Конспект занятия "Осень, Осень в гости просим"
план-конспект занятия по окружающему миру

Арещенко Елена Сергеевна

 Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах, насекомых осенью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_osen.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Осень, осень в гости просим» (старшая группа)

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах, насекомых осенью.

Обогащение словаря: живописная, багряный, моросящие, листопад, перелетные, зимующие и т.д.

Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

Предварительная работа:

  • Наблюдения за живой и неживой природой.
  • Экскурсии по экологической тропинке детского сада.
  • Рассматривание картин и репродукций об осени.
  • Чтение художественной литературы.
  • Заучивание стихов, отгадывание загадок.

Оборудование: слайд-проектор, аудиозапись («Времена года» П.И, Чайковского), картины, репродукции.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение (звучит аудиозапись)

Лес, точно терем расписной

Лиловый золотой багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над сонною поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой                                                                                                                              

                                                                                            И.Бунин      

  • О каком времени года стихотворение?
  • А какие еще времена года вы знаете?
  • Сколько месяцев длится осень?
  • Назовите осенние месяцы
  • Давайте посмотрим, чем  осень отличается от других времен года?
  • В этом нам поможет наш волшебный экран. (на экране картина Левитана «Осень»)
  • Какое время года мы видим на картине?
  • А какой период осени?
  • Какое настроение вызывает у вас картина? Как бы вы ее назвали?

(Высказывания детей)

Игра: «Координация речи с движением»

К нам на длинной тонкой ножке            (прыжки на одной ноге по кругу)

Скачет дождик по дорожке

В лужице - смотри, смотри!-                 (дети стоят лицом вкруг ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,                           (наклон, руки к полу, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы.

Мокрый серый воробей                        (встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)

Сушит перышки скорей

Внимательно послушайте еще стихотворение:

Падают,  падают листья.
В нашем саду листопад,
желтые, красные листья,
по ветру вьются, летят.

  • О каком времени осени говорится в этом стихотворении?

- Верно,  это средина осени. Мы называем ее золотой, почему?

  • А вы помните, как однажды на прогулке подул сильный ветер, и на нас полил золотой дождь? Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками.  Что это был за дождь? Чему мы радовались?
  • А теперь представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.

Игра «Лист лети ко мне»

(дети кружатся пока воспитатель скажет к примеру: «кленовый лист лети ко мне» или «найди свое дерево»)

  • Кто знает, Почему осенью опадают листья с деревьев?

(высказывания детей)

-верно, осенью прекращается сокодвижение.

Да ребята, в пору золотой осени природа необыкновенно красива, многие поэты посвятили свои стихи этой красоте.

(стихотворение «Лист качается узорный» Благининой)

  • Давайте вспомним другие приметы.

(дети перечисляют приметы).

- Верно, птицы улетают на юг. Почему они улетают?

  • Назовите птиц, которые улетают от нас?
  • Каким, одним словом их можно назвать?
  • А как назовем птиц, которые остаются с нами зимовать?
  • Назовите зимующих птиц.
  • Зимой птицам жить тяжело, они летают стайками. Так легче прокормиться.
  • По внешнему виду воробьев, например, можно угадать погоду.

Если воробьи гладенькие и поджарые, значит на улице тепло.

А если пухлые и взъерошенные – значит мороз трещит.

  • Что для птиц страшнее, холод или голод?
  • Как мы можем помочь птицам зимой?

Физминутка.

Гуси серые летели,                              (Плавно машут руками)
На лужайке тихо сели.                                    
(Приседают)
Походили, поклевали,                           (
Ходят, наклоняя голову)
Потом быстро побежали.
                         (Прыгают  на подскоке)
Мы были у бабуси                                  
(«Лепить пирожки»)
Прилетели   гуси                           (
Помахать крыльями-ладошками.)
Первый гусь испек пирог,
А второй ему помог,                  
(Поочередно массировать каждый палец,
                                                                         
начиная с большого)
Третий гусь накрыл на стол,        
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог  у них склевал.                    
(Постучать пальцами по коленям)
Раз, два, три, четыре, пять,              
(Поочередно загибать пальчики)
Выходи гусей считать!

  • Посмотрите на эти две картины. Которую из них нарисовал Левитан?

                                                                                 (показ слайда)

  • Какие чувства вызывает у вас эта картина?
  • Почему становится грустно?
  • Наступила поздняя осень. Природа уже не так красива, она приготовилась к встрече зимы.
  • Но люди любят осень не только за красоту, как вы думаете, за что еще?

- Верно, осень щедра дарами: и сады, и лес, и огороды дарят людям много вкусного и полезного.        

  • Хотите посмотреть, что происходит в осеннем лесу?

(Показ слайдов. По ходу показа -  высказывания детей).  

  • Кого мы увидели первого в лесу?

Подвижная игра «Ёжик»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу.
Любит рыться  в мокрых листьях колется, колется.
Уж я ёжику-ежу в поле тропку покажу

 где катают мышки еловые шишки.

  • А вот кто встретится в лесу после ежика, вы узнаете, если разгадаете ребус:

Описание: лиса  1111.gif

Правильно, значит потом мы встретим лису.

  • (продолжается просмотр слайдов)

Загадка

В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь!
Дождь пойдёт – его ты сложишь!
И гулять под солнцем сможешь.
Если ясен горизонт, что оставим дома?
                                                      (Зонт)

  • Вот такая красивая отгадка есть у нас.

Этот зонтик не только красивый, а еще и волшебный

Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспоминает какую то примету осени или стихотворение. (Воспитатель встает под зонт и говорит: «Осенью часто идут затяжные моросящие дожди»)

Дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект организованной образовательной деятельности "осень, осень в гости просим!"

Конспект  НОД для детей старшего дошкольного возраста...

конспект НОД в старшей группе "Осень, осень в гости просим"

Конспект НОД "Осень, осень в гости просим"Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад...

Конспект "Осень, осень в гости просим"

Тема:  «Осень, осень в гости просим» Задачи: Обобщить и систематизировать представление детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные  ночи, моросящие затяжные дожд...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект ОД « Осень в гости просим» МБДОУ№12

Беседы о времени года осень, наблюдения за приметами осени, прослушивание мелодий «Осенняя песня» П.И.Чайковского, «Осень» А.Вивальди, шумы осени, разучивание песен об осени, т...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....