Конспект занятия: "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект
образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
на тему: «ОСЕНЬ»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»
Составили:
Вергилес Инга Викторовна,
воспитатель подготовительной
к школе группы № 5,
Гордиенко Лариса Николаевна,
музыкальный руководитель
Цель: обобщать знания об осени.
Задачи:
- Совершенствовать умение выразительно передавать смысл песен в певческой интонации.
- Побуждать детей к высказываниям об эмоционально-образном содержании пьес.
- Упражнять детей в умении называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
- Упражнять в умении подбирать цвета согласно характеру музыки.
- Закреплять навык образования имен прилагательных от имен существительных.
- Развивать умение создавать музыкально-двигательный образ на музыку разного характера.
- Воспитывать чувство прекрасного.
Материал: 4 картинки с осенними признаками выполненные в одном стиле (листопад, дождливая погода, урожай, птицы улетают и животные готовятся к зиме); шкатулка; шапочки мышки, свеклы, капусты, помидора, лука; платочки; письмо; картины ранней (золотой) и поздней осени; палитра цветов;
Ход:
Дети входят в музыкальный зал на носочках под «Осенний вальс» Ф.Шопена.
Приветствие
Воспитатель: Дети к нам вчера вечером в детский сад пришло письмо. Подписано оно было не на русском языке. Дома на компьютере с помощью программы «Переводчик» я перевела написанное на русский язык и узнала от кого это письмо и что в нем написано. А вы хотите узнать?
Дети: Да
Воспитатель: Слушайте
Россия, г. Архангельск, Московский проспект
Детский сад «Ягодка» детям группы «Морошка».
Обратный адрес: Африка.
Здравствуйте! Дорогие ребята! Мы узнали, что у вас в России осень какая-то особенная, не такая как у нас в Африке. Расскажите нам о ней, и напишите нам ответ.
Африканские дети.
Муз. рук.: Поможем нашим Африканским друзьям? А вдруг они не знают русского языка? Вдруг у них нет возможности перевести наше письмо на русский язык. Давайте соберем для них осеннюю картину из осенних признаков и пошлем в Африку.
Воспитатель: Для того, чтобы вспомнить признаки осени, отправимся прогуляться по осенним дорожкам.
Дети идут под музыку врассыпную
Воспитатель: По каким признакам можно узнать осень?
Дети: перечисляют признаки осени
Воспитатель: По российским лесам в сентябре
Прокатилась волна листопада.
Сколько грусти в осенней поре
И какая для взора отрада.
В. Моспан
Муз.рук.: Дети исполним песню «Здравствуй, Осень» выразительно. Старайтесь протягивать мелодию плавно и легко, так как кружится осенний листок.
Песня «Здравствуй, Осень».
Муз.рук.: Вы постарались, молодцы.
Воспитатель: Осень. Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Дети возьмите платочки и представьте, что это осенние листочки. Давайте потанцуем с ними.
Танец-импровизация «падают листья»
Муз. Шопена
Муз.рук.: Какой замечательный танец осенних листиков у нас получился. Можно поставить первый фрагмент нашей картины с первым признаком – листопад (ставим первую часть).
Воспитатель: Дети, какая погода осенью?
Ответ попробуй не сказать, а песней пропевать.
Игра "Погода осенью"
Когда на небе солнце – солнечная (пропевают). 1-3-5 маж.
Когда ясно – ясная (пропевают) минор пост.
Когда идет дождь – дождливая (пропевают) 1-3-5 мин.
Когда дует ветер – ветреная (пропевают) пост.мин. вверх
Холодно – холодная (пропевают) 5-3-1 маж
Пасмурно – пасмурная (пропевают) 5-3-1 мин.
Хмуро – хмурая (пропевают) пост.вниз мин.
Муз.рук.: Ребята, исполним песню про пасмурную, дождливую осень. А споем мы ее выразительно, весело и задорно!
Песня «Тетушка Непогодушка»
Воспитатель: Всегда ли осень одинаковая?
Какие периоды осени вы знаете?
Дети: ранняя – золотая, поздняя
( Выставить картины с изображением ранней и поздней осени)
Воспитатель: Чем отличаются периоды осени?
Дети: у ранней осени много желтого, красного, оранжевого цветов, а у поздней – белого и серебристого. Ранней осенью чаще светит солнце, а поздней чаще идет дождь, дует холодный ветер, выпадает первый снег. Деревья ранней осенью с разноцветными листьями, а поздней осенью стоят голые……
Воспитатель: Сейчас мы с вами послушаем два музыкальных фрагмента.
Послушайте и попробуйте узнать композитора и скажите, какое настроение этого музыкального фрагмента.
Дети слушают муз. отрывок из концерта №3 А.Вивальди "L'autunno" (Осень) I часть – Allegro («Времена года»).
Муз. рук.: Назовите композитора.
Дети: Антонио Вивальди
Муз. рук.: Как называется произведение?
Дети: Осень
Муз.рук.: Какое настроение у этого музыкального произведения?
Дети: Веселое, радостное, светлое, игривое.
Муз. рук.: Да, ребята, этот музыкальный фрагмент полон света, жизнелюбия. Музыка звучит легко, радостно. Какому периоду осени соответствует характер этого произведения.
Дети: ранней – золотой осени
Муз.рук.: А сейчас я попрошу вас выбрать цвет, который отражает настроение этого музыкального фрагмента.
Дети: выполняют задание.
Муз. рук.: Молодцы, а теперь слушайте другой отрывок произведения Антонио Вивальди и определите его настроение.
Дети слушают муз. отрывок из концерта №3 А.Вивальди "L'autunno" (Осень) II – Adagio molto («Времена года»).
Муз. рук: Какое настроение у этого музыкального произведения?
Дети: Грустное, печальное, жалобное, серое, плачущее.
Муз.рук.: Да, в этой пьесе выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Какому периоду осени соответствует характер этого произведения.
Дети: Поздней осени.
Муз.рук.: А сейчас я попрошу вас выбрать цвет, который отражает настроение этого музыкального фрагмента.
Дети: выполняют задание.
Муз. рук.: Вы справились с этим заданием. Молодцы.
Воспитатель: Я думаю можно поставить вторую часть нашей осенней картины, которая отражает следующий признак осени – дождливая, пасмурная погода (ставим вторую часть).
Воспитатель: Ребята, а чем богата осень?
Дети: овощами, фруктами, ягодами, грибами….
Игра «Мышка в огороде»
Муз.рук.: Пришла пора поставить третий признак – осень щедрая пора урожая грибов, ягод, фруктов, овощей.
Посмотрите, скоро у нас будет красивая картина осени (ставим третью часть).
Воспитатель: С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы.
Я шкатулочку возьму,
Пословицы и приметы про осень сейчас соберу.
(Воспитатель вносит шкатулку, открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы).
Воспитатель: Когда гусь улетает, снег выпадет.
Какие птицы еще улетают на юг?
Дети перечисляют.
Муз.рук.: А давайте поиграем и посмотрим как селезень утку догонял.
Игра «Селезень и утка»
Воспитатель: Перелетные птицы улетают осенью на юг, а что делают животные осенью?
Дети: Медведи нагуливают жир. Белки делают запасы. Все звери линяют.
Хоровод-инсценировка: «Осень в лесу» Оншин
Муз.рук.: Можно поставить последний фрагмент нашей осенней картины. Последний осенний признак – птицы улетают на юг, животные готовятся к зиме (ставим четвертую часть).
Воспитатель: Осень чудесная пора. И в осеннем лесу можно услышать эхо.
Воспитатель: Давайте поиграем с лесным эхом.
Игра «Лесное эхо»
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Дождик осенний капает в такт
Кап-кап-кап
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? - спросим.
Осень, осень, осень.
Муз.рук.: Дети, посмотрите сколько осенних признаков появилось на нашей картине.
Воспитатель: Как вы думаете, африканским детям понравится наша российская осень?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Что именно расскажет наша картина о российской осени?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Давайте попросим Ларису Николаевну отправить эту картину в Африку.
А нам пора в группу. Давайте, попрощаемся.
Дети: поют: «До свидания».
Воспитатель: По осенним тропинкам пойдемте в группу.
Дети под музыку выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе
Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...
Конспект занятия "Осень, Осень в гости просим"
Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).Конкретизир...
Конспект занятия «Осень, осень, в гости просим» в первой младшей группе по ознакомлению с окружающим миром
Конспект занятия «Осень, осень, в гости просим» в первой младшей группе по ознакомлению с окружающим миром«Осень, осень в гости просим». Конспект к занятию по ознаком...
Конспект занятия "Осенние кораблики" по теме "Осень"
Материал представляет конспект занятия по теме недали "Осень" в старшей группе детского сада....
Конспект занятия "Осень, осень, в гости просим"
Конспект занятия "Осень, осень, в гости просим"...
Конспект занятие «Осеннее дерево»,«Конспект занятия «Волшебные цветы»
Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с краснымРазвивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетическог...
Конспект занятия "Осень, осень, в гости просим!"
Расширить представления детей об осени, о сезонных изменениях в природе, выделить характерные признаки осени....