.А. Запорожца , М.И. Лисиной и др.)
Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребе...
Методические рекомендации по развитию речи детей 5-6 лет.
Развитие лексической стороны речи. Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать и показывать ребенку, ...
Методические рекомендации по развитию речи младших дошкольников в процессе ознакомления их с окружающим миром
Красивая, правильная речь ребенка - залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взро...