Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с детской художественной литературой
материал по развитию речи на тему
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnoe_modelirovanie.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с детской художественной литературой
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения, используемые в них;
- контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Применение в работе моделирования дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения занятий. Проект занятий всегда носит мягкий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, может работать в режиме проектирования.
Развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: изобразительной, игровой, речевой
Задачи:
- обогащать словарь, развивать грамматический строй речи, связную, выразительную речь;
- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;
- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
- уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;
- развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;
- развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;
- уметь использовать заместители;
- воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой можно выделить два направления, имеющих большое значение для развития умственных способностей детей. Это — обучение умению связно пересказать услышанное и формирование элементов художественного творчества самого ребенка.
Пересказ — одна из основных задач, которые ставятся перед дошкольниками.
Решение этой задачи требует от ребенка определенного уровня развития вообще и связной речи в частности. Необходимо выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой построить связный пересказ. Если у ребенка отсутствует предварительная мыслительная переработка текста, то даже при достаточном речевом развитии он затрудняется четко и точно пересказать услышанное, соскальзывает на детали, повторяется и т. п.
Вторая задача — сочинить собственный рассказ или сказку — как бы обратная первой задаче. Здесь ребенок должен не составить схему по готовому произведению, а создать собственный замысел и развернуть его затем в полный рассказ с различными деталями и событиями. Если ребенок не составляет некоторую предварительную схему рассказа, его произведения носят отрывочный, структурно неорганизованный характер.
У дошкольников можно сформировать умение связно пересказать текст на основе обучения составлению его плана. В качестве такого плана может выступать наглядная модель, фиксирующая последовательность наиболее существенных частей текста.
Обучение детей умению строить и использовать модели проводится в несколько этапов. Прежде всего дети должны усвоить сам принцип замещения, т. е. научиться обозначать персонажей и основные атрибуты художественного произведения заместителями, которые впоследствии можно было бы использовать при построении модели.
Затем детям необходимо усвоить передачу основных событий художественного произведения с помощью заместителей.
На этом же этапе предполагается ввести и предметное наглядное моделирование, т. е. передачу отдельных эпизодов сказки через расположение заместителей, обозначающих персонажей и основные атрибуты каждое эпизода.
Далее дети полностью используют наглядные модели, где уже не требуется воспроизводить действия, происходящие в сказке, а все основные эпизоды передаются через соответствующее расположение заместителей.
Программа «Развитие» Л.А.Венгера направлена на развитие способностей у детей предметного наглядного моделирования.
Основными целями программы являются:
- развитие умственных и художественных способностей ребенка;
- развитие специфических дошкольных видов деятельности на основе обучения наглядному моделированию.
Программа составлена для каждого возраста, содержит объяснительную записку и детальную характеристику работы. В задачах по работе с детской книгой выделяется три направления.
- Ознакомление с художественной литературой.
Здесь предусматриваются развитие эмоциональной сферы ребенка, усвоение морально-этических норм. Виды работ: чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые драматизации.
- Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности
Авторы предлагают знакомить детей со средствами выразительности (эпитет, сравнение и т.д.), звуковой стороной речи. С этой целью рекомендуется проводить такие формы работы, как беседа о прочитанном, описание картинок, персонажей произведений (причем в старшем дошкольном возрасте предлагается отмечать не только наглядные признаки — форму, цвет, — но и не наглядные — грустный, веселый), дидактические словесные игры, пересказы, выразительное чтение, заучивание, драматизация, сочинение новых сказок. - Построение наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации.
Настоящая программа направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей. Основываясь на исследованиях, проведенных в отечественной и мировой психологии, авторы программы сосредоточили внимание не на содержательной стороне сообщаемого детям материала (конкретных знаниях, умениях и навыках), а на способах овладения этим материалом, организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития способностей.
При отборе программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.
Способность к наглядному моделированию начинает складываться у детей в младшем возрасте.
В младшем возрасте детям присущи действия замещения, делящие мир на замещаемое и заместители. В качестве заместителей выступают условные обозначения: круги, квадраты, полоски различных цветов и размеров и действия с ними. В отслеживании динамики интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» используются показатели:
ребенок применяет представления о различных цветах и оттенках, формах и их разновидностях, величине;
ребенок может создавать постройки в соответствии с задачей и условиями на основе готового наглядного образца, замещая схематическое изображение готовой постройкой.
В средней группе дети используют сами модели. Взрослый дает готовую модель, а ребенок решает познавательную задачу. В отслеживании данного интегративного качества, используются показатели:
ребенок может применять усвоенные правила, навыки для решения несложных задач, поставленных взрослым;
ребенок ориентируется в пространстве группы и детского сада.
В старшей группе применение готовых моделей совершенствуется- дети переходят к использованию самих моделей. Показатели отслеживания качества:
дети могут выделять существенные признаки;
дети могут классифицировать по выделенным признакам;
дети могут устанавливать сериационные и классификационные отношения;
дети могут ориентироваться в ограниченном и открытом пространстве;
дети способны использовать достаточно сложные схематические изображения при решении конструктивных задач.
В подготовительной группе дети овладевают самым сложным действием наглядного моделирования – построением модели. Сначала модель строится на основе анализа готовой модели, в дальнейшем строят модель по собственному замыслу. Показатели отслеживания интегративного качества:
ребенок ориентируется в ограниченном и открытом пространстве; Черепанова Н. А. Метод наглядного моделирования как средство отслеживания интегративного качества дошкольника «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту»
ребенок способен использовать достаточно сложные схематические изображения при решении конструктивных задач;
ребенок может выделять существенные признаки;
ребенок может классифицировать по выделенным признакам;
ребенок устанавливает сериационные и классификационные отношения;
ребенок пересказывает и самостоятельно придумывать истории, сказки, удерживая сюжетную линию.
Используемая литература
- Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб. Пособие. 2-е изд. - Воронеж, 2005. – 224 с.
- Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие. под ред. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Баренцева – М., 2013
- Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 136 с.
- Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
- Ушакова О. С. Игры и упражнения по развитию речи. – М. : Владос, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности"
Развитие воображения является одной из главных направлений умственного развития....
Консультация для воспитателей "Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлению с художественной литературой"и
Соблюдать последовательность сказки помогут модели....
Консультация для воспитателей "Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлению с природой".
Важно, чтобы дети замечали и выделяли закономерности в природе....
Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как своё место в структуре целостн...
Консультация для воспитателей Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности.
Использавние моделей и схем в НОД....
«Формирование способности к наглядному моделированию и развитие творческого воображения при формировании экологических знаний дошкольников»
Материал для воспитателей ДОУ, позволяющий повысить уровень экологических знаний дошкольников....
Консультация для воспитателей "Развитие способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями"
Консультация для воспитателей по математике...