Конкурс. Пособие по работе со сказкой с использованием ТРИЗ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Название сказки |
Главный герой | Отрицательный герой | Второстепннный герой | Волшебный предмет | Место действия |
«Красная шапочка»
|
|
|
|
? |
|
«Золушка»
|
|
|
|
|
|
«Буратино»
|
|
|
|
|
|
Моделирование в работе со сказкой
В настоящее время значительно выросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста, поэтому возникает необходимость использовать новые технологии по развитию связной речи дошкольников.
Значение сказки в развитии речи и воспитании детей трудно переоценить – это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребёнка и обогащение словаря.
Я подхожу к использованию сказочного материала нетрадиционно.
Нетрадиционно - это значит, стараюсь сформировать в детях возможность оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сказочных сюжетов в один.
Нетрадиционный подход дает и мне, и моим воспитанникам возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.
Обучать детей сочинению сказок я начала с обучения детей составлению моделей сказки. В качестве подготовительной работы по усвоению детьми моделей составления сказок является их обучение схематизации.
Модель сказки - это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание.
Для того, чтобы дети имели возможность самостоятельно сочинять сказку, я учила их записывать схемами придуманный текст. Схемы, изображенные ребенком, не должны иметь много деталей; действие к действию добавляется через стрелку.
Одним из видом схематизации сказок является МОДЕЛИРОВАНИЕ
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Обучение моделированию я начала осуществляеть в такой последовательности:
Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой)
На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже с готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель
Когда ребенок четырех лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Например- модель(один большой и семь маленьких треугольников) напоминает сказку «Волк и семеро козлят», а два заштрихованных кружка - сказку «Два жадных медвежонка». Работая в этом направлении, помогает мне постепенно уводить ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию.
Особое место в работе с детьми у меня занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица –- это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе знакомой детьми сказки, а также самостоятельно сочиненной.
Работа по мнемотаблице заключается в следующем: на каждое слово или маленькое предложение придумывается картинка (изображение); таким образом, вся сказка зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит сказку целиком.
Что является опорным в таблице. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.
Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы совместно с детьми посчитаете нужным.
На основе карточек-схем, обозначающих структурные единицы сказки, мои воспитанники познают особенности сложения сказок и овладевают тонкостями создания новых сказочных конструкций.
Салат из сказок - Переплетение ситуаций из разных сказок
Название сказки |
Главный герой | Отрицательный герой | Второстепенный герой | Волшебный предмет | Место действия |
«Аленький цветочек» |
|
|
|
|
|
«Сказка о мертвой Царевне и семи богатырях »
|
|
|
|
|
|
«Гуси - лебеди»
|
|
|
|
|
|
Название сказки |
Главный герой |
Отрицательный герой |
Второстепенный герой |
Волшебный предмет |
Место действия |
«О рыбаке И рыбке»
|
|
|
? |
|
|
«Щелкунчик»
|
|
|
|
? |
|
«Морозко»
|
|
|
|
|
|
Название сказки |
Главный герой |
Отрицательный герой |
Второстепенный герой |
Волшебный предмет |
Место действия |
«Снежная королева»
|
|
|
|
|
|
«Конек Горбунок»
|
|
|
|
|
|
«Царевна-лягушка»
|
|
|
|
|
|
Название сказки |
Главный герой |
Отрицательный герой |
Второстепенный герой |
Волшебный предмет |
Место действия |
«Красная шапочка» |
девочка |
волк |
дровосек |
? |
Дом бабушки |
«Дюймовочка» |
дюймовочка |
крот |
ласточка |
цветок |
нора |
«Золушка» |
золушка |
мачеха |
фея |
туфелька |
дворец |
«Золотой ключик» |
буратино |
Карабас-барабас |
Черепаха Тортилла |
ключик |
тропинка |
Графическая зарисовка мнемотаблицы
Пересказ сказки с помощью символов
Работа с мнемотаблицей по созданию образа героя:
Детям предлагаются различные картинки со схематическим изображением характерных качеств героев. Используя схему, они составляют описательный рассказ о герое будущей сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_po_rabote_so_skazkoy_s_ispolzovaniem_triz.docx | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс. Проект "Создание мини-музея «Календари» с использованием ТРИЗ технологий»
Авторский коллектив: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад «Журавушка»Куропатина Татьяна Леонидовна, воспитатель,Корниенко Елена Николае...
Совместная непосредственно - образовательная деятельность «В гостях у сказки» с использованием ТРИЗ
Образовательный процесс был построен на системно - деятельностном подходе. Выстроен по принципу интеграции видов деятельности, которые логично сменяли друг друга: игровая, коммуникативная, познаватель...
Методическая разработка. Конспект НОД "В гостях у сказки" с использованием ТРИЗ
Использование технологии ТРИЗ в обучении детей....
Обучение творческому рассказыванию по произведению С.Козлова «Зимняя сказка» с использованием триз-технологии для детей средней группы.
Цель: усвоение модели творческого рассказывания - придумывание завершения «Зимней сказки». Решение проблемной ситуации с использованием метода «мо...
Конспект интегрированного занятия с детьми 2 младшей группе «В гостях у сказке» с использованием ТРИЗ
Цель: развитие связной и диалогической речи детей через различные виды деятельности, активизация и обогащение словаря, обобщить и систематизировать знания детей о русских народных...
Конспект занятия в подготовительной группе по сочинению сказки с использованием ТРИЗ технологии
Сочинени сказок как средство развития речи у дошкольников прекрасная форма проведения занятий. Это возможность активизировать посредством воображения и фантазии речевую активность ребенка. Снять напря...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у сказки» с использованием ТРИЗ элементов
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у сказки» с использованием ТРИЗ элементов...