Методические рекомендации по развитию речи.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме
- учить детей отвечать на вопросы по данной лексической теме, строить законченные предложения самостоятельно или с помощью воспитателя, отгадывать загадки;
- закрепить представления об овощах, фруктах, дарах осени. Формировать умение образовывать прилагательные о существительных и активно употреблять их в речи;
- учить де
- познакомить детей с обобщающим понятием «фрукты»; учить детей образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными;
- развивать артикуляционный аппарат; уточнить и закрепить правильное произношение звуков «б», «бь».тей четко проговаривать слова, регулировать темп речи и силу голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_razvitiyu_rechi.rar | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное учреждение ХМАО-Югры
«Урайский специализированный Дом ребенка»
Методические рекомендации по развитию речи.
Игры и упражнения по лексическим темам:
«Овощи», «Фрукты», «Грибы-ягоды», «Осень».
Подготовила: воспитатель Фирсова Алена Михайловна.
г.Урай 2014 год
Лексическая тема «Овощи»
Цели:
- учить детей отвечать на вопросы, строить законченные предложения самостоятельно или с помощью воспитателя, отгадывать загадки;
- закрепить представления об овощах. Формировать умение образовывать прилагательные о существительных и активно употреблять их в речи;
- учить детей четко проговаривать слова, регулировать темп речи и силу голоса.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что собирают осенью в огороде. ( Морковь, редис, репу, помидоры, огурцы...)
- Как можно все это назвать, одним словом? ( Овощи.) Где растут овощи? (в городе на грядках.) Какие овощи растут в земле?
Дидактическая игра «Вершки-корешки»
Детям предлагается разложить овощи по разным корзинкам. В коричневую – овощи, которые растут и созревают в земле, в желтую – которые растут и созревают на земле. Затем дети, с помощью воспитателя, составляют предложения. Например: В коричневой корзинке лежат картошка, морковка, редиска, репа, потому что эти овощи растут и созревают в земле. В желтой корзинке лежат огурец, помидор, кабачок, потому что эти овощи растут и созревают на земле.
Воспитатель загадывает детям загадки. Дети должны назвать и показать тот овощ, о котором загадка.
Глядите, не моргайте, Расселась барыня на грядке,
Рты не разевайте, Одета в шумные шелка,
Ворон не считайте, Мы для нее готовим кадки
Поскорее отгадайте! И крупной соли полмешка.
Расту в земле на грядке я – (Капуста.)
Кранная, длинная, сладкая.
(Морковь.)
Зелен, и высок, и густ Заставит плакать всех вокруг,
На огороде вырос куст. Хоть он и не драчун, а... ( Лук.)
Покопай немножко-
Под кустом... ( Картошка.)
Круглый бок, желтый бок, Хотя я сахарной зовусь,
Сидит на грядке колобок. Но от дождя я не размокла,
Врос в землю крепко. Крупна, кругла, сладка на вкус.
Что же это?.. (Репка.) Узнали вы? Я... (Свекла.)
Щеки розовые, а нос белый, Лежит меж грядок,
В темноте сижу день целый. Зелен и сладок.
А рубашка зелена, (Огурец.)
Вся на солнышке она.
(Редиска.)
Он круглый да красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней...
(Помидора.)
- Молодцы! Все загадки отгадали.
Физминутка
- Ребята, кто из вас помнит сказку «Репка»? Какими словами начинается сказка? Дети произносят: «Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая...» Представьте себе, что вы маленькое зернышко репки. Вы лежите в земле. Пригрело солнышко, прошел теплый дождик. Потянулся росточек вверх из земли к солнышку. Появились листочки, а в земле стала расти репка...
Дети имитируют движения поднимающегося ростка.
Воспитатель собирает детей около стола.
- Ребята, на математике вы знакомились с геометрическими фигурами. Назовите их. (Круг, овал, треугольник)
Назовите овощи, напоминающие вам эти геометрические фигуры. (Морковка похожа на треугольник, огурец и кабачок – на овал, помидор, свекла – на круг.)
Что можно приготовить из овощей? (Щи, борщ, салат, солянку...)
Как называется салат из овощей? (Овощной.) Салат из моркови? (Морковный.) Салат из огурцов? (Огуречный.) Салат из свеклы? (Свекольный.) И т.д.
Посмотрите, ребята, нам сегодня почтальон принес письмо. В конверте картинка. Дети соседней группы просят нас помочь ответить на вопросы. Рассматривание картины «Петя и Таня собирают урожай овощей».
Примерные вопросы: Кто это? Что они делают в огороде? Какие овощи собирают Петя и Таня? Куда складывают собранные овощи? Куда отнесут дети корзинки с овощами? Что приготовит бабушка детям из овощей?
Дети отвечают на вопросы, воспитатель записывает ответы. В конце занятия все вместе запечатывают письма ответами и отправляют в соседнюю группу.
Лексическая тема «Фрукты»
Цели:
- формировать умение отвечать на вопросы и составлять вместе с воспитателем короткий описательный рассказ;
- познакомить детей с обобщающим понятием «фрукты»; учить детей образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными;
- развивать артикуляционный аппарат; уточнить и закрепить правильное произношение звуков «б», «бь».
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, вы помните сказку о Язычке? Где он живет? Покажите! ( Дети перечисляют название фруктов, находят их изображения среди картинок и выкладывают на фланелеграфе.)
- Что это? Как можно все это назвать одним словом?
Воспитатель вносит поднос с фруктами и овощами.
- Слушайте внимательно! Если я назову то, что растет в саду, вы говорите «Да» и поднимаете руки вверх, если не растет в саду, то вы говорите «Нет» и опускаете руки вниз.
Дидактическая игра «Что растет в саду?»
Яблоко растет в саду? –Да.
Картошка растет в саду?- Нет.
Груша...- Да.
Помидор...- «Нет». (Почему?)
Тыква...- «Нет». (Почему?)
Апельсин...- Да. И т.д.
После вопроса «Почему?» дети должны уточнить: «Потому что это овощ».
Воспитатель предлагает каждому ребенку взять один фрукт и рассказать он нем. Например:
- Саша, что у тебя в руках? (Яблоко.) Какое оно? (Круглое, красное, большое и т.д.).
- Язычок из фруктов сварил варенье, посмотрите.
На фланелеграфе воспитатель выкладывает изображение банок с наклейками фруктов.
- Варенье из яблок как называется? (Яблочное.)
-Варенье из груш? (Грушевое.)
-Варенье из лимонов? (Лимонное.)
-Наш язычок поел варенье и облизнулся, вот так (воспитатель показывает- язык двигается по верхней и по нижней губам- дети повторяют: «Ах, какое вкусное варенье!»).
Повторите, что сказал Язычок. (Дети по одному повторяют.)
Язычок сел на крыльцо (язык на нижней губе) и, чтобы не скучать, стал передразнивать всех, кто проходил и проезжал мимо.
Воспитатель проговаривает четко и медленно, а дети повторяют:
Просигналила машина: би-би-би.
Язычок передразнивал: би-би-би.
Зайчик стучал в барабан: бум-бум-бум.
Язычок передразнивал: бум-бум-бум.
Собачка играла в мячик: бах-бах-бах.
Язычок передразнивал: бах-бах-бах.
Лексическая тема «Грибы, Ягоды»
Цели:
- учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы педагога, побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям;
- учить детей правильно называть предметы, их качества, цвет, называть величину (большой – маленький), учить образовывать существительное с помощью суффиксов. Закрепить представления о понятиях «грибы», «ягоды»;
- закрепить произношение звуков «д», «дь».
Воспитатель обращается к детям:
- Сегодня на занятие я принесла для вас корзинки. Посмотрите, сколько корзинок у меня (Две.) Какие они? (Большие...) Как вы думаете, зачем нужны корзинки? Что можно в них положить? Посмотрите, из чего они сделаны? (Воспитатель побуждает детей рассмотреть корзинки и ответить на вопросы, внимательно выслушивать ответы других детей.)
- С этими корзинками мы с вами отправимся в лес по грибы и ягоды. В одну корзинку мы будем собирать грибы, в другую – ягоды. Кто из вас был в лесу? До леса далеко. На чем мы поедем? (Дети выбирают любой вид транспорта – например, машину.)
Дети строятся друг за другом или строят из стульчиков «машину» - и в путь! (Можно использовать крупный строитель или модули.)
- Машина отправляется, звенит колокольчик: динь-динь-динь...
- Как звенит колокольчик? (Дети повторяют: динь-динь-динь.)
- Машина едет и гудит: ду-ду-ду. Как гудит машина? (Дети повторяют.) Дети двигаются по всей группе друг за другом, произнося: ду-ду-ду... Звучит музыкальное сопровождение.
- Ну, вот мы и приехали в лес! (Включается грамзапись «Звуки леса».)
- Возьмем с собой корзинку для грибов и корзинку для ягод.
Воспитатель читает стихотворение:
Ах, грибки, грибочки!
Вы не спрячетесь за кочкой.
Вот ребята в лес пойдут,
вас в корзинки соберут.
Эй, грибочек, грибок,
масляный бок, белая ножка!
Прыгай в лукошко!
- В лесу много разных грибов, какие грибы вы знаете?
Воспитатель показывает детям муляжи грибов или выкладывает на фланелеграфе.
- Растет под осиной гриб - ... (Подосиновик.)
- Посмотрите, какая у него шляпка? (Красная.) Какая ножка? (Белая.) Длинная или короткая?
- Растет под березой гриб -... (Подберезовик.) Какая шляпка у подберезовика? (Коричневая.) Какая ножка? (Серая.)
- Гриб с масляным бочком -... (Масленок.) Какой он? (Маленький.) Какая у него шляпка? (Липкая, как будто полита маслом.)
- Гриб желтенький, как шубка у лисы -... (Лисичка.)
- Какого цвета этот гриб? (Желтенький.) Какие у него шляпка и ножка?
- Гриб, как солнышко, рыженький -... (Рыжик.) Как называется такой цвет? Оранжевый.)
- А какой гриб самый главный в лесу? (Белый гриб.)
- Какой он? Какого цвета? (Он большой, шляпка у него коричневая, ножка белая.)
Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель называет гриб, а затем произносит его название вместе с детьми.
Физминутка
Мы по лесу ходим, Мы наклонимся, сорвем,
Грибочки находим. И в корзинку их кладем.
(Дети имитируют движения поиска и сбора грибов.)
- Молодцы! Много грибов собрали. Кладите их в корзину.
Ребята, в лесу много грибов. А все ли грибы можно собирать? Почему? Какие грибы нельзя собирать?
Воспитатель загадывает загадки:
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый... (Мухомор!)
Посмотрите-ка, ребята,
Тут лисички, там опята.
Ну, а это на полянке
Ядовитые... (Поганки!)
- Чем еще нас может угостить лес? (Ягодами.) Какие ягоды растут в лесу?
Воспитатель вместе с детьми выкладывает на фланелеграфе картинки: земляника, черника, брусника.
На поляну мы заходим,
Много ягод здесь находим.
- Малина, земляника, костяника, брусника, клюква – какого цвета эти ягоды? (Красные.) А черника? (Черная.) Что можно приготовить из ягод? (Варенье, компот, повидло...) Как еще можно заготовить ягоды на зиму? (Заморозить в холодильнике или засушить.) Молодцы! Вот и ягод мы с вами набрали, кладите их в корзинку. А теперь пора домой.
Дети рассаживаются на стульчики, звенит колокольчик: динь-динь-динь. Обращаясь к любому ребенку, воспитатель спрашивает:
- Как звенит колокольчик? (Динь-динь-динь!)
- Наша машина отправляется в обратный путь: ду-ду-ду. Как гудит машина? (Ответы детей хором и индивидуально.)
Под музыкальное сопровождение заканчивается занятие.
После занятия воспитатель уточняет: Где мы с вами побывали? На чем ехали? Что собирали в лесу? Куда складывали? И т.д.
Выучите с детьми строки Л. Тевкина «Волнушки»:
На лесной опушке выросли волнушки:
Оглянулись и сказали: «Здравствуйте, а вы нас ждали?»
Лексическая тема «Осень»
Цели:
- активизация и обогащение лексического запаса по теме: уточнение названий фруктов, овощей их вкусовых качеств;
- развитие грамматического строя речи: учить образовывать множественное число существительных;
- развитие длительного зрительного сосредоточения;
- развитие длительного ротового выхода;
- учить различать ритм звучания: частое и редкое звучание металлофона;
- развитие дифференциации тихого и громкого
- развитие мелкой моторики рук. развитие грамматического строя речи: обучение правильному употреблению существительных в В.п.;
Оборудование:
- тарелка, яблоко;
- корзинка с натуральными фруктами или муляжами;
- лист дерева, вырезанный из цветной бумаги;
- разрезанные картинки по теме. металлофон;
- игрушка «Заяц»;
- корзинка с натуральными овощами или муляжи.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети сидят полукругом перед логопедом.
- Ребята, какое время года пришло к нам? Правильно, осень. А как вы догадались? (Листочки на деревьях стали желтыми, красными; идут дожди: солнышко не греет, птицы улетают в теплые края.) Сегодня осень принесла нам свои дары. Посмотрите (показ фруктов в корзинке).
Упражнение «Что в корзинке?»
Логопед вместе с детьми достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко сочное, сладкое, вкусное. Яблоко можно есть». Затем ребята помогают рассказать о том или ином фрукте.
Упражнение «Много»
Логопед называет фрукт в единственном числе и бросает ребенку мяч. Малыш называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Апельсин – апельсины, яблоко – яблоки» и т.д.
Упражнение «Катится яблочко»
Логопед объясняет детям, что яблоко круглое и может катиться как мяч. Затем предлагает понаблюдать за движениями яблока на тарелке.
Упражнение «Чей листок раньше улетит?»
Логопед вместе с детьми вспоминает, какого цвета становятся листья на деревьях осенью. Затем каждому предлагает долго, плавно подуть на листок и посмотреть, как он кружится в воздухе.
Игра с разрезанными картинками
Логопед говорит, что осень нарисовала для ребят красивые картинки, но поднялся сильный ветер, и картинки разделились на две половинки. Предлагает помочь осени составить картинки и угадать, что на них нарисовано.
Упражнения «Осенние листья»
-Ребята, мы помогли зайке приготовить щи, и он хочет вручить вам по осеннему букету.
Логопед вместе с детьми выполняет упражнение.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальцы по очереди,
начиная с большого.
Будем листья собирать. Сжимать и разжимать кулаки.
Листья березы, Загибать пальчики, начиная
Листья рябины, с большого.
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Упражнение «Дождик»
- Ребята, осенью часто идут дожди. Давайте послушаем. (Запись «Музыка дождя»). Дожди бывают сильными, с ветром, и маленькие.
Послушайте, как идет «маленький» дождик (редкое постукивание металлофона) и «сильный» (частое постукивание металлофона). А теперь попробуйте угадать, какой идет дождь: маленький или большой.
Дети отгадывают.
Игра «Эхо»
-Осенью люди ходят в лес. Они собирают там грибы и ягоды. Чтобы не заблудиться, им приходится окликать друг друга громко, а эхо отвечает им тихо: «Ау-ау».
Сначала логопед играет за людей, заблудившихся в лесу, а ребята подражают эху. Затем роли меняются.
Упражнение «Какой овощ пропустили?»
Логопед показывает детям зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Дети должны отгадать, какойК
Упражнение «Поваренок»
- Много у зайчика нашего овощей. Давайте приготовим для него щи.
Дети вбирают вместе со взрослым нужные овощи для блюда, называют их. В ходе приготовления уточняются действия (брать, мыть, чистить, резать, варить).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию речи для заботливых родителей
Методические рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы их дети имели правильную и красивую речь, и в школе не допускали ошибок на письме....
Методические рекомендации для развития речи у детей раннего возраста
Увеличение словарного запаса у детей раннего возраста...
Методические рекомендации по развитию речи дошкольников
Рекомендации по работе с мнемотаблицами...
Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста для начинающих педагогов дошкольного образования. (на основе исследований Б.С. Волкова, Н.В. Волковой , В.В. Гербовой , А.А. Запорожца , М.И. Лисиной и др.)
Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребе...
Методические рекомендации по развитию речи детей 5-6 лет.
Развитие лексической стороны речи. Расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений ребенка об окружающей действительности. Много рассказывать и показывать ребенку, ...
Методические рекомендации по развитию речи младших дошкольников в процессе ознакомления их с окружающим миром
Красивая, правильная речь ребенка - залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взро...
« Методические рекомендации для развития речи через художественно – эстетическую деятельность»
Речь – это величайшее богатство данное человеку....