Сообщение для педагогического совета по методике Глена Домана
консультация по развитию речи ( группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_glena_doman1.docx | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Берёзка»
Свердловская область Талицкий район поселок Троицкий
ул. Кутузова 21
Сообщение для педагогического совета
Подготовила воспитатель: Ладилова О.В.
2016
Методика Глена Домана
Гленн Доман родился в 1920 году — это американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея Глена Домана звучит так: "В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни". Он является автором автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей (метод Домана).
В 1940 году окончил Университет Пенсильвании, получив учёную степень по физиотерапии. С этого момента Доман занимался изучением развития детского мозга.
В 1955 году основал некоммерческую организацию Институт достижения потенциала человека. Автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей.
Методика развития Глена Домана первоначально была предназначена для детей с травмами мозга. В ходе кропотливой работы Доман разработал уникальную методику, которая представляла собой комплексное лечение больных детей. Для каждого ребенка готовили индивидуальную программу. Начиналось всё с копирования – процедура заключалась в следующем: взрослые выполняли движения руками, ногами и головой ребенка, так как делал бы он сам, будучи здоров. Помимо этого дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Гленом Доманом в рамках методики были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. Эти процедуры представляли раздражители, которые стимулировали определенный орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.
Результатом было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение.
Будучи военным врачом, Доман в своей работе с больными детьми получил просто ошеломляющие результаты: он первый обнаружил, что если воздействовать на какой-то один из органов чувств, то активность мозга очень быстро возрастает. А в результате ребенок начинает стремительно развиваться как умственно, так и физически. Позже методика развития Глена Домана была с огромным успехом опробована и на здоровых детях.
Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.
В методике Глена Домана огромное значение придается раннему физическому развитию, ведь оно тесно связано с интеллектом ребенка и его способностями. Поэтому с самого рождения надо предоставлять ребенку свободу движений и закреплять его врожденные рефлексы (ползать, хватать, шагать, плавать). Он напрямую связывает движение и развитие мозга: как только ребенок освоил новый двигательный навык (например научился переворачиваться) начинается развитие нового отдела Головного мозга.
Доман в своей методике утверждает, что в своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь стадий, которые соответствуют семи этапам созревания мозга. Сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга - это первый этап. Последним, седьмым уровнем являются верхние отделы коры головного мозга. Каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями.
Отталкиваясь от идей методики Домана, можно сделать вывод, что нужно создать условия для физического стимулирования малыша!
Глен Доман разработал такие методики:
Чему можно научить своего ребенка за 30 секунд
Как научить вашего ребенка читать
Как научить вашего ребенка считать
Как дать ребенку энциклопедические знания
Для этого используют специальные карточки, которые так и называются Карточки Домана
Суть методики, как и все гениальное, проста: Глен Доман учил детей читать, показывая им на краткое мгновение карточки с изображениями различных предметов и красными надписями под ними. Демонстрируя карточку, он обязательно вслух говорил, что на ней изображено. Такие занятия проводились по несколько десятков раз в день и длились каждый раз по 5-10 секунд.
На карточках написаны крупным красным шрифтом слова и приклеены изображения животных, растений, планет, математические задания, цифры, портреты исторических деятелей и т.д. Такие карточки разделяют по темам. И в течение дня необходимо так же тематическими сериями показывать карточки ребенку
Основные принципы работы с карточками Домана.
- Начинать необходимо заниматься с карточками Глена Домана с самого раннего детства.
- Во время занятий настроение у ребенка должно быть хорошее, он должен быть здоров, весел и бодр.
- Обязательно хвалите малыша за его достижения! Все дети очень любят, когда их родители хвалят и радуются их успехам, пусть даже совсем маленьким успехам. Ребенок, если его похвалить, будет стараться доставить Вам радость снова, будет стремится к большему познанию.
- Систематичность и регулярность занятий - залог успеха.
- Показывать карточку перед глазами ребенка нужно короткое время, где-то 2-3 секунды, главное, чтобы малыш обратил внимание на карточку. Более продолжительное время держать карточку не надо, так это может вызвать потерю интереса у ребенка.
- Старайтесь ежедневно пополнять материал и показывать новые карточки к тем, которые малышу уже хорошо знакомы. И нежелательно одну и ту же карточку показывать более 3-х раз в один день.
Умейте вовремя прекратить игру. Необходимо остановить игру прежде, чем Ваш малыш сам этого захочет. Занятия должны быть короткими.
Рекомендации по обучению.
Заниматься по карточкам Домана рекомендуется с детьми до 6-7 лет, желательно – с самого рождения, так как в первый год жизни ребенок имеет все нужные способности к запоминанию и раннее применение методики обеспечит ему уже к году огромнейшее преимущество перед сверстниками.
Многие родители, услышав, что по методике Глена Домана воспитывались некоторые нобелевские лауреаты, с огромным энтузиазмом принялись воспитывать своих чад. Но не стоит забывать, что у метода Домана, помимо плюсов, есть и минусы:
Плюсы:
- яркие карточки с картинками нравятся почти всем детям, а короткие занятия не успевают наскучить ребёнку.
Как результат, большинство детей занимаются по карточкам Домана с удовольствием, и даже сами просят показать любимые наборы ещё и ещё раз.
В то время, как буква и даже склад – для ребёнка всего лишь некая абстракция, реальное слово, соотнесённое с изображением реального предмета – это уже конкретика, которая лучше и быстрее запоминается ребёнком.
Плюс ещё в том, что при использовании в обучении карточек Домана происходит:
- существенное расширение словарного запаса и общего багажа знаний;
- при наличии компьютера слайды со словами и картинками очень быстро и просто создаются и воспроизводятся программой Power Point, а в продаже имеются готовые картонные карточки и даже диски, на которых за небольшую цену собрана масса готовых и даже озвученных презентаций на всевозможные темы;
- занятия по методике Домана подходят даже для детишек самого маленького возраста.
Минусы:
- Самый существенный минус – ребёнок в методике Домана – это пассивный объект обучения, в который «вливаются» знания, что не способствует развитию активной познавательной позиции, стремлению добывать знания из окружающего мира.
- Кроме того, при таком обучении чтению не развивается фонематический слух, что может не лучшим образом сказаться на грамотности ребёнка в будущем.
- Карточки Домана способствуют развитию памяти, делают детей эрудитами уже в раннем возрасте, но не учат думать. Пути развития творческих способностей ребенка и развитие мышления следует искать в других методиках.
Глен Доман - противник спонтанной двигательной активности и игр. Он считает песенки-пестушки и игрушки - пустой тратой времени. А ведь именно в игре ребенок растет и развивается. Поскольку подобное "пустое времяпрепровождение" не приветствуется, то соответственно ребенок общается в основном только со своей семьей. Такое обучение занимает почти все время мамы и требует полной самоотдачи.
Каждый ребенок - это индивидуальность.
Задача взрослых, не напрягать ребенка, сделать так, чтобы ему играть в карточки Домана было интересно. Именно играть, а не настаивать на обучении и запоминании. Если Вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, сразу же убирайте карточки и переключайтесь на что-то другое.
Уже в возрасте четырех лет у ребенка появляются куда более важные дела, чем рассматривание карточек. Именно в этот период он может наотрез отказаться заниматься по методике Домана.
Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, чем и как нужно с ним заниматься.
Основные тезисы методики Глена Домана
- Каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.
- Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.
- Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.
- Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.
- Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.
Основные принципы и правила обучения ребенка
по методике Домана
1. Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.
2. Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.
3. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
5. Создавайте подходящую обстановку для обучения.
6. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.
7. Чаще вводите новый материал.
8. Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.
9. Не проверяйте знания своего ребенка.
10. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.
11. Если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Как научить ребенка читать". Методика Глена Домана
Методика Г. Домана "Как научить ребенка читать" заложит учебные навыки вашего ребенка, помогут максимально развить интеллектуальный потенциал....
Презентация "Методика Глена Домана"
Я презентовала методику Глена Домана своим коллегам в ДОУ на педагогическом совете....
Изучение окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста. Методика Глена Домана.
Представление методики раннего развития Глена Домана педагогам ДОУ....
Методика Глена Домана
Консультация...
Буклет "Методика Глена Домана. Метод, позволяющий вырастить гениев"
quot;Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти. Маленькие дети уверены в том, что самым замечательн...
Методика Глена Домана
Автор популярной развивающий методики родился в 1919 году в Филадельфии. В начале 40-х Доман приступил к физиотерапевтической практике в клинике.Основная цель его работы – изучение законов и осо...