План работы по самообразованию
материал по развитию речи по теме

Латфуллина Зулмира Закиржановна

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Рaзвитиe речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики руки ».

Цель:

- Развивать речь детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности.

Задачи:

- Развитие и совершенствование речи детей посредством развития мелкой моторики руки.

 - Совершенствовать знания игр и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью, развитие точечных умений пальцев рук.

-Совершенствовать активную речь детей, познавательную активность, психические процессы: память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, воображение посредством развития мелкой моторики пальцев и кистей рук.

-Воспитывать интерес к речетворному, народному фольклору, через пальчиковые игры, формировать положительный эмоциональный настрой.

-Обоготить предметно-развивающую среду, способствующую всестороннему развитию речи детей и развитию мелкой моторики рук.

-Продолжать работу по повышению педагогической компитетности родителей в вопрсе развития речи детей через развитие мелкой моторики руки.

Актуальность.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                                                (В.А.Сухомлинский)

 В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи?

Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д.. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми. Родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия.

Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая трудности в старшем дошкольном возрасте, а затем и в школе в овладении письмом, счетом и являются причиной появления вторичных психологических расстройств и школьной дезадаптации.

Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

 

Раздел плана

Сроки

Содержание работы

Форма отчетности

Диагностический

2013– 2014 у.г.

1. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию мелкой моторики.

3. Оснащение  в группе  предметно-развивающей среды.

4. Подбор методического оснащения

5. Пополнение методической копилки

Прогностический

2014 - 2015 у.г.

1.Определение целей и задач темы.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Анализ развития мелкой моторики у детей.

4.Разработка перспективного плана по развитию речи детей посредством развития мелкой моторики руки 1блок. «Пальчиковые упражнения»

5.Мастер-класс для родителей на тему «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников.

6. Составить картотеку заданий и игр для развития мелкой моторики рук.

Практический

2015 – 2016 у.г.

1. Внедрение опыта работы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Корректировка работы.

4.Разработка перспективного плана по развитию речи детей посредством развития мелкой моторики руки 2 блок. «Пальчиковые игры»

5. Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики пальцев».

Практический

2016 - 2017 у.г.

1. Внедрение опыта работы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Корректировка работы.

4.Реализация проекта «А нука-пальчик!»

5.Разработка перспективного плана по развитию речи детей посредством развития мелкой моторики руки 3 блок. «Творческий»

6. Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Обобщающий

2017 - 2018 у.г.

1. Подведение итогов.

2. Распространение опыта своей работы

3.Разработка перспективного плана по развитию речи детей посредством развития мелкой моторики руки 4 блок. «Весёлый карандаш»

2. Составить программу «Развитие мелкой моторики детей посредством развития мелкой моторики руки».

3. Показ мероприятия родителям и педагогам.

4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

5 . Выставка пособий, наглядного материала, дидактических игр, конспекты занятий для педагогов.

Список литературы

  1. Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  2.  Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966. - 349 с. - с139
  5. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  6. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001
  7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд. АПН СССР, 1960. - 500 с.
  8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998.
  9. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  10. Жукова О. Г., Дьяченко И. И. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
  11. Козлова Н.В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы). [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. - М., 2005-2006. - URL: <#"justify">12.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
  12. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  13. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  14. Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.
  15. Никитина A. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
  16. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  17. Прищепа С. Р. ,Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
  18. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978. - 96 с.
  19. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  20. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
  21. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
  22. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
  23. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. - 80 с.
  24. Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки».

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...