Статья - Нормы развития речи ребенка в средней группе
статья по развитию речи (средняя группа) на тему
Эта статья поможет воспитателям оценить уровень развития речи ребенка в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-normy_razvitiya_rechi_rebenka-srednyaya_gruppa.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
ВОЗРАСТ 5 ЛЕТ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Что может и должен уметь ребенок в средней группе? Прежде всего, активно применять накопленный пассивный словарь, использовать навыки словообразования и словоизменения, ну и конечно постигать новые знания — развивать свою речь.
1. Импрессивная речь
1.1. Пассивный словарь
- Понимание существительных (показать на картинках по просьбе взрослого отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):
- Умение обобщать (показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):
Пр: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы
- Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
Пр: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет
- Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
Пр: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье
1.2. Понимание различных форм словоизменения
-Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
Пр: глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна
-Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
Пр: в, на, у, под, за, по
- Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
Пр: носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко
- Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):
Пр: птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут
- Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам):
Пр: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку
1.3. Понимание отдельных предложений и связной речи
- Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):
Пр: Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.
- Понимание текста:
Пр: сказка «Колобок»
1.4. Состояние фонематического восприятия
- Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
Пр:
мышка — мишка___________________________________________________
почка — бочка _____________________________________________________
катушка — кадушка ________________________________________________
корка — горка______________________________________________________
- Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
Пр:
речка — редька_____________________________________________________
цвет — свет________________________________________________________
челка — щелка_____________________________________________________
рейка — лейка_____________________________________________________
2. Экспрессивная речь
2.1. Активный словарь
- Имена существительные
Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным взрослым темам:
Пр:
Мебель __________________________________________________________
______________________________________________________________
Овощи ____________________________________________________________
______________________________________________________________
Фрукты__________________________________________________________________________________________________________________________
Птицы_____________________________________________________________________________________________________________________________
- Назвать части тела и части предметов (по картинкам):
Пр:
Нос _____________________рукав___________________________________
рот______________________воротник________________________________
шея _____________________пуговица________________________________
живот ___________________кабина машины __________________________
грудь____________________ руль____________________________________
- Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:
Пр:
Стул, стол, шкаф ___________________________________________________
Огурец, помидор, морковь____________________________________________
Яблоко, банан,апельсин_____________________________________________
Воробей, голубь,сова________________________________________________
- Глаголы
Пр: ответить на вопросы по картинкам
Как передвигаются птицы? (Летают)__________________________________
Как передвигаются рыбы? (Плавают)__________________________________
Как передвигается змея? (Ползает) ___________________________________
Как передвигается лягушка? (Прыгает)________________________________
Как передвигается человек? (Ходит) __________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)____________________________
А как подает голос корова? (Мычит) __________________________________
А как подает голос петух? (Кукарекает)_____________________________.,
- Имена прилагательные
Пр: назвать предъявленные цвета:
Красный __________________________________________________________
Оранжевый________________________________________________________
Желтый___________________________________________________________Зеленый___________________________________________________________
Голубой ___________________________________________________________
Синий_________________________________________________________
Белый ____________________________________________________________
Черный____________________________________________________________
- Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):
Пр:
Солнце какое? (Круглое)_____________________________________________
Печенье какое? (Квадратное)_________________________________________
Косынка какая? (Треугольная)_______________________________________
Огурец какой? (Овальный) ___________________________________________
2.2. Состояние грамматического строя речи
- Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):
Пр:
Рот — рты_________________________________________________________
Лев_______________________________________________________________
Река______________________________________________________________
Ухо_______________________________________________________________
Кольцо____________________________________________________________
- Употребление имен существительных в косвенных падежах (по картинкам):
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):
Пр:
Шаров____________________________________________________________
Ключей ___________________________________________________________
Берез _____________________________________________________________
Ложек ____________________________________________________________
Окон______________________________________________________________
- Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):
Пр:
Оранжевый апельсин________________________________________________
Голубая бабочка____________________________________________________
Белое блюдце______________________________________________________
- Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):
Пр:
Где сидит снегирь? (На дереве)_______________________________________
Где стоит машина? (В гараже)________________________________________
У кого кукла? (У девочки)____________________________________________
Где стоит коза? (За забором)__________________________________________
Где едет машина? (По дороге)_________________________________________
- Употребление числительных 2 и 5 с существительными:
Пр:
Два мяча___________________________________________________________
Пять мячей_________________________________________________________
Две розы __________________________________________________________
Пять роз___________________________________________________________
Два окна __________________________________________________________
Пять окон__________________________________________________________
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):
Пр:
Забор — заборчик___________________________________________________
Носок — носочек ___________________________________________________
Лента — ленточка __________________________________________________
Окно — окошечко__________________________________________________
- Образование названий детенышей животных:
Пр:
У зайчихи__________________________________________________________
У волчицы_________________________________________________________
У белки___________________________________________________________
У козы____________________________________________________________
2.3. Состояние связной речи
Пересказ текста из нескольких предложений:
Пр:
РЫБАЛКА
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Норма развития речи ребенка
Норма развития речи ребенка от 1 года до 7 лет1 год - 1 год 6 месяцев.Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и п...
Нормы развития речи ребенка от рождения до школы
Существуют нормы речевого развития, с помощью которых можно отследить формирование языковых навыков у своего ребенка....
«Нормы развитие речи ребенка 3-4 лет»
Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, маг...
Нормы развития речи ребенка.
По данным психологов , страхи родителей связаны именно с развитием речи ребенка. Но для любых выводов нужна точка отчета....
Нормы развития речи ребенка
Как развивается речь ребенка...
Нормы развития речи ребенка 2-3 лет
Период развития ребенка 2-3 лет считается самым активным периодом развития речи, когда можно наблюдать количественные и качественные преобразования речевой деятельности малыша....