Конспект ОД в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Новосельцева Елена Алексеевна
В процессе занятия осуществляются задачи приоритетной образовательной области: «Речевое развитие»: Формировать навыки четкого различения и произношения звука  «ль» в слогах, словах, фразах. Упражнять в звуко - буквенном анализе слов, определении позиции звука в слове. Упражнять в составлении предложений. Закрепить употребление косвенных падежей существительных. Познакомить с понятием  многозначности слов. Развивать грамматически правильную речь.
Задачи ОО в интеграции: «Познавательное развитие»:  Формировать познавательные действия, развивать любознательность и познавательную мотивацию. Развивать воображение и творческую активность. 
«Социально-коммуникативное развитие»: Развивать монологическую речь, умение использовать необходимые средства для эмоционального расположения собеседника. Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками. Воспитывать гуманистическую направленность поведения. 
«Физическое развитие»: Развивать координацию движений, а также таких физических качеств, как гибкость, ловкость, собранность. Развивать мелкую моторику обеих рук. 
«Художественно-эстетическое развитие»: Развивать мелкую моторику, зрительного воображения, развитие самостоятельной творческой деятельности. Развивать певческие навыки детей.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 1»

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

в подготовительной  группе  «Лесное путешествие»

                                                                                 Автор: воспитатель

                                                                                          МБДОУ МО г. Краснодар

                                                                                                         «Детский сад комбинированного

                                                                  вида № 1»

                                                                                                    Новосельцева Елена Алексеевна                                                  

Краснодар

2016г.

Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе 

Подготовка к обучению грамоте.

Тема: Лесное путешествие. «Звук л'»

Автор конспекта ОД: Новосельцева Елена Алексеевна, воспитатель, МБДОУ МО

г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 1»

Задачи приоритетной образовательной области: «Речевое развитие»: Формировать навыки четкого различения и произношения звука  «ль» в слогах, словах, фразах. Упражнять в звуко - буквенном анализе слов, определении позиции звука в слове. Упражнять в составлении предложений. Закрепить употребление косвенных падежей существительных. Познакомить с понятием  многозначности слов. Развивать грамматически правильную речь.

Задачи ОО в интеграции: «Познавательное развитие»:  Формировать познавательные действия, развивать любознательность и познавательную мотивацию. Развивать воображение и творческую активность.

«Социально-коммуникативное развитие»: Развивать монологическую речь, умение использовать необходимые средства для эмоционального расположения собеседника. Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками. Воспитывать гуманистическую направленность поведения.

«Физическое развитие»: Развивать координацию движений, а также таких физических качеств, как гибкость, ловкость, собранность. Развивать мелкую моторику обеих рук.

«Художественно-эстетическое развитие»: Развивать мелкую моторику, зрительного воображения, развитие самостоятельной творческой деятельности. Развивать певческие навыки детей.

Предпосылки к учебной деятельности: Развитие познавательных процессов: памяти, внимания. Активизировать мышление, воображение, произвольность  психических процессов. Учить детей самостоятельно находить способы решения новых задач. Формировать  умение выслушать, понять, запомнить и принять учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения и последовательно выполнять необходимые  действия.

Оборудование для учителя- логопеда: Аудиозапись песни «По малину в сад пойдем...», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко.  

Игровые персонажи – лисичка, лягушонок.

Оборудование для детей: Пейзажная картина «Летний день в лесу», предметные картинки из серии Г.А. Каше, предметные картинки из настольно-печатной игры «В лесу», разноцветные цветы и бабочки, пластилин для лепки фруктов, поднос для фруктов.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).

Содержание ОД

Образователь

ная область (вид деятельности)

Форма работы

Наличие средств у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Логопед:

Послушайте, кто - то печально вздыхает в углу. Кто же это?  - Маленький лисенок.

Давайте поздороваемся с ним.

 - Здравствуй, лисенок.  Почему ты такой грустный?

 - Мой друг лягушонок сегодня именинник. Он подготовился к празднику, позвал друзей , но никто не пришел. Ему очень грустно,  и мне тоже.

 - Что – же делать, ребята? Как помочь лягушонку?

  - А что еще?

- А куда надо идти?

Лягушонок живет в зеленом домике у зеленой реки.

Ура, отправляемся в гости к лягушонку.

Посмотрите на картину. Что это?

Послушайте загадку: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?» (Летом.)

Вот и солнышко печет

Представьте, что сейчас лето, наши руки и лица греет ласковое солнышко.

Дети имитируют расслабление.

Солнце спряталось за тучки

Солнышко спряталось, стало прохладно,

сожмитесь в комочек.

Дети напрягаются.

Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно.

Дети показывают расслабление и удовольствие.

Повторяется несколько раз.

А теперь шагаем в лес. (Дети маршируют)

Социально – коммуни –

кативная.

Физическое развитие

Игровая оболочка

Решение проблемной ситуации.

Логоритмическая гимнастика.

Пейзажная картина «Летний день в лесу», игрушка лисенок.

Картинки-солнышко, тучка, тропинка.

Развивать словесно – логическое мышление, творческое воображение

Развить поисковую деятельность, развивать познавательные процессы.

Развивать внимание, позволяющее координировать слуховой и двигательный анализаторы.

Ребенок проявляет заинтересованность, самостоятельно подбирает решение задачи, отвечает на поисковые вопросы, спрашивает сам.

Ребенок следит за выполнением  указаний логопеда.

Основная часть (содержательный, деятельный этап).

Содержание ОД

Образовательная область (вид деятельности)

Форма работы

Наличие средств у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Логопед: Посмотрите на картину «Летний день в лесу».

Мы пришли в этот прекрасный лес.  

Какой первый звук вы услышали в слове лес?

Характеристика звука л'

Что напоминает вам звук л'?

Обозначение цветовым символом.

Мы обозначим звук л' зеленым кружочком, он будет напоминать нам ... (лето, зелень, лесную полянку).

 В какой замок мы поселим этот звук? (В Зеленый замок.)

Дети выполняют схему слова ЛЕС.

Произношение звука л' в слогах

Чтобы нам не было скучно в пути, споем песенку:

 ля-лё-ле-ли, лю-ля-ле-ли.

Произношение звука л' в словах.

Падежное управление

Выставляются картинки — сначала лес, полянка,  затем — другие (тополь, ель, ольха, лиственница, клен, липа.).

 Что мы увидели? (Лес)

Идем по ... (Лесу).

А теперь подошли к ..(Полянке)

Дети имитируют шаги.

К какому дереву мы подошли? (К тополю.)

Постоим под ... (тополями).

Дальше пошли, к липам подошли.

Сосчитайте, сколько их. (Три липы.)

А сколько тополей? (два тополя.)

Мелкая моторика

«Топали мы, топали,

до тополя дотопали.

До тополя дотопали,

дальше потопали».

Дети имитируют топанье пальчиками по столу.

Усвоение грамматических категорий словообразования и словоизменения.

Определение позиции звука л' в словах

Вот мы и в лесу.

Какие деревья мы увидели? (Ель, ольху, лиственницу, клен, липу.)

Назовите деревья, в названии которых звук л' слышится в начале слова.

Куда положим кружочек - цветовой символ звука л' ?

Дети передвигают зеленый кружочек в окошках домика в зависимости от позиции звука.

В каком слове звук л' стоит в конце?

Каких деревьев много в лесу? (Ольх, тополей, кленов, лип, лиственниц.)

Что вы видите на деревьях? (Листья.)

Деревья покрыты... (листьями).

Скажите о них ласково. (Листики, листочки.)

Какие они? (Зеленые.)

На деревьях много... (листьев).

 Деревья, покрытые листьями, называют лиственными..

В каком лесу живут лисенок и лягушонок?\

 Повторите это слово

Мы оказались на лесной полянке у домика лягушонка. Давайте соберем букет цветов для него.

Выставляются картинки с изображением поляны и цветов.

Сколько здесь цветов!

Назовите их. (Васильки, колокольчики, лютики, календула, купальницы, клевер.)

Мы не будем их мять и рвать, а покажем им свои добрые лица.

Понюхайте их!

Кто летает над цветами? (Шмели, мотыльки.)

Чтение стихотворения

 - Мотылек, мотылек, сядь поближе на цветок.

 - Я не сяду на цветок: у тебя в руке сачок.

- Мотылек, Мотылек, я тебя ловить не стану.

Подойду поближе гляну, посчитаю сколько ног

У тебя мотылек.

-Я и сам могу считать: раз, два, три, четыре, пять

Сосчитаю сколько ног без тебя дружок!

Игра на развитие зрительного восприятия

Проводится на основе игры «Цветы и мотыльки».

Дети подбирают для каждого мотылька цветок такого же цвета.

 

Понимание многозначности слов.

 -  Кто это выгладывает?  - это наш друг, маленький лисенок.

 - Как зовут его маму? (Лиса.)

 - Скажите о ней ласково. (Лисонька, лисичка.)

Выставляется гриб-лисичка, а затем прочитывается стихотворение.

Кто вы?

  • Мы лисички,
    Дружные сестрички.
  • Ну, а вы-то кто же?
  • Мы лисички тоже!
  • Как, с одной-то лапкой?
  • Нет, еще со шляпкой... А. Шибаев
  • Почему грибы назвали лисичками?

Физминутка

Мы по лесу шли, шли, шли,

Земляничку нашли.

Сели, съели, дальше пошли.

Мы по лесу шли, шли, шли

И малину нашли.

Присядем на полянке и споем песенку.

Пение песенки «По малину в сад пойдем...», 

сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко. Слово «сад» заменяется словом «лес». Дети имитируют движения по тексту попевки, затем поют песню.

Образование прилагательных и существительных

По дороге домой мы увидели ... (клюкву, калину, облепиху). Принесли маме много ... (земляники, малины). Мама сварила варенье из малины — ... (малиновое), из земляники — ... (земляничное). Какое ваше любимое варенье?

Логопед предлагает попробовать на вкус какое-либо варенье.

Какой сок можно получить из калины, из облепихи, земляники ?

Познаватель -

ное  развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие

Познавательное развитие.

Речевое развитие

Речевое развитие

Речевое развитие.

Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие.

вводная беседа

Ответы на вопросы

Пальчиковая гимнастика

Обучающая беседа

Беседа

Дети отвечают на вопросы.

беседа

Физминутка

Музыкальное произведение

Картина «Летний день в лесу», наборы для звуко – слогового анализа

Предметные картинки: лес, полянка, лиственные деревья.

Картинка тополя

Предметные картинки: лес, полянка, лиственные деревья.

Предметные картинки: лес, полянка, лиственные деревья.

картинки с изображением поляны и цветов

Игровой персонаж – лисенок

Текст «Земляничка»

Аудиозапись «По малину в сад пойдем...», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко

Развитие мышления, интереса.

Формирование мыслительных процессов (анализа и синтеза)

Развитие грамматического с троя речи: правильное употребление падежных окончаний .

Дети координируют движения пальцев в соответствии со словами.

Развитие навыков звуко – слогового анализа, фонематического восприятия.

Развитие

грамматически правильной речи.

Развитие

грамматически правильной речи.

Развитие

грамматически правильной речи

Дети координируют движения в соответствии  с текстом.

Развитие навыков пения.

Ребенок учится выполнять задания в предложенной ситуации.

Дети самостоятельно выражают свои мысли, грамматически правильно  формируют фразу.

Ребенок четко выполняет указания логопеда.

Ребенок определяет место звука в слове.

Ребенок самостоятельно строит предложения, правильно согласовывая слова.

Ребенок владеет устной монологической речью, выражает свои мысли самостоятельно.

Ребенок составляет предложения, используя необходимые грамматические конструкции.

Ребенок следит за указаниями логопеда и выполняет их.

Ребенок поет текст в соответствии с музыкальным сопровождением.

Заключительная часть (рефлексивный этап).

Содержание ОД

Образовательная область (вид деятельности)

Форма работы

Наличие средств у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Логопед: Вспомните и назовите те слова, в названии которых встретился звук «ль».

- Что мы забыли сделать? (подготовить подарки для лягушонка.)

Давайте вылепим из пластилина фрукты, в названии которых есть звук ль.

 - Назовите  их: лимоны, апельсины, сливы.

Ваши фрукты положите на поднос.

 - Кого угостим фруктами?  (Дети угощают лягушонка)

А теперь послушайте сказку о двух друзьях.  

«Лисенок  и  лягушонок»

В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого — льва на лыжах и лошадь в лодке.  Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился: —        Зеленее всех зеленок — лупоглазый ля-гу-шо-нок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал: Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось... Ничего! — сказал лягушонок. — Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы. (Г.Юдин)

Наше увлекательное путешествие завершилось.

Художественно – эстетическое развитие.

Познаватель -

ное развитие.

Беседа. Творческая работа детей.

Слушание сказки.

Пластилин, стеки, дощечки.

Игровые персонажи: лисёнок, лягушонок.

 Текст  сказки

Г. Юдина

«Лисенок  и  лягушонок»

Развитие мелкой моторики, закрепление умений  лепить круглые формы, передавая в них свойства фруктов.

Развитие интереса, творческого воображения.

Ребенок самостоятельно принимает решения, использует в выполнении задания свой собственный опыт и изобразительные навыки.

Ребенок слушает текст, формируя в воображении те или иные образы.

Список использованной литературы:

  1. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей/ Авт.-сост.     А. В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008.
  2. Весёлый зоопарк. Стихи и загадки для развития речи / Сост.             И. Филиппова. –  М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009.
  3. Новиковская О. А. 100 упражнений для развития речи /Ольга Новиковская. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2009.
  4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»

Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...