Конспект интегрированного НОД для детей старшей группы «В гости к мудрым книгам»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цель:
- учить детей понимать смысл пословиц, закрепить понимание рифмы в стихотворениях, считалочках;
- совершенствовать интонационную выразительность речи у детей, активизировать речевую деятельность детей, расширять словарный запас;
- воспитывать интерес к народному фольклору, оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками;
- воспитывать любовь к родному краю.
Ход НОД:
- Здравствуйте, дети!
- Сегодня мы вновь с вами зайдем в гости к нашей книге Мудрости.
Книга мудрости к нам снова пришла
И много нового детям принесла:
Знания о сказках, мудрость поколений,
Нам стихи, пословицы выучить не лень.
- А кто из вас может рассказать, что это за книга Мудрости? (ответы детей)
Таких книг мудрости и знаний очень много у вас будет в школе и эти книги называются – учебники («ученики»).
(выучить с детьми новое слово - учебник)
- А еще есть умные и мудрые книги – это словари, энциклопедии.
- Итак, начинаем наше путешествие по волшебной книге: "Открываю первую страницу, которая называется - "В гостях…а у кого, вы отгадаете сами"".
- Послушайте отрывки:
1) "В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухою", (Пушкин А.С.);
2) "Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной…", ("Коза-дереза");
3) "…Волк ловит рыбку – опустил хвост в прорубь и приговаривает: "Ловись, рыбка, и мала и велика!", ("Лиса и волк").
- Что я вам прочитала?
(отрывки из сказок)
- А как вы догадались, что это сказки, а не рассказ или стихотворение? (Детские сказки начинаются со слов: "Жили-были" или "В некотором царстве, в некотором государстве". В сказках все звери разговаривают и происходит волшебство и в сказках добро всегда побеждает зло).
- Правильно, дети! Мы с вами много знаем сказок. Давайте вспомним их (дети называют любимые сказки).
- Молодцы!
- Наше путешествие продолжается и мы с вами переворачиваем следующую страницу.
- Здесь у нас живут загадки. Ребята вы знаете много загадок, любите их отгадывать, и на эту страничку я поместила новые загадки, попробуйте отгадать их.
1) Посадили зернышко –
Вырастили солнышко
Это солнышко сорвем
Много зерен соберем
(Подсолнух)
2) Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать
(Учитель, воспитатель)
3) Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня…
(Весна)
- Переворачиваем следующую страницу, на которой мы встречаем стихи.
- В стихах всегда есть рифма. Послушайте какое красивое стихотворение я вам прочитаю:
Жура-жура-Журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он пролетая:
«Лучше нет родного края!»
- А какие вы, дети, знаете стихи? Не так давно был праздник мамы, давайте вспомним стихотворения о маме (дети рассказывают стихи).
- Молодцы, вы знаете много красивых стихов.
- Мы с вами поняли, что в стихах всегда есть рифма. Но рифму, дети, мы встречаем и в считалочках.
Считалочка – это рифмованный стишок, состоящий по большой части из придуманных слов и созвучий. С помощью считалок, мы с вами решаем, кто будет первый начинать игру. Давайте мы вспомним наши любимые считалочки:
1) Катилась торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
2) Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо сада,
Мимо града,
Кто поднимет,
Тот и выйдет.
Мы немного устали и сейчас отдохнем.
Физкультминутка
Мы шли-шли-шли (шагаем на месте)
и грибы нашли (хлопаем в ладоши)
Раз грибок (наклонились)
два грибок (наклонились)
Три грибок (наклонились)
положили в кузовок (встали и наклон в сторону)
Физкультминутка, ребята, тоже состоит из рифмы – это такой веселый стишок, соответственно его словам мы с вами выполняем упражнения.
Мы с вами перевернули много знакомых нам страничек, вспомнили и сказки, и стихотворения, и загадки, и считалочки, но сегодня, ребята, мы остановимся вот на этих чудных страничках и побываем в мире пословиц.
- Ребята, скажите, а вы знаете какие-нибудь пословицы?
"Нет друга – ищи, а нашел - береги"
- Объясните мне, пожалуйста, чему нас учит эта пословица?
- А еще какие пословицы вы знаете?
"Не поклоняясь до земли, и грибка не поднимешь",
"Кончил дело – гуляй смело"
- Молодцы! Теперь мы все вместе узнаем еще одну пословицу (показываю картинку с пословицей). Может ее кто-то прочитает самостоятельно? (ребята читают пословицу)
"Уважай отца и мать – будет в жизни благодать".
1. Что вы видите на картинке? Почему маленькая лисичка смотрит с таким беспокойством на луч? Как она может защитить сон мамы-лисы от луча?
2. В какие игры может играть лисичка, чтобы не разбудить маму? (ответы детей)
- Да, ребята, необходимо любить маму и папу, беречь их, помогать им и тогда у вас будет дружная и счастливая семья.
- А что значит – счастливая семья?
Говорят дети:
"Мама с папой не ссорятся"
"В выходные мы всегда вместе"
"Детям все покупают"
"Устраивают праздники"
- Я хочу поиграть с вами в игру, которая называется: "Как выразить любовь к родным людям?"
- Я буду говорить, а вы хлопайте в ладоши тогда, когда вам понравится конкретное выражение:
- погладить по лицу;
- обнять;
- нагрубить и накричать;
- вместе убрать квартиру;
- приготовить необычный сюрприз (какой?);
- приготовить любимое блюдо для мамы (с папой) и наоборот;
- прижать к себе.
- Умнички, вы знаете, как выразить свою любовь к близким. Я очень хочу, чтобы вы сегодня, придя домой, показали своим родителям, как вы их любите!
- Давайте все вместе повторим, запомним нашу пословицу и поместим ее на странички нашей книги Мудрости.
- Мы, ребята, познакомимся еще с одной пословицей, прочитайте ее.
Ребенок читает: "Своя земля и в кулачке родная".
- Дети, скажите, где вы родились?
- Хотели бы вы жить в другом месте, например в Африке?
- Что значит слово "Родина"?
- Ребята, как вы думаете, что означает выражение "Малая родина"?
(варианты ответов).
- Верно, ребята, "Малая родина" – это город, в котором вы родились и растете.
Многие люди, когда уезжают надолго, берут с собой в платочек горсть родной земли. И у меня есть платочек с горстью Феодосийской земли. Она напоминает нам о доме, она пахнет нашими цветами, полями, лесами и лугами. Ее так мало, что можно зажать в кулачке и где бы мы не находились – она всегда с нами рядом. Вот и в пословице говорится об этом: "Своя земля и в кулачке родная".
- Ребята, скажите, а что мы сможем сделать для нашей страны?
- не бросать мусор на землю;
- сажать цветы и деревья;
- беречь, не ломать скамейки в скверах и парках;
- хорошо учиться;
- интересоваться историей своего дома, улицы, города…
- Давайте еще раз повторим пословицу и поместим ее на странички нашей книги.
- Да, ребята, наша родина самая красивая, любимая, светлая. Мы ею гордимся!
В ней много рек, полей, гор. И сегодня я предлагаю показать всем какая красивая наша страна. Посмотрите, у меня есть карта (макет), здесь и города, и реки, и леса и наше море. Леса богаты животным миром, моря и реки – рыбой, в городах живут замечательные люди.
У вас на столах лежат заготовки, картинки. Проявите свое творчество, выдумку, фантазию и украсьте нашу страну так, чтобы любой человек, посмотрев на нее, увидел всю ее красоту.
Аппликация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы Тема: «В гостях у Марьи Ивановны» (Народные куклы и игры, пословицы)
В данной работе представлен материал для ознакомления детей с русским народным творчеством и развитием мелкой моторики рук....
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы ( с использованием игровых технологий) Тема: «В гостях у Марьи Ивановны» (Народные куклы и игры, пословицы)
В данной работе представлен материал для ознакомления детей с народным творчеством и развитием мелкой моторики рук....
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «В гостях у Мастера - Карандаша»
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы«В гостях у Мастера - Карандаша» Цель: поддерживать у детей интерес к изобразительной деятельности. Задачи:Образовательные:Познакоми...
Конспект интегрированного музыкального занятия в старшей группе «В гостях у До-ми-соль-ки»
Конспект интегрированного музыкального занятия в старшей группе «В гостях у До-ми-соль-ки»...
КОНСПЕКТ НОД Звуковая культура речи Старшая группа « В ГОСТЯХ У МУДРОЙ СОВЫ »
КОНСПЕКТ НОДЗвуковая культура речиСтаршая группа« В ГОСТЯХ У МУДРОЙ СОВЫ »...
Конспект интегрированной НОД с детьми старшей группы "В гости к Зимушке-Зиме"
Ход интегрированной НОД с детьми старшей группы....
«В гости к Дим Димычу» Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы.
Тип занятия: интегрированное (развивающая игра-развлечение).Образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое ...