Проект "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
Проект "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Маркова Анна Сергеевна
Проект: Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.
Актуальность:
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».
Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д., не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Вид проекта: ролевой - игровой, творческий, долгосрочный.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, музыкальный руководитель и 2 воспитателя.
Цели проекта:
1. Воспитание у детей интереса к русскому народному творчеству.
2. Формирование умения вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.
3. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками.
Задачи проекта:
1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Показать красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.
3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
4. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.
Предполагаемый результат.
В результате реализации проекта:
1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2. Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.
3. Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.
4. Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Физическое развитие.
Разучивание подвижных игр «У медведя во бору», «Как у дедушки Трифона»; физкультминутки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»; утренняя гимнастика «Петушок, петушок… », «Ладушки».
Социально-коммуникативное развитие.
Чтение фольклорных потешек, пословиц, закличек: «Ваня, Ваня простота», «Огуречек, огуречек», «Петушок, петушок», «Ладушки», «Уж как я свою коровушку люблю», «Ай лады, лады, лады! », «Дождик», «Водичка, водичка, умой моё личико», «Наши уточки с утра», «Бычок смоляной бочок».
Игровые образовательные ситуации: «Петушок и его семья», «В гостях у Бабушки-Загадушки», «Сказка в гости к нам пришла», «Еле-еле, еле-еле, завертелись крусели», «Курочка-Рябушечка», «Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Васькин поясок».
Пальчиковая гимнастика: «Сорока», «Весёлые пальчики», «Коза», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки», «Пальчики».
Просмотр кукольных спектаклей «Заюшкина избушка », «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», "Курочка Ряба".
Познавательное развитие.
Беседы: «В тереме расписном я живу, К себе в избу всех гостей приглашу...», «Русские потешки», «Значение устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников».
Беседа с детьми «Что такое сказка? », «Кто придумал эти сказки? ».
Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр («Угадай героя сказки по описанию», «Назови лишнего персонажа сказки», «Чьи это слова? », «Из какой сказки иллюстрация? » и т. д.)
Коммуникативное развитие.
Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок.
Рассматривание иллюстраций к сказкам в альбоме «Что за прелесть эти сказки».
Художественно-эстетическое развитие. Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему сюжетов из русских народных сказок (совместно с родителями).
Работа с родителями.
Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков-иллюстраций к русским народным сказкам.
Консультация для родителей, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку-передвижку «Фольклор в детском саду».
Этапы реализации проекта:
Начальный: Определение целей, постановка задач проекта. Изучение методической литературы по проблеме. Диагностическое исследование проблемы.
Продуктивный: Планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников по реализации проекта.
Результативный: Проведение сравнительного диагностического исследования уровня развития детей. Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.
Перспективный: Обобщение опыта, планирование дальнейшей работы.
В результате работы можно сделать следующие выводы:
1. Увеличение словарного запаса.
2. Повысилась общая звуковая культура речи детей.
3. Улучшилась связная речь и воображение.
Фольклорные средства – неиссякаемый источник знаний, умений, навыков русского народа. Работая с литературой по использованию фольклора в обучении детей дошкольного возраста, я непременно решила оформить мини-музей «Русской народной игрушки», так как в процессе знакомства малышей с устным народным творчеством не возможно без наглядного сопровождения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. НАРОДНОЕ ГУЛЯНЬЕ «СВЯТКИ»
"Святки", зимние забавы....
Образовательный проект. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
В данном материале изложеныны все этапы реализации использования фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста...
Презентация. Образовательный проект. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
Презентация к образовательному проекту: "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...
Анкета для педагогов ДОУ "Фольклор в работе с детьми дошкольного возраста"
В анкете необходимо ответить на вопросы, выражащие отношение педагогов к использованию фольклора в работе с детьми...
Использование хакасского фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
Использование хакасского фольклора в работе с детьми дошкольного возрастаАннотация: Культуру Хакасии невозможно себе представить без хакасского искусства, хакасского языка, традиций, которые рас...
Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...