Самоанализ по речевому развитию детей группы "Б" "общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме
МА ДОУ ДС КВ № 14
Самоанализ средней группы №2 «Б» «Карусель»
Подготовила:
Воспитатель:
Кузнецова Н.В.
2015г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МА ДОУ ДС КВ № 14
Самоанализ средней группы №2 «Б» «Карусель»
Подготовила:
Воспитатель:
Кузнецова Н.В.
2015г.
Самоанализ по речевому развитию детей
в средней группе "Б" "Карусель" детского сада "Умка».
Развитие речи дошкольников является одной из главных задач ДОУ. Поэтому создание речевой среды - одна из главных задач. Работа по развитию речи прослеживается во всех видах деятельности детей. Именно поэтому необходима четко отлаженная система взаимодействия специалистов: психолога, логопеда, инструктора по физо, музыкального руководителя. В группе оформлены дидактические игры и пособия по развитию речи детей, подобран игровой материал с наглядными играми, чтением художественной литературы, речевыми пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой. Вся эта работа проводится групповой и индивидуальной формой взаимодействия с детьми.
Уделяем больше внимания развитию у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей, поощряем детское словотворчество, стараемся стимулировать детей комментировать свои действия, приобщать к культуре чтения художественных произведений.
Дети нашей группы умеют пользоваться разнообразными вежливыми формами речи, совместно с взрослым составляют рассказы по картинам или игрушкам. Наибольшее затруднение вызывает описание предметов, картинок называя признаки, качества, высказывание своей собственной оценки. В нашей группе созданы все условия для речевого развития детей. Имеется книжный уголок для детей. Материал в уголках подобран в соответствии с возрастом детей, подбор книг осуществляется в соответствии с программными требованиями , привлекаем детей к работе по «ремонту» книг, «оказанию помощи» любимым книгам. Также в группе имеется оборудование для театрализованной деятельности: фланелеграф, различные виды театров (кукольный, пальчиковый, настольный) и т.д. Имеются предметные, сюжетные картины, материал по ознакомлению с окружающим миром. В ходе образовательной деятельности сочетаем различные формы работы: со всей группой и используем индивидуально-дифференцированный подход. Применяем также такие методы и приемы: игры, беседы, чтение и заучивание текстов художественной литературы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинкам.
Игровые
- сюрпризность
- создание игровой ситуации
- воображаемая ситуация в развернутом виде.
Словесные
- разговор, беседа
- вопросы
- использование художественного слова
- напоминание, пояснение
- обучение правильной артикуляции
- педагогическая оценка.
Практические
- выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастик
- моделирование
Наглядные
- демонстрация пособий
- иллюстрационный материал
Считаем, что разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятиях, позволяют нам удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.
На занятиях, стараемся создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходит эмоционально.
Активно используем элементы ТРИЗА (цепочки слов, составление сказок с использованием схем), что способствует развитию мыслительной деятельности детей. На занятиях используем проблемные ситуации, задаем детям вопросы различной степени сложности. Стараемся не забывать о том, что наша речь является примером для детей, необходимо точно, грамотно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приемов. Следим за эмоциональностью и интонационной выразительностью своей речи. Побуждаем детей давать ответы полными предложениями, задействуем малоактивных детей.
Планируем воспитательно-образовательной процесс: проводятся интегрированные занятия, включающие в себя разделы развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой. На занятиях систематически планируется работа, направленная на решение задач по воспитанию звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, связной речи, обогащение словаря, воспитание интереса к художественному слову. Решение задач по речевому развитию прослеживается при планировании воспитательно-образовательной работы вне занятий. Планируем беседы с детьми на различную тематику, наблюдения за явлениями природы, рассматривание предметов. работа по придумыванию, загадыванию загадок, работа с материалами книжного уголка
Ставя перед собой задачу, обогатить речь детей, мы используем много дополнительного материала:
· Рабочие тетради по программе «Для развития речи и коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста»;
· Наглядный и дидактический материал ;
· Индивидуальные карточки, задания, упражнения;
· Дидактические игры типа «Овощи», «Фрукты», «Времена года»;
· Кукольный театр;
· Наблюдение и экспериментирование для понимания текста;
· Аудио прослушивание сказок и стихотворений;
· Составление и использование схем – описаний предметов ;
· Подборка пальчиковых игр, мимических упражнений.
Организуя свою деятельность по данному разделу не возможно добиться успеха в работе с детьми без помощи родителей. Поэтому мы обращаемся к ним с просьбой – заполнить анкету по теме «Речь моего ребенка». После анализа ответов имеем сведения о речи малышей дома, о том, когда заговорил мой воспитанник, любит ли когда ему читают и какой литературный выбор делает мама. Этот материал помогает нам продумать работу с группой в целом, индивидуально с каждым ребенком и родителями. Они беседуют с малышами о прошедшем в детском саду дне, о том что нового они узнали, закрепляя полученный материал, консультации о том в какие игры лучше играть дома с ребенком, чтение художественной литературы в домашних условиях собрание, консультации. присутствует наглядная информация для родителей по речевому развитию детей.
Планируем: пополнить современными пособиями и наглядным материалом речевой уголок; продолжить работу над пополнением речевой среды; создать отлаженную систему взаимодействия со специалистами.
Одним из важных приемов для развития речи детей является «Ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксическую структуру предложений, готовит ребенка к восприятию письменного текста в будущем.
Свою работу с детьми над новой формой речевого самовыражения я начала с выбора темы. Тема была выбрана не случайно. Недавно прошел праздник Новый год и дети только и говорили про Новый год. Деда Мороза и подарки. Тема наша называлась «Подарки от Деда Мороза». Надо сказать, что я работаю в средней группе, это дети от 4-х до 5 лет. Ребятам очень нравиться рассказывать о своих подарках, которые им подарили.
Дети с удовольствием включились в эту ситуацию, так как каждый хотел написать о своем подарке. У ребят блестели глаза, группа затихала когда кто – то рассказывал. Дети понимали, что в «ситуации письменной речи» они становятся главными, а взрослый подчиняется логике их действий – это очень острое переживание. Дети поняли, что я проявляю интерес к каждому, что прежде чем продиктовать, они должны подумать над высказыванием.
Дети проявили огромный интерес к результату, когда зачитывала их рассказы, дети говорили: «Это я так сказал!», улыбка не сходила с детских лиц. Это усиливает ощущение «превращения» устного в письменное. Даже малоактивные ребята нашли что сказать, так как упражнение вызвало речевую активность детей.
Рассказы детей я оформила в виде папок - передвижек. Родители рассказывали, что дети просят вновь и вновь прочитать. Даже если ребенок что – то позабыл, на бумаге, в письменном виде, его слова сохранились. Дети это поняли. Родители положительно отнеслись к составленным детьми рассказам.
Я предложила родителям, дома записать рассказы детей о том, что интересного было в детском саду. Ни все конечно, но половина группы откликнулись, записывали за детьми дома. Ситуацию письменной речи, организованная в семье, прекрасный способ развития отношений между родителями и детьми.
Я довольна результатами проведенной работы. По свидетельству доктора педагогических наук О.Ушаковой в «ситуации письменной речи», то есть когда ребенок рассказывает, а взрослый записывает, речевое поведение детей меняется. Ребенок не вольно начинает говорить чуть медленнее, фразы становятся более длинные, более развернутые, появляются слова – связки, дополнительные определения, распространенные предложения, Ребенок интуитивно чувствует: письменная речь устроена более сложно. «Ситуация письменной речи» - прекрасное средство для развития устной речи, ее сложной формы – монологической.
Рассказы детей группы общеразвивающей направленности средняя группа «Б» (от 4 – х до 5 лет)
Арсений: Дед Мороз дарит подарки на Новый год под елку. Если дети плохо себя ведут то Дед Мороз подарки не дарит таким детям. Н дарит девочкам куклы а мальчикам машинки самолеты. Мне Дед Мороз подарил супер героя.
София: Дед Мороз мне подарил куклу. Эта кукла с длинными волосами и ушками. Она волшебная, потому что в ней соединились две девочки, все самое хорошее от этих девочек передалось моей кукле «Монстр Хай». Сейчас у меня десять таких кукол, я их очень люблю. Это самое лучшие игрушки.
Полина: Дед Мороз мне подарил новую куклу. Она очень красивая, чисто желтого цвета, сделана из пластмассы. На ней красивое красное платье, у нее длинные волосы. Я ее назвала Машей. Я очень люблю с ней играть, гулять на улице.
Максим: На Новый год Дед Мороз под елку положил подарок. Это была книга со сказками. Я давно о ней мечтал и вот получил. Сейчас мама каждый вечер читает мне
новые сказки, а я люблю под них засыпать. Книга очень интересная, много картинок в ней, она очень тяжелая.
Назар: Дед мороз пришел первым к нам на Новый год. Дедушка Мороз устал он нес для нас подарки в своем мешке. Подарки под елкой оказались чудесные –т для мальчиков машинки, а для девочек куклы. И мы ему сказали дружно: «спасибо тебе, Дедушка Мороз!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет. Тема: «На птичьем дворе»
Непосредственно образовательная деятельность для детей 2 младшей группы по воспитанию звуковой культуры речи (звук К)....
Центр речевого развития группы "Б" общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет
Центр речевого развития группы "Б" общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей 6 – 7 лет Тема: «ЗНАКОМСТВО С ЗВУКОМ « Ю.»
- познакомить с тем, что буква ю может обозначать два звука – «йу»;-продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного з...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей 6 – 7 лет Тема: «Закрепление звука [ЙО], буквы Ё»
1.Продолжать знакомить детей со звуком [ЙО] и буквой Ё;2.Формировать умение быстро схватывать смысл читаемого, запомнить, строить высказывание;3.Продолжать учить детей составлять слова из заданных бук...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей 6 – 7 лет Тема: «Закрепление звука [ЙО], буквы Ё»
1.Продолжать знакомить детей со звуком [ЙО] и буквой Ё;2.Формировать умение быстро схватывать смысл читаемого, запомнить, строить высказывание;3.Продолжать учить детей составлять слова из заданных бук...
Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Речевое развитие» детей группы общеразвивающей направленности от 2-х до 3-х лет. "Путешествие в сказку"
Данное НОД проходит в одном игровом сюжете с играми (путешествие по сказкам). Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приёмы, помогающие решить в интересной занимательной форме программны...
Самоанализ организованной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет по образовательной области «Речевое развитие», раздел «Звуковая культура речи». Тема: «Ежи спешат на помощь. Звук Ф.»
В самоанализе программное содержание организованной образовательной деятельности соответствует требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, возрастным ос...