Рабочая программа по подготовке к обучению чтению
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Материал адресован в помощь педагогам при подготовке детей к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obucheniyu_grammote.doc | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Курганинск А.А. Мкртычян
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район
Утверждаю Принято
Заведующая МАДОУ № 25 на Педагогическом совете
____________ И.Г. Дидурик протокол № 1
от «01» сентября 2014 года от «30» августа 2014 года
Ступень обучения: дети 5-7 лет
Программа рассчитана: 2 года
Автор: воспитатель А.А. Мкртычян
г. Курганинск
2014 год
Содержание
- Пояснительная записка -------------------------------------------- стр. 3
- Цель программы----------------------------------------------------- стр. 4
- Задачи программы--------------------------------------------------- стр. 4
- Структура программы----------------------------------------------- стр. 5
- Учебный план -------------------------------------------------------- стр. 6
- Структура программы----------------------------------------------- стр. 7
- Ожидаемые результаты--------------------------------------------- стр. 8
- Учебно – тематический план------------------------------------ --стр. 9
- Список литературы------------------------------------------------- стр. 15
- Приложение---------------------------------------------------------- стр. 17
Пояснительная записка
Для овладения грамотой, то есть первоначальными
навыками чтения и письма, прежде всего
необходимо достаточное развитии
фонематического слуха произносительной стороны
речи, что служит основой овладения навыками
звукобуквенного анализа.
Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Поэтому остро встал вопрос о подготовке детей дошкольного возраста к школе.
Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения знаний, так как у маленького ребенка прекрасно развита долговременная память.
Основной задачей данной программы является выработка у детей умения ориентироваться в звуко – буквенной системе родного языка и на этой основе - развитие интереса и способностей к чтению.
Программа является парциальной программой и решает одну из задач речевого развития ребенка - подготовить дошкольников к обучению грамоте.
Программа предусматривает звуковой аналитико – синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и доработанный Л.Е. Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста.
Усвоение детьми данной программы – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребенка.
В программе широко представлено моделирование, с помощью которого осуществляется звуковой анализ слова. Работа с моделями слов развивает логическое мышление, так как дети пользуются не образами, а условными обозначениями слов, звуков, предложений.
Развитию мышления также способствует отгадывание детьми загадок, которые присутствуют в программе в достаточном объеме.
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника, а не копируют школьную программу.
Предмет изучения - звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие гласные, твердые и мягкие, одиночные согласные, Ь и Ъ).
Программа опирается на традиционную методику обучения чтению - от звука к букве, т.е. звуковой аналитико – синтетический метод.
Цель программы:
1. Подготовка детей к школе, способствуя формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе.
2. Развитие фонематического слуха и обучение детей первоначальному чтению, введение понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение».
Задачи
Воспитывающие:
Воспитывать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, понимание содержания произведений искусств, художественных произведений.
Совершенствование навыков общения.
Развивающие:
Развивать связную речь.
Развивать звуковую культуру речи.
Развивать фонематический слух: проводить работу над узнаванием, выделением и различием звукового фона.
Развивать интонационную выразительность речи.
Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.
Обучающие:
Формировать умение проводить звуковой анализ слов различной слоговой структуры, качественно характеризовать выделяемый звук.
Учить детей первоначальному чтению.
Знакомить с терминами: «предложение», «звук», «слово», «буква», «ударение».
Знакомить с гласными звуками и буквами, учить соотносить звук и букву, сопоставлять ее графический образ.
Знакомить с согласными звуками и буквами, учить соотносить звук и букву, сопоставлять ее графический образ.
Учить плавному слоговому чтению слов, предложений и небольших текстов.
Основные методы построения программы
-Метод наглядности
-Метод игровой
-Метод практический
-Словесный метод
Структура программы:
Срок реализации данной программы рассчитан на два года. Программа имеет в своей основе принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, пятого-седьмого года жизни.
Первый этап программы рассчитан на обучение детей 5-6 летнего возраста. Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Первый этап рассчитан на 1 год (1 занятие в неделю).
Второй этап обучения решает задачи развития звуко - буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребёнка к письму. Этап рассчитан на работу с детьми 6-7 лет (2 занятия в неделю).
Основные условия организации образовательного процесса:
- Проведение занятий фронтально (в подгруппе).
- Непосредственно образовательная деятельность, продолжительностью 30 минут.
- Оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями.
- Взаимодействие с семьей ребенка по вопросам обучения.
Форма организации непосредственно образовательной деятельности - подгрупповая
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первый год обучения 5-6 лет
итого | Количество занятий в неделю | Количество учебных недель | Длительность занятия |
1 | 32 | 25 мин. | |
32 | 16 ч. |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Второй год обучения 6 – 7 лет
итого | Количество занятий в неделю | Количество учебных недель | Длительность занятия |
2 | 32 | 30 мин. | |
64 | 32 ч. |
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
- Артикуляционная гимнастика или разминка.
- Фронтальная работа на фланелеграфе с азбукой большого
формата и магнитной азбукой. - Сюрпризные моменты, элементы игры или словесные игры.
- Физкультминутка.
- Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками (работа с загадками и пр.).
- Всевозможные игры и упражнения.
- Итоги.
Примечания: 1. Структуру занятий можно изменять в зависимости от материала.
2. Подводя итоги, спрашиваем: «Что мы сегодня изучили? Что понравилось в занятии больше всего?» Отметить работу всех и каждого ребенка в отдельности только с положительной стороны. Можно сказать, чем будем заниматься на следующем занятии.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
В конце года дети должны
Первый год обучения:
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
знать порядок букв и их названия (алфавит); - различать гласные и согласные звуки;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- уметь составлять предложения с заданными словами;
- уметь проводить звуковой анализ слов;
Второй год обучения
- Свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами.
- Правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
- Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?).
- Проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
- Готовая рука ребенка к письму.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первый год обучения)
№ | Тема непосредственно образовательной деятельности | № карточки | Дата плановая | Дата фактическая |
1. | Введение понятия «слово». Знакомство с линейностью и протяжностью слов. Знакомство с тетрадью в клетку. | №____ | ||
2. | Слова как выражение мыслей. Составление из слов предложений. Введение в понятие «предложение» | №____ | ||
3. | «Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части. Правила штриховки. | №____ | ||
4. | Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур. | №____ | ||
5. | Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов. | №____ | ||
6. | Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов. | №____ | ||
7. | Введение термина «слоги». Знакомство с односложными словами. | №____ | ||
8. | Итоговое. Деление слов на слоги и составление слов из слогов. | №____ | ||
9. | Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук» | №____ | ||
10. | Определение количества слогов в словах. Нахождение в словах стихотворного текста и выделением голосом определенного звука. | №____ | ||
11. | Нахождение местоположения звука в слове. Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий. | №____ | ||
12. | Деление слов на слоги. Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в слове. | №____ | ||
13. | Деление на слоги двух-, трехсложных слов. Определение местоположения звука в словах. Выделение предложений из текста. | №____ | ||
14. | Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию. | №____ | ||
15. | Знакомство со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «АУ» | №____ | ||
16. | Звуковой анализ слова «МАК» | №____ | ||
17. | Звуковой анализ слова «ДОМ». Сравнение слов по звуковому составу. Составление предложений по заданию. | №____ | ||
18. | Звуковой анализ слова «дым». Составление предложений с соединительным союзом «и» | №____ | ||
19. | Звуковой анализ слова «сыр». Введение понятия «гласный звук» | №____ | ||
20. | Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «шар». Составление предложений из двух, трех, четырех слов. | №____ | ||
21. | Звуковой анализ слова «жук» и «лук». Словоизменение. | №____ | ||
22. | Подбор определений к именам существительным. Пересказ текста по графической схеме. Составление графической схемы предложений с предлогами. | №____ | ||
23. | Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук». | №____ | ||
24. | Звуковой анализ слов «нос» и «рот». Закрепление понятия «согласный звук». | №____ | ||
25. | Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов «кот» и «кит». | №____ | ||
26. | Закрепление понятия «мягкий согласный звук». Деление на слоги двух-, трехсложных слов. | №____ | ||
27. | Звуковой анализ слова «осы». | №____ | ||
28. | Звуковой анализ слова «роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков. | №____ | ||
29. | «Весенние деньки». Звуковой анализ слова «луна». | №____ | ||
30. | Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «луна» и «лиса». | №____ | ||
31. | Звуковой анализ слова «муха». Поисковая деятельность в области грамматики. | №____ | ||
32. | Звуковой анализ слова «сани». Поисковая деятельность в области грамматики. | №____ | ||
Итого: 32 занятия |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(второй год обучения)
№ | Тема непосредственно образовательной деятельности | № карточки | Дата плановая | Дата фактическая | ||
1. | «Азбука – к мудрости ступенька». Гласный звук «А», буква «А» | № | ||||
2. | Закрепление звук и буква «А» | № | ||||
3. | Гласный звук «У», буква «У». место звука в словах «утка», «арбуз», «кенгуру». | № | ||||
4. | «Ученье – путь к уменью». Закрепление звук и буква «У» | № | ||||
5. | Закрепление звуков А,У, букв и слогов. | № | ||||
6. | Гласный звук «О», буква «О» | № | ||||
7. | «Аз да буки – вот и все науки». Закрепление звук и буква «О». | № | ||||
8. | Согласный звук «М», «Мь», буква «М». Определение места звука в словах. | № | ||||
9. | Закрепление звук «М», «Мь», буква «М». Звуковой анализ слова «малыш» | № | ||||
10. | Закрепление звуков А,У,О,М. чтение и составление слогов. | № | ||||
11. | Согласный звук С (С), буква С. определение места звука в трех позициях. | № | ||||
12. | Звук Х (Х), буква Х. определение слоговой структуры слов. | № | ||||
13. | Закрепление звуков и букв А,У,О,М,С,Х. | № | ||||
14. | Звук Ш, буква Ш. | № | ||||
15. | Анализ слогов ША, ШО,СА,СО,СУ. | № | ||||
16. | Сопоставление звуков С и Ш. Узнавание согласных звуков. | № | ||||
17. | Согласный звук Л (Л), буква Л. | № | ||||
18. | Обобщение изученного. Гласные А,У,О, согласные С,М,Х,Ш,Л. | № | ||||
19. | Гласный звук Ы, буква Ы.Место звука в двух позициях. | № | ||||
20. | Согласный звук Н (Н), буква Н. | № | ||||
21. | Закрепление звука Н (Н), буква Н. Восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения. | № | ||||
22. | Звук Р (Р), буква Р,р | № | ||||
23. | Закрепление звук Р (Р), буква Р,р. Написание большой буквы в именах людей. | № | ||||
24. | Сопоставление звуков Р и Л. | № | ||||
25. | Обобщение пройденного. | № | ||||
26. | Звук К (К), буква К. | № | ||||
27. | Продолжение работы по звуку К, букве К. закрепление знаний об ударном звуке. | № | ||||
28. | Закрепление звука К (К), Буквы К. Работа над предложением. | № | ||||
29. | Звук П (П), буква П. | № | ||||
30. | Закрепление звук П (П), буква П. | № | ||||
31. | Согласный звук Т (Т), буква Т. | № | ||||
32. | Закрепление звук Т (Т), буква Т. | № | ||||
33. | Гласный звук И, буква И. | № | ||||
34. | Закрепление гласный звук И, буква И. | № | ||||
35. | Согласный звук З (З), буква З. | № | ||||
36. | Сопоставление звука З и С. | № | ||||
37. | Звук В (В), буква В. | № | ||||
38. | Закрепление согласного звука В (В), буквы В. | № | ||||
39. | Согласный звук Ж, буква Ж. | № | ||||
40. | Закрепление звук Ж, буква Ж. сопоставление Ж – Ш, ЖИ-ШИ. | № | ||||
41. | Звонкий согласный звук Б (Б), буква Б,б. | № | ||||
42. | Закрепление звука Б (Б). Сопоставление Б-П. | № | ||||
43. | Звук Г (Г), буква Г. | № | ||||
44. | Закрепление звук Г (Г), буква Г. Сопоставление Г и К. | № | ||||
45. | Звук Д (Д), буква Д. | № | ||||
46. | Сопоставление звуков Т и Д. Орфография и орфоэпическое чтение. | № | ||||
47. | Звук Й, буква Й. | № | ||||
48. | Сопоставление звуков И и Й. | № | ||||
49. | Буква Ь – показатель мягкости в конце слога или слова. | № | ||||
50. | Ь (мягкий знак) в середине слова как знак мягкости. Ь никогда не пишется в начале слова. | № | ||||
51. | Закрепление звуков Д,Т,И,Й и букв Т,Д,И,Й,Ь в конце и середине слова. | № | ||||
52. | Звук Е, буква Е,е. | № | ||||
53. | Закрепление звук Е, буква Е,е. | № | ||||
54. | Гласный звук Я, буква Я. | № | ||||
55. | Закрепление гласный звук Я, буква Я. | № | ||||
56. | Гласный звук Ю, буква Ю. | № | ||||
57. | Закрепление гласный звук Ю, буква Ю. | № | ||||
58. | Гласный звук Ё, буква Ё,ё. | № | ||||
59. | Закрепление гласный звук Ё, буква Ё,ё. Ударный слог (повторение) | № | ||||
60. | Глухой гласный звук Ц, буква Ц. | № | ||||
61. | Глухой гласный звук Ч, буква Ч. | № | ||||
62. | Сопоставление звуков Ч и Ц. | № | ||||
63. | Звук Щ, буква Щ. | № | ||||
64. | Двойные согласные. Алфавит. | № | ||||
Итого: 64 занятия | № |
Перечень литературы использованной при составлении программы.
- Богданова Q.A. Скороговорки. Л., 1989.
- Баранников И. В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках.
В двух частях. Изд. 5-е. М., 1987. - Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А, Чтение без принуждения.
М., 1993. - Буре Р. С. Готовим детей к школе. М., 1987.
- Баренцева Я. С, Старжинская Н.С. Подготовка к обучению гра
моте в детском саду. Минск, 1992. - Горецкип В.Г. Обучение в первом классе. М., 1973.
- Волина В.В. Праздник числа. М., 1993.
- Джежелеи О.В. Помогайка. М., 1994.
- Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. Изд. 3-е.
М., 1966. - Кирюшин В. А. Методическое руководство к пособию «Схемы для
слого-звукового и звуко-буквенного анализа слов при обучении детей грамоте». М., 1990. - Кларина Л.М, Дети и знаки. М., 1993.
- Климанова Л.Ф. Упражнения для работы над техникой чтения.
Методические рекомендации. М., 1975. - Климанова Л.Ф. Чнталочка. М., 1994.
- Логинова В. И. Лабораторный практикум по дошкольной педа
гогике и методикам. М., 1981. - Логинова Б.И., Бабаева Т.И. «Детство». Программа развития и
воспитания детей в детском саду. С.-Пб, 1995. - Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М„ 1983.
- Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Организация литературного
творчества. Методические рекомендации. М., 1994. - Агеева И. Д. Веселые загадки-складки и загадки-обманки
для всех школьных праздников. М.: ТЦ «Сфера», 2002. - Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателя детского сада.— 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Форми рование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей.— 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5—7 лет. М.: ГНОМ и Д, 2003
- Безруких М. М. Чему и как учить ребенка до школы. М.:
Вентана-Граф, 2004. - Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме:
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ
- Подвижная» азбука или наборное полотно с ячейками для
тридцати трех букв (по 10—12 карточек с каждой буквой, высота
букв — 6 см); используется для составления слогов, слов, слоговых таблиц на фланелеграфе. С обратной стороны, каждой карточки-буквы надо приклеить кусочек бархатной или наждачной бумаги. - Фланелеграф размером 80x100 см. Изготавливается из одноцветной фланели, натянутой на плотный картон.
- Индивидуальные разрезные азбуки. Можно использовать готовую «Кассу букв, слогов и счета» (ПО «Парус». Арт. 2С142). Желательно из плотного полиэтилена сшить дне кассы с ячейками: одну — для букв (размером 14x21 см, 5 ячеек по горизонтали, 7 — по вертикали), другую — для слогов (размером 22x32 см, 10 ячеек по горизонтали, 15 — по вертикали). Обе заполняются постепенно по мере прохождения букв. Такие кассы удобны в
работе, поскольку буквы и слоги не высыпаются из ячеек. - Карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием изображенного — с другой. Ребенок сначала читает, а затем, перевернув карточку, рассматривает рисунок.
- Индивидуальные карточки. Каждому ребенку дается индивидуальное задание: вместе с родителями вырезать из старых газет и журналов, а затем наклеить на картон по 3 слова с заданным звуком (буквой) в трех позициях — в начале, в середине и в конце слова. (Мелкий газетный шрифт исключается.)
ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЗВУКОВ И БУКВ
- Гласные А, V, О.
- Согласный звук М (М'), буква М. Закрепление.
- Согласные С (С), X (X'). Закрепление А, У, О, М, С, X.
- Звук Ш, буква Ш; анализ слогов ЩА, ШО, ШУ, СА, СО,
СУ. Сопоставление С и Ш. - Согласный звук Л (Л'), буква Л. Обобщение предыдущего.
- Гласный Ы.
- Согласные Н (Н'), Р (Р'). Сопоставление звуков Р и Л.
Обобщение. - Звуки К (К*), П (П')т Т (Г). Закрепление.
- Гласный И.
- Согласные В (В1), 3 (3'). Сопоставление 3 и С.
- Звуки Ж, Б (Б1), Г (Г), Д (Д'). Сопоставление Д и Т.
- Звук Й. Сопоставление И и Й.
- Ь — показатель мягкости.
- Закрепление Д, Т, И, Й, Ь.
- Гласные Я, Ю, Ё,
- Согласные Ц, Ч. Сопоставление.
- Звуки Щ, Ф (Ф1).
- Гласный Э.
- Ъ, Ь — разделительные знаки.
- Удвоенные согласные.
- Закрепление пройденного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Речевое развитие»Вид организованной образовательной деятельности: подготовка к обучению грамоте ...
Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы образовательная область "Речевое развитие"
подробное описание рабочей программы по обучению грамоты в подготовительной группе....
Дополнительная общеразвивающая Программа По подготовке к обучению чтению «Читай-ка»
Данная программа направлена на подготовку детей 5 - 6 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены методическое пособие«Занимательное обучение чтению» Ковригино...
рабочая программа кружка "Подготовка к обучению в школе. 2018-2019"
Рабочая программа...
Рабочая программа по подготовке к обучению дошкольников грамоте «УМНЫЕ ЗВУКИ» подготовительной группы «Капельки», как приложение к основной рабочей Программе.
Эта рабочая Программа, разработана как приложение к основной рабочей Программе подготовительной группы нашего ДОУ и содержит календарно - тематический план, и план образовательной деятельности по подг...
Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте в подготовительной школе группе
Можно использовать приработе дополнительноых объединений....
Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте. (дети 5-6 лет)
Цель программы: Обучение грамоте звуковым аналитико – синтетическим методом от простого к сложному; коррекция нарушений устной речи; предупреждение нарушений письменной речи.Задачи:Познакомить д...