Развиваем речь у ребенка.
методическая разработка по развитию речи на тему

Андреева Татьяна Юрьевна

Игры со словами и слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_so_slovami_i_v_slova.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры со словами и в слова

Для того, чтобы непристанно совершенствовать речь своих деток Вы можете играть с ними в нехитрые, но очень полезные игры, которые расширят словарный запас деток, а так же дадут возможность поставить твердое произношение слов.

ИГРЫ СО СЛОВАМИ И В СЛОВА

Полслова за вами

Участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры.

Условия ее можно усложнить. Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге ребенку. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может - штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например, "теле...". Дети продолжают: телефон, телеграмма, телескоп, тележка, телеграф, телетайп и т.д.

Алфавит вокруг нас

Ведущий предлагает детям в алфавитном порядке написать в течение 5-10 минут названия окружающих их предметов и вещей, находящихся в комнате или помещении. Можно писать по нескольку предметов на одну букву. Главная трудность - отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей список будет самым длинным. К тому же дети должны обязательно показать, где расположен названный предмет.

Слово наоборот

Ведущий называет быстро слова. Дети должны в уме переставить буквы этого слова наоборот и тут же записать их на доске мелом или на листе бумаги фломастером "задом наперед". Например, ведущий говорит слово "пилот", ребенок пишет "толип". Саламандра - арднамалас. Верблюд - дюлбрев и т.д. Можно начинать с коротеньких слов, заменяя их затем на более длинные.

Сначала - существительные, потом - глаголы

Ведущий зачитывает участникам состязания связный текст. Ребята внимательно слушают и запоминают сначала имена существительные отдельно глаголы, отдельно наречия и т. п. А затем стараются их пересказать. Это не так-то просто.

Анаграммы и логарифмы

Анаграммы - загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова.

Логарифмы - загадка, в которой задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления буквы.

Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои - И целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила.)

Я - дерево в родной стране, Найдешь в лесах меня ты всюду, Но слоги переставь во мне - И воду подавать я буду. (Сосна - насос.)

По дороге, по пути Весело скачу, А с конца меня прочти -Нож я наточу. (Колесо - оселок. )

Вдоль по проволоке мчусь Ночи я и дни, А с конца меня прочтут — Тигру я сродни. (Ток - кот. )

Лежу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь - В кастрюлю я полезу. (Шпала - лапша. )

Географию со мной Изучают в школе дети, Дай порядок букв иной - И найдешь меня в буфете. (Атлас - салат. )

Взлетев, горю звездой в ночи, Но угасаю очень рано, А переменишь «е» на «и» -И я кустом зеленым стану. (Ракета - ракита. )

Известное я блюдо. Когда прибавишь «м», Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. (Уха - муха.)

Я крошу, снося с пути, Все, что мне разрушить надо. А с конца меня прочти -Я морским волнам награда. (Лом - мол. )

Задачу ты решишь свободно, Я - небольшая часть лица, Но если ты прочтешь меня с конца, Во мне увидеть можно, что угодно. (Нос - сон.)

Скрывается мой плод румяный Тенистою листвою А буквы переставь -Я окажусь рекою. (Слива - Висла.)

Мы резким голосом кричим И ковыляем так комично, Но вставь нам «л» - и зазвучим Тогда довольно мелодично. (Гуси - Гусли. )

Добавь словечко

Существуют готовые рифмованные загадки, в которых играющим необходимо отгадать только последнее слово, причем в рифму. В качестве примера называем несколько рифмованных загадок

Едет он на двух колесах, Не буксует на откосах. И бензина в баке нет. Это мой . . . (велосипед)

Когда порою одиноко, Вдруг в тишину ворвется звон, И голос друга издалека Тебе подарит ... (телефон)

На одной ноге кружится, Беззаботна, весела, В пестрой юбке танцовщица, Музыкальная ... (юла )

Идет спокойно, не спеша -Пусть видят все, как хороша! Удобна и прочна рубаха, В которой ходит . . . (черепаха)

На столе передо мной Закружился шар земной. Арктика, экватор, полюс . . . Уместил всю Землю . . . (глобус )

Сто березовых солдат, Взявшись за руки, стоят. Днем и ночью, Круглый год: Охраняют огород. Те солдаты с давних пор Называются ... (забор )

Младшие ребята любят рифмованные загадки. Так им легче отгадывать, интереснее разгадку говорить хором. Давайте вместе . сочиним для них такие загадки. Короткие, простые, веселые. Вот такого типа: - Сам он весит десять тонн, А зовут беднягу .. . (слон)

- Нет лучше качелей, чем ветки лиан, Для этих гимнасток-кривляк . . . (обезьян)

Можно сочинить загадки про бегемота, крокодила, медведя, барана, петуха. Предложите детям самим сочинить рифмованные загадки, они это смогут.

<Рифмы - омонимы - каламбуры

Омонимы - это разные по смыслу, но одинаково звучащие и пишущиеся слова. Например, «рысь» - это бег и «рысь» - это животное. Каламбур - игра слов, шутка, основанная на комическом обыгрывании сходства равнозначных слов. Прочитайте детям стихотворные миниатюры известного переводчика Якова Козловского:

РАК И ГУСЬ

Раку гусь твердил одно: - Ты ударь клешней одно И на берег из реки Вылезь, мудрость изреки! Я послушать выйду, Рак... Рак ответил: -Вы дурак!

РЕБРО АДАМА

Адам из глины создан был, а дама - Творенье Бога из ребра Адама. Мир снова погрузился в серебро. Свет лунный виден на горе и в поле. Благословим Адама все ребро, Коль речь заходит о прекрасном поле

И предложите рискнуть самим сочинить хотя бы чуть похожие каламбуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:Развиваем речь своего ребенка"Игры на кухне"

Уважаемые родители с 7.11 по 18.11 в нашей группе прошли тематические недели «Мебель» и «Посуда». Наши дети познакомились с данными обобщающими понятиями, тем самым обогатили свой словарный запас. На ...

«Как развивать речь у ребенка дошкольного возраста».

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, ...

Буклет. Как развивать речь шестилетнего ребенка дома

В буклете представлены игры разного характера: как развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, словарь, грамматический строй речи. Он будет полезен родителям, воспитателям, логопедам....

Советы для родителей по теме «Как развивать речь своего ребенка?»

Советы для родителей по теме «Как развивать речь своего ребенка?»...

Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране «Развитие речи»

Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране  «Развитие речи»...

консультация для родителей "Как развивать речь у ребенка"

как и для чего нужно развивать речь ребенка...

"Как развивать речь у ребенка 5 лет"

Для того чтобы развивать связную речь дошкольника, необходимо  расширять словарный запас ребенка, развивать умение точно и логично пересказывать сюжет. Для расширения словаря включать в речь эпит...