Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Прекрасная страна слов».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №98
«Планета детства»»
Конспект организованной образовательной деятельности
в средней группе № 9
Тема: «Прекрасная страна слов».
Воспитатель: Ахунова Э.А
Набережные Челны
2015
Тема: «Прекрасная страна слов».
Приоритетные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: Расширять словарный запас детей через словесно – речевые игры.
Развитие и совершенствование фонетического слуха.
Задачи ООД:
- Развивающие:
- развивать связную речь;
- стимулировать мыслительную и речевую активность;
- побуждать использовать в речи больше прилагательных, эпитетов, сравнений.
- развивать воображение, мышление, словотворчество, мелкую моторику рук, артикуляционную моторику;
- развивать фонетический слух;
- Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде;
- эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы;
- активность на занятии;
- Обучающие:
- обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы окружающего мира; прилагательными, характеризующими качества предметов;
- совершенствовать умение правильно использовать в речи существительные в родительном падеже.
- закрепить знания о слоговой структуре слова, умение определять количество слогов в словах (по схемам, на слух).
Предполагаемые результаты:
Употребляет в речи прилагательные, эпитеты, сравнения; выразительно произносит слова и сочетает их с движениями; запоминает и использует в словаре добрые, нежные, вежливые слова; может представить игровую ситуацию; применяет умение фантазировать, мыслительные и творческие способности; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; доброжелательно относится к окружающим людям и природе; эмоционально реагирует на происходящее и отзывается на красоту окружающей природы.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная.
Формы организации совместной деятельности: сюжетная игра, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о солнышке, небе. Беседы: «Зачем нужно солнышко», «Какого цвета солнышко».. Аппликация «Солнышко, нарядись!». Тематические прогулки: «Наблюдение за солнцем», «наблюдение за небом». «Солнце в отпуске» автор сказки: Ирис Ревю, «Волшебное слово» Осеева. Знакомство со слоговой структурой слова, умение определять количество слогов в словах (по схемам, на слух).
Оборудование к ООД:
демонстрационный материал: картонное «солнце», панно с изображением неба, облаков, вырезанные из картона «облака» разной формы, волшебный мешочек, Фея, Лунтик, фотографии неба;
раздаточный материал: карточки с заданиями «раздели слова на слоги», облака разной формы, наклейки «Солнышко».
Активизация словаря: фантазия, звездное, радужное, ослепительное, лучезарное.
Ход ООД:
Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня, когда я шла в детский сад, мне почтальон вручил письмо и сказал, что оно адресовано нам. (Читаю адрес на письме)
-Всё правильно? И что же нам делать с этим письмом? (ответы детей)
-Если письмо адресовано нам, значит, мы имеем полное право его прочитать.
(читаю письмо)
Здравствуйте, мои милые ребята! Я Фея из Страны прекрасных слов! В моей стране очень много красивых, тёплых, нежных слов. Кто попадает в мою страну, немного меняются. Хотите узнать как? Если хотите, то я приглашаю вас в гости.
— Ребята, я совсем не знаю, что нам делать? (Ответы)
— Значит, мы с вами принимаем приглашение.
— А как же мы попадём в эту страну Слов, она же волшебная? (Ответы)
-Давайте это путешествие мы совершим с помощью фантазии. Вы знаете, что такое ФАНТАЗИЯ? (Ответы) Фантазия-это наши мечты, в которых мы что-то выдумываем, представляя то, чего на самом деле нет. Давайте произнесём это волшебное слово. (Дети повторяют) На чём вы хотите полететь?
— Закройте глазки и представьте, что вы на ковре самолёте летите в эту замечательную страну. (Звучит аудиозапись «Волшебной музыки»).
-С высоты мы видим леса, поля, слышим журчание рек, пение птиц; чувствуем свежий запах воздуха после дождя. А теперь наш ковёр самолёт медленно опускается на землю (музыка стихает).
Основная часть.
Воспитатель: — Вот мы и прибыли.
Детей встречает Фея:
— Здравствуйте, ребята. Я фея из страны слов. Очень рада вас видеть у себя в гостях. Чтобы убедиться, что в моей стране очень много замечательных слов и их можно найти повсюду, мы с вами совершим путешествие по этой стране
Фея: (загадка)
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша, огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это …(солнце!)
-А теперь произнесите это слово ласково. ( Ответы) Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. Прикоснитесь к своим щекам. ( Дети выполняют)
-Что вы ощутили? ( Ответы)
— Какими словами можно описать солнышко. Какое оно? ( Ответы) (Горячее, тёплое, светлое,лучезарное, ласковое, яркое, лучистое, золотое,жаркое,золотое,ослепительное).
-А может с чем — то его можно сравнить? ((мама, фонарь……).
- Давайте поиграем с солнышком (пальчиковая гимнастика в кругу)
Солнышко, солнышко, погуляй у речки.
Солнышко, солнышко, разбросай колечки.
Мы колечки соберем, золоченные возьмем.
Покатаем, поваляем и назад тебе вернем!
- Дети, что может произойти, если Солнце погаснет?
- а пока солнце светит, мы будем дарить друг другу тепло наших улыбок, наших ладошек. Если мы будем любить друг друга, то солнышко всегда будет нам улыбаться. Давайте возьмёмся крепко за руки, подарим улыбки своим друзьям и нашим гостям. (садятся)
- А сейчас взгляните на небо. Какое оно? А каким оно ещё может быть? (безграничное, бесконечное, голубое, высокое, звездное, радужное, ясное, далекое, недостижимое, малооблачное, облачное).
- Прекрасно! А теперь отдохните, на облака посмотрите. Пофантазируйте, на что похоже это облако?....
Фея:
- у меня есть волшебный мешочек. В нем я собрала облака. Сейчас я каждому дам облачко, а вы обведите его пальчиком и скажите, на что похоже ваше облако. Вот так: мое облако похоже на …
- Какие замечательные слова вы придумали. От них мир стал ещё добрей, а значит и прекрасней.
- Ой, посмотрите, какой красивый домик. Вот только дверь не открывается. Ребята, Фея мне подсказывает, что нужно рассказать сказку и дверь откроется.
Рассказывают сказку про язычок:
Язык в ротике живет, никогда не устает.
Очень любит чистоту в домике своем – во рту.
Двери шире открывает: воздух свежий он впускает.
И пока он убирает, домик свой не запирает.
А теперь наш язычок моет нёбо – потолок.
Время даром не теряет: губы – двери вытирает.
Моет двери он вторые – наши зубы. Ротик шире.
Чистит стены. Это щеки. Взял щетинистые щетки.
Вот теперь он все убрал, на лошадке поскакал!
- Вот какие молодцы!
Дверь открывается, а там Лунтик.
- ребята, Лунтик сидел в своем домике и подслушивал нас, как мы описываем наши облака. Он очень любит делить слова на слоги и предлагает вам следующее задание.
( приложение № 1). Дети выполняют задание. Разбираем каждое слово.
- Ребята, Лунтику очень понравилось с вами играть. Ну а сейчас ему пора уходить. Он опаздывает в школу, он ходит в необычную школу - школу вежливости. Ребята, а вы знаете вежливые слова? Давайте каждый из вас скажет по одному вежливому слову и подует в мой волшебный мешочек. Пусть эти замечательные слова будут всегда с вами. Ну а теперь нам пришла пора прощаться. Закройте глаза и произнесите слово «фантазия».
Заключительная часть.
Воспитатель:
- Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, давайте еще раз вспомним, какие слова мы говорили, перед тем как подуть в мешочек? А мешочек то волшебный, он превратил слова в вот такие маленькие солнышки, чтобы вы не забывали говорить добрые слова, тогда и мир вокруг нас будет прекрасней и добрее.
Самоанализ
Цель: Расширять словарный запас детей через словесно – речевые игры.
Развитие и совершенствование фонетического слуха.
Задачи ООД:
1. Развивающие:
- развивать связную речь;
- стимулировать мыслительную и речевую активность;
- побуждать использовать в речи больше прилагательных, эпитетов, сравнений.
- развивать воображение, мышление, словотворчество, мелкую моторику рук, артикуляционную моторику;
- развивать фонетический слух;
2. Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде;
- эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы;
- активность на занятии;
3. Обучающие:
- обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы окружающего мира; прилагательными, характеризующими качества предметов;
- совершенствовать умение правильно использовать в речи существительные в родительном падеже.
- закрепить знания о слоговой структуре слова, умение определять количество слогов в словах (по схемам, на слух).
Предполагаемые результаты:
Употребляет в речи прилагательные, эпитеты, сравнения; выразительно произносит слова и сочетает их с движениями; запоминает и использует в словаре добрые, нежные, вежливые слова; может представить игровую ситуацию; применяет умение фантазировать, мыслительные и творческие способности; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; доброжелательно относится к окружающим людям и природе; эмоционально реагирует на происходящее и отзывается на красоту окружающей природы.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная.
Формы организации совместной деятельности: сюжетная игра, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о солнышке, небе. Беседы: «Зачем нужно солнышко», «Какого цвета солнышко».. Аппликация «Солнышко, нарядись!». Тематические прогулки: «Наблюдение за солнцем», «наблюдение за небом». «Солнце в отпуске» автор сказки: Ирис Ревю. Знакомство со слоговой структурой слова, умение определять количество слогов в словах (по схемам, на слух).
Очень важно в этот период дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребности в движении, смене деятельности в рамках мероприятия.
В связи с этим ООД построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Методы и приемы, используемые на определенных этапах образовательной деятельности, проводились с учетом темы, задач, сюжета и возрастных особенностей детей. Сюжет образовательной деятельности не утомляет, а вызывает любопытство и позволяет объединять следующие виды детской деятельности:
игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, музыкальная.
Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей ООД, повышению результативности, положительного настроя.
Для реализации образовательных задач и областей мной были использованы все группы методов (наглядный, словесный, практический), которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Все использованные на мероприятии игры доступны детям.
Для деятельности были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия.
Учитывала своевременную смену видов деятельности.
ООД включало в себя вводную, основную и заключительную части. Все они объединены единым сюжетом – игрой путешествием.
Для создания интереса дети встретились с Феей из страны прекрасных слов и Лунтиком.
Вводная часть организованной образовательной деятельности предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Это было сделано с помощью полученного письма из страны слов и фантазии. Дети с удовольствием откликнулись посетить загадочную страну.
В основной части деятельности решались познавательные, речевые, социально — коммуникативные, художественно-эстетические и оздоровительные задачи. Для их реализации использовались игровые ситуации, художественное слово, постановка проблемных вопросов, задания поискового характера, показ слайдов, пальчиковая гимнастика.
Воспитательные задачи и задачи на развитие воображения решались на протяжении всей ООД, начиная с организационного момента.
В процессе образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей через беседы, диалоги, игровые ситуации: «Согрей ладошки», «На что похожи облака», «Вежливые слова».
Развивая связную речь, настраивала детей на полные, обоснованные ответы.
Зрительное восприятие развивалось при использовании фотографий.
Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера («почему?», «как вы думаете?», «Что вы можете мне предложить?»).
При проведении артик.гимнастики развивалась артикуляционная моторика.
Развитие мелкой моторики проходило при использовании пальчиковой гимнастики, игровой ситуации «На что похоже облачко».
Считаю, что с задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом.
В третьей, заключительной, части обобщили знания детей о добрых, нежных, ласковых словах, об интересном и запоминающемся путешествии в страну слов и находили ответ на вопрос, поставленный в начале мероприятия: «Как меняются люди, попав в эту страну». Чтобы поддержать интерес детей и далее, детям были подарены наклейки «Солнышко».
ООД прошло по плану в доброжелательной обстановке.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активизации, использовали имеющие знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
Анализируя проведённое занятие можно сказать, что поставленные задачи были выполнены.
Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность, чувствовалась на протяжении всего мероприятия и в практической части.
По ответам детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось. От работы с детьми я также получила удовольствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе Тема: "Путешествие в страну "Здоровейка".
В данном конспекте раскрываются важные задачи по ознакомлению детей с правильноым питанием, формированию привычки к здоровому образу жищзни: Формировать у детей представлений о здоровом образе жизни; ...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в страну цветных карандашей» для детей средней группы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. ...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе: «Путешествие в страну дорожных знаков»
laquo;Путешествие в страну дорожных знаков»...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в страну правил дорожного движения»
Цель:знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях....
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП «В треугольной стране» для детей средней группы
Данную разработку можно использовать педагогам в ходе проведения образовательной деятельности с детьми средней группы (дети 4-5 лет) в условиях дошкольного учреждения.В целях развития интереса у детей...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе с использованием игровой технологии «Путешествие в страну сказок»
Дети отправляются в страну сказок и волшебства.Уточняют время года. Проводится игра"Снегопад". Путешествуют по сказкам "Колобок", "Волк и семеро козлят", отве...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе компенсирующей направленности с использованием современных образовательных технологии Тема: «Путешествие в страну безопасности»
Муниципальный конкурс методических разработок«Новый взгляд»2023-2024 учебный год Номинация: «На зеленый свет» Ко...