Педагогический паспорт проекта по развитию образной речи
проект по развитию речи на тему

Шилан Татьяна Александровна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon паспорт проекта209 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический паспорт проекта:

Развитие образной речи детей с ОНР

посредством малых жанров фольклора

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: дети 6-7 лет, учитель – логопед, воспитатели, родители.

Цель проекта:

- Формирование образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР  (3 уровень).

Задачи:

- создать условия для развития у детей с ОНР познавательных, творческих способностей в процессе проекта;

- развивать связную речь, уточнять, активизировать и обогащать словарный запас;

- развивать у детей умение грамматически правильно строить высказывания;

- развивать чутьё языка, способность замечать его выразительные средства;

- учить различать в пословицах и поговорках прямой и иносказательный смысл;

- учить детей осознавать и переносить усвоенный концепт на другой текст или жизненную ситуацию;

- формировать умение говорить чётко, выразительно, использовать разную интонацию, темп;

- учить детей пользоваться богатством родного языка, его выразительными возможностями;

- приобщать к национальной культуре с помощью малых форм фольклора;

- воспитывать ценностное отношение к родному языку;

- помогать социализации ребёнка, постижению им морально-этических норм и правил жизни в обществе.

Актуальность         

  Одна из сложных проблем коррекционной педагогики  -  создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи  способности к овладению образно-выразительными средствами речи, как необходимой предпосылки гармоничного развития и социализации личности.

Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы детей с ОНР оказывает отрицательное воздействие на развитие связной речи детей и существенно влияет на их речевое поведение. Эти недостатки приводят к обеднению экспрессивной лексики (яркое проявление чувства, настроения, переживания; выразительность) у детей с ОНР и создают затруднения в овладении образно-выразительными средствами речи.

Актуальность данной темы обусловлена важностью развития образной речи для формирования познавательной и коммуникативной функций речевой деятельности дошкольников с ОНР.

Наиболее эффективными средствами развития образной речи дошкольников являются малые фольклорные жанры, потому что, во-первых, материал интересен детям; во-вторых, легкий в восприятии и запоминании, благодаря своей ритмической структуре, рифмованности и занимательности и определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка, загадка, скороговорка, потешка и т.д. в развитии речи детей. Также знание малых фольклорных жанров и использование их в самостоятельной речи имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.  

Оборудование:

-Иллюстрации к пословицам, поговоркам, фразеологизмам, потешкам;

-Детская литература:

Л.Толстой – мини - рассказы;

Е.Пермяк - рассказы,

И.Ревю – басни;

Г.Науменко «Чудесный короб»,

Ю.Г.Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Т.И.Тарабарина     «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки»,

«Светит, светит месяц» - русские народные песни,

«Ни окон, ни дверей» - русские народные загадки, сказки,

«Подумай – ответишь» - русские народные загадки,

«Крашеное коромысло» - загадки,

В.Н.Морохин «Малые жанры русского фольклора»

-Настольно – печатные игры: «О чем я говорю»,

«Подбери пословицу»,

«Я начну, а ты продолжи», 

«Угадай-ка»;

-Д/игра «По горам, по долам»

-Папки – передвижки для родителей по темам: «Дружба», «Семья», «Труд», «Хлеб»

-Подборка пословиц о воспитании - для родителей

-Предметные картинки

-Презентации по пословицам

План реализации проекта

1 этап: Подготовительный - сентябрь 2014г.

- Обсуждение темы проекта и выбор формы для его презентации.

- Подбор материала для реализации проекта.

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

- Изготовление наглядных пособий.

- Консультация для родителей «Проект как средство речевого и познавательного развития детей дошкольного возраста».

- Констатирующая диагностика уровня развития образной речи детей.

- Анкетирование родителей по теме проекта.

- Совместная деятельность с родителями по подготовке к проекту (изучить историю возникновения малых фольклорных жанров)

2 этап. Основной (практический) – сентябрь  2014 г. – февраль 2015г.

- Накопление и систематизация знаний детей по теме проекта

- Обогащение и активизация словаря по теме проекта

- Самостоятельное составление рассказов к пословицам;

- Самостоятельное придумывание загадок с использованием метода синквейна

Планирование работы по развитию образной речи

Сентябрь 3 неделя

Лексическая тема «Осень»

Мероприятия, цель

      Используемые образные средства

Деятельность учителя-логопеда:

Занятия по РЛГ,ОГ,СР

-Учить пониманию значений пословиц; образных выражений;

-Формировать представления о погоде осенью, о смене времен года;

-Развитие образного мышления

-Развитие памяти и чувства ритма.

Деятельность воспитателя:

Продуктивная деятельность:

-Рисование «Золотая осень», «Ранняя осень»

-Аппликация «Осенний лес»

-Подборка пословиц об осени

Пословицы:

В сентябре огонь и в поле, и в избе.                  

В осень и у кошки пиры.

В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.

Образные выражения:

-«Золотая осень», «Листья, как монетки»

«Не цветы, а вянут». «Не ладоши, а ими хлопают»- если чего – то не понимают; «Не белье, а их развешивают» - чрезмерно доверчивые люди» - (уши).

Заклички:

-Осень, осень, в гости просим,
Осень, осень, погости
Недель восемь,
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Считалки:

-Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох

Уродился он густой

мы помчимся, ты постой

Считалка: (звук У)

Утка, утка-рыболов, расскажи, каков улов?
- Я поймала пять уклеек.  - Сколько стоят?
- Пять копеек.    -Нам бежать
-Тебе искать.

Загадки:

Пустые поля, мокнет земля.

День убывает, когда это бывает?

Загадки - синквейн:

-Осень

Солнечная, тёплая.

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья.

Золото, красота, счастье!

-Осень

Серая, холодная

Дождит, шумит, прячет.

Люди смотрят в окна.

Грусть, тоска, сырость!

 -Дождь 

Мокрый, холодный. 

Капает, стучит, льётся 

Я не люблю дождь 

Вода 

Игра: «Доскажи словечко»

-Осенью идет сильный, проливной дождь - (льет, как из … ведра)

-Что – то появляется быстро и в большом количестве – растут … (как грибы после дождя)

Сентябрь, 4неделя

Лексическая тема «Овощи - фрукты»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РЛГ, РСР, ОГ

-Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

-Развитие фонематического восприятия;

-Развитие воображения, фантазии;

-Развитие речевого дыхания;

-Развитие памяти, внимания.

 Деятельность воспитателя:

Продуктивная деятельность:

-Иллюстрирование пословицы - Яблоко от яблони недалеко падает

Пословицы:

Лук от семи недуг.

Проще пареной репы (т.е. очень просто).

Яблоко на ужин – и врач не нужен.

Яблоко от яблони недалеко падает;

-Один раз обманешь — другой не поверят  (по рассказу «Косточка» Л.Толстого)

Загадки – обманки:

Этот милый карапуз,

С солью съел большой …(не арбуз, а огурец)

На ветру дрожат осины,

С них слетают …(не апельсины, а вишня)

Считалка:

Дора, дора, помидора

Мы в саду поймали вора

Стали думать и гадать

Как же вора наказать

мы связали руки, ноги

И пустили по дороге

Вор шел, шел, шел, шел

И корзиночку нашел

В этой маленькой корзинке

Есть рисунки и картинки

Раз, два, три!

Кому хочешь – дари!

Загадки - синквейн:

Апельсин

Круглый, оранжевый, сочный

Поспевает, растёт, зреет

Апельсин растет в теплых странах.

Фрукт.

Октябрь, 1 неделя

Лексическая тема «Деревья, кустарники»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РЛГ

-Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

-Активизация словаря – подбор эпитетов

 Деятельность воспитателя:

Продуктивная деятельность:

-Иллюстрирование пословицы (коллаж) - Сосна кормит, а липа обувает

Пословицы:

-Сосна кормит, а липа обувает;

-О дереве судят по делам, а о человеке по делам

-Человек без друзей, что дерево без корней:

Образные выражения:

Дрожит, как осиновый листок

В трех соснах заблудился

Загадки:

И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем! (дуб)

-Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет сотню рук

И тысячу ладошек (лес)

Загадки - синквейн:

Ель

Душистая, стройная, зеленая

Растет, веселит, радует.

Я люблю зимнюю ель.

Новый год

Скороговорки:

Сидел воробей на сосне.
Заснул – и свалился во сне.

Игра - потешка «Елочка» (Николаев А. «Пальчиковые игры»)

Подбор эпитетов:

Спор деревьев

 В лесу дремучем с давних пор

Вели деревья разговор,

Бесконечный, вечный спор.

– Я, – хвалился дуб столетний, –

Всех сильнее и заметней,

Я могучий и тенистый,

Величавый и ветвистый!

А в ответ ему сосна:

– Я стройна и зелена.

Пела белая берёза:

– Я светла и грациозна.

Ель шумела: – Я красива.

– Я нежна, – звенела ива.

Но качались молчаливо

Тонкоствольная рябинка

И дрожащая осинка.

Игра: Кто придумает больше слов (эпитетов), тот и выиграл.

(Ответ-подсказка.

Дуб: вековой, седой, густой, развесистый, раскидистый, величавый. Ель: вечнозелёная, высокая, серебристая, стройная, пышная.

Берёза: белоногая, белоствольная, кудрявая, светлая.

Осина: трепещущая.

Сосна: дооблачная, прямая, медноствольная, гордая.)

Октябрь, 2  неделя

Лексическая тема «Ягоды»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РСВ

-Учить пониманию значение пословиц,;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

-Учить подбирать сравнения

Деятельность воспитателя:

Продуктивная деятельность:

Подборка пословиц о труде;

Иллюстрация пословицы: «Хочется есть, да не хочется лезть»

Пословицы:

Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Собирай по ягодке, наберешь кузовок

Загадки - синквейн:

Арбуз

Круглый, вкусный.

Катится, растёт, зреет

Арбуз – это большая ягода.

Лето

Пальчиковая гимнастика

(на каждый ударный слог «шагаем» указательным и средним пальцем по столу)

Мы шли – шли – шли,

Землянику нашли

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем искать опять

Мы шли – шли – шли,

Чернику нашли,

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем искать опять (С.И.Карпова «Развитие речи»)

Игра: На что похожи?

 Кто первый догадается, на что похожи эти звери и предметы, и придумает для них сравнения, тот и выиграл.

 Верблюжьи горбы похожи на два ….

 Дождинки бьют по зонту, будто в ….

 Жёлудь в шляпке похож на ….

 Лёд прозрачный, как ….

 (Ответ: холма, барабан, человечка или гномика, стекло.)

 

Октябрь, 3 неделя

Лексическая тема «Грибы»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РСВ

-Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

Деятельность воспитателя:

Продуктивная деятельность:

Д/игра «Собери грибы в лукошко»

Пословицы:

-Опята - дружные ребята.

-Где дубы, там и грибы

-Назвался груздем, полезай в кузов

-Будет дождь, будут и грибы

Загадки:

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой

Круглый, гладенький, красивый

С ножкой толстой и прямой  (гриб)

Потешки:

- Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
- Я ходил в лесочек.
- Что видал?
- Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

Пальчиковая гимнастика

 «Меж еловых мягких лап»  (Тарабарина Т.И. «Пословицы, поговорки, потешки», стр.207)

Д/игра «Собери грибы в лукошко» (загадки о грибах) (Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» стр.118)

Октябрь, 4 неделя

Лексическая тема  «Откуда хлеб пришел»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РЛГ

-Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

Деятельность воспитателя:

Продуктивная деятельность:

Подборка пословиц о хлебе;

Инсценировка сказки «Колосок»

Мини – рассказ по пословице «Что посеешь, то и пожнешь»,

Иллюстрация фразеологизма «Зоб полон, а глаза голодны»

Пословицы:

-Хлеб -  всему голова.

-Кто не работает – тот не ест.

-Ржаной хлебушко – калачу дедушка

-Не трудиться – хлеба не добиться.

-Хочешь  есть калачи – не лежи на печи.

-Хлеб – батюшка, вода – матушка.

-Будет хлеб – будет и песня;

Загадки:

-Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

-Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом  (колос)
 

Речь с движением: «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)

Игра «По местам» (загадки о хлебе) (Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» стр.118)

Мини – рассказ по пословице

- Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю вспахал, щедро зерном засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая. Урожай хороший. А другой вспахал тяп-ляп и посеял кое-как; по работе и урожай получил  - бедный, маленький. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.

Ноябрь. 1 неделя

Лексическая тема  «Перелетные птицы»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РСВ

-Координация речи с движением, развитие тонкой моторики

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

 

Игра «Назови  пословицу».

Пальчиковая гимнастика «Ласточка».

Деятельность воспитателя:

Чтение рассказа «Лягушка - путешественница» -

(пословица «Слово - серебро, молчание – золото»)


Пословицы:

-Где птица не летает, а свое гнездо знает.

-Ласточка день начинает, а соловей кончает.

-Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка.

-Соловья баснями не кормят

Образные выражения:

-Поет, как соловей

Пальчиковая гимнастика «Ласточка».
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну - красну. (
На каждую строку большие пальцы обеих рук касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных).

Пальчиковая гимнастика

Эта птица – соловей. (Загибают пальчики по одному на обеих руках)

Эта птичка – скворушка,

Эта птица – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель.

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички по домам. (Машут обеими руками, как крыльями)

Игра «Назови  пословицу»

(по предметным картинкам).

Синица – журавль (Лучше синица в руках, чем журавль в небе).

Клетка – ветка (Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка).

Птица – гнедо (Где птица не летает, а свое гнездо знает).

Докучливая сказка:

Жил-был журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца? 

Скороговорка

-Котик ниток клубок укатил в уголок,
Укатил в уголок котик ниток клубок. (звук «К»)

Басня И.Ревю «Лягушка и две гусыни»

Ноябрь. 2  неделя

Лексическая тема «Инструменты»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РСР

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

-Развитие связной речи.

Пересказ рассказа «Торопливый ножик» (Е.Пермяк)

Пословица: терпение и труд все перетрут

Деятельность воспитателя:

Игра «Назови рифму»

Иллюстрация пословиц о труде

Пословица:

-Терпение и труд все перетрут

-Без топора не плотник, без иглы не портной. (объяснение значения)

Пальчиковая гимнастика

Стук-стук, стук-стук  (стучим кулачками по коленкам)
Раздается странный звук (стучим кулачками по коленкам),
Молоточки стучат, (
стучим кулачком по кулачку)
Строят домик для котят (
стучим кулачком по кулачку)
Вот с такою крышею, (
показываем руками над головой)
Вот с такими окнами, (
показываем руками перед лицом)
Вот с такою дверью, (вытягиваем руку вперед, показывая ладонь)
И вот с таким замком! (
руки в «замок») 

Физминутка

«Молоток»
Молоток стучал, стучал (Имитируем движения молотка)
Гвозди в доску загонял
1, 2, 3, 4 – Вот и гвозди мы забили!
«Топор»
Топор рубил, (Имитируем движения топора)
Топор колол, топор полено расколол
«Пила»
Пилит толстый ствол пила (Дети лицом друг к другу парами имитируют работу с пилой)
Раз-два, раз-два
Раскалилась до бела
Раз-два, раз-два.

Загадки

-Древесину ест едок
Сто зубов в один рядок (Пила)
-Наточили острый нос,
Колотили острый нос,
Поработал острый нос,
Увезли сена воз (Коса)
-Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык.
Перед ним дубы и клены,
И березы бьют поклоны (Топор)

Игра «Назови рифму»

-В лес идут, а на троих один топор берут.(Кому нужен топор?) -плотнику

-Куда иголка, туда и нитка (Кому нужна нитка?) - швее

-Делано наспех, сделано насмех

-Поспешишь – людей насмешишь

Ноябрь. 3 неделя

Лексическая тема  «Профессии»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РЛГ

-Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

Деятельность воспитателя:

Иллюстрация скороговорки о пекаре

Инсценировка песни «Антошка»

Пословицы:

-Дело мастера боится;

-Труд кормит, а лень портит

Загадки

-Есть у мастера сноровка –
Водит кистью очень ловко.
Тянет следом за собой
Ленту краски голубой (
Маляр)
-Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят. (
Каменщик)
-Топором, рубанком
Выстругивает планки,
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки. (
Плотник.) 

Загадки – синквейн

Профессия

Интересная, нужная, любимая

Учит, лечит, воспитывают

Я люблю свое дело

Работа

Инсценировка песни «Антошка»

Скороговорки

-Ткет ткач ткани на платье Тане.

-Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.

-Ехали верхом Прохор и Пахом. Прохор и Пахом ехали верхом. (звук «Х»)

Ноябрь. 4 неделя

Лексическая тема  «Мебель»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РСВ

-Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

-Активизация словаря

Деятельность воспитателя:

Игра «Откуда стол пришел», загадка - синквейн о мебели

Образные выражения:

-Разложить все по полочкам;

-Огромный, как шкаф

Загадки:

-В лесу родился, в лесу вырос,

А в дом пришел,

Всех к себе собрал (Стол)

-Четыре брата
Одним кушаком подпоясаны,
Под одной шляпой стоят.(Стол)

-Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки —
По порядку все лежит.(Шкаф)

Пальчиковая гимнастика

«Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре, 
(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире
(сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку, 
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули, 
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
(загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Речь с движением:

«Коля – неряха»

Коля, Коля, Николай, за собою убирай! (идут по кругу)

У тебя ленивы руки (хлопают в ладоши)

Под столом ремень и брюки, (приседают)

Не в шкафу рубаха, («рисуют» 4-угольник)

Николай – неряха (грозят пальчиком)

Загадка – синквейн

Стол

Деревянный, квадратный, письменный

Писать, читать, кушать

Мне удобно сидеть за столом

Мебель

Декабрь, 1 неделя

Лексическая тема  «Зима»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по ОГ

-Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

Деятельность воспитателя:

Закличка

«Ты, Мороз…»

Игра с загадками «Когда это бывает?»

Подборка пословиц о зиме;

Заучивание считалки

Пословицы:

-Лето собирает, а зима подъедает;

-Зима не лето, в шубу одета.

-Готовь сани летом, а телегу зимой

-Береги нос в сильный мороз

Потешки:

-Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки – самокаточки!

Небылицы:

Снег идет! Жара такая!

Птицы с юга прилетают!

Все вокруг белым-бело -

Лето красное пришло!

Скороговорки: 

Соня и Стас съели ананас. Только съели – свет погас.(звуки С – Сь)

Считалки:

10, 9, 8 – зиму в гости просим,
7, и 6, и 5 – снегопад опять,
На 4, 3 – в реках лёд, смотри!
А на 2, 1 – солнца апельсин
Нам тепло даёт, к нам  весну зовёт.

Закличка

«Ты, Мороз…» (Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр.58)

Игра «Когда это бывает?» (загадки о зиме) (Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» стр.118)

Декабрь, 2 неделя

Лексическая тема «Зимующие птицы»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РСВ

-Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

Деятельность воспитателя:

Иллюстрация фразеологизма: «Считать ворон»;

Работа с родителями: иллюстрация фразеологизмов

Пословицы, фразеологизмы:

-Лучше синица в руках, чем журавль в небе;

-Считать ворон;

-Слово  - не воробей, вылетит - не поймаешь.

-Не бывать вороне соколом – это выражение употребляют в тех случаях, когда в силу каких-то препятствий (может быть, что лени или нежелания трудиться), человек не может осилить выполнение той или иной работы. И окружающие, видя это и мирясь с таким положением вещей, вспоминают эту пословицу.

Скороговорки:

-Голубь, гусь и галка — вот и вся считалка

-В зоопарке - обезьяны, змеи, зубры и фазаны (З – Зь)

Считалка

-Дятел лечит древний дуб, 
Добрый дятел дубу люб.

Упражнения – (потешка)  для глаз

«Птичка»

Летели птички,

(Прослеживание глазами за птичкой по кругу.)

Как они летели, (Вправо-влево.)

Все люди глядели.

Как они садились. (Вверх-вниз.)

Все люди дивились.

Декабрь, 3 неделя

Лексическая тема «Зимние забавы, зимние виды спорта»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РСВ

-Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

Деятельность воспитателя:

Подборка пословиц – примет о зиме

Загадки:

-Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются. (Лыжи)

-На снегу две полосы,

Удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

Здесь бежали чьи-то ... (Лыжи)

-На белом просторе

Две ровные строчки,

А рядом бегут

Запятые да точки. (Лыжня)

-Кто по снегу быстро мчится, Провалиться не боится? (Лыжник)

-Ног от радости не чуя,

С горки страшной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе,

Кто помог мне, дети? (Лыжи)

Он на вид - одна доска,

Но зато названьем горд,

Он зовется… (Сноуборд)

-Есть ребята у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (Коньки)

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони,

А блестящие ... (Коньки)

Палка в виде запятой

Гонит шайбу пред собой. (Клюшка)

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: "шайбу!", "мимо!", "бей!"

- Там идёт игра - ... (Хоккей)

Образные выражения:

Коньки – острые, как лед

Игра «Как мы отдыхаем»

Пословицы:

-Яблоко от яблони недалеко падает

-Язык до Киева доведет

Декабрь, 4 неделя

Лексическая тема  «Новый Год»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РСВ

-Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

Деятельность воспитателя:

Сборник небылиц

Пословицы:

Новый год — к весне поворот.

Январь — году начало, зиме середина.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

В зимний холод всякий молод.

Два друга — мороз да вьюга.

Небылицы

К нам опять весна пришла

С санками, коньками!

Ель из леса принесла,

Свечи с огоньками!

Пальчиковая игра

Перед нами ёлочка, 

(руки перед собой, соединить кончики пальчиков, ладошки разъединить - ёлочка)
Шишечки, иголочки, 

(кулачки, "иголочки" - указательные пальцы тычут в разные стороны)
Шарики, фонарики, 

("фонарики")
Зайчики и свечки, 

(показать заячьи "ушки",свечки - руки вверх, соединить ладошки)
Звёзды, человечки! 

(резко разжимаем кулачки - звезды, шагаем двумя пальцами по столу)

Загадка – синквейн

Новый Год

Яркий, радостный, сказочный

Приходит, веселит, радует

Мой любимый праздник

Сказка

Январь, 2 неделя

Лексическая тема  «Домашние животные»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РСВ

-Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

Деятельность воспитателя:

Развлечение- инсценировка сказки «Про кота и петушка» для детей младшей группы;

Совместная деятельность: Конкурс –викторина «Когда так говорят?» (по фразеологизмам)

Пословицы:

-Доброе слово и кошке приятно

-Собака верный друг человека.

-Где тепло, там и добро

Скороговорки:

Бык тупогуб, топогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. 

Русская народная считалка

ШЛА КОЗА ПО МОСТИКУ…

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит — это он,

Выходи из круга вон!

Пальчиковая игра

«Крольчиха»

Потеряла крольчиха крольчат, 
а крольчата лежат и молчат:

За кадушкой – один. 
За кормушкой – один. 
Под листом – один, 
под кустом – один.

Как детей поскорее найти? 
Их должно быть чуть меньше пяти.
 
«Котик». 

(По-очереди разгибать пальчики). 

Кусается больно котенок – малыш. 
Он думает это не палец, а мышь. 
Будешь кусаться, скажу тебе кыш!

 (бельевой прищепкой тихонечко пытаться ухватить за кончики пальчиков или просто открывать и закрывать прищепку)

«Свинки»

Как на пишущей машинке, туки –туки – туки – тук, 
2 хорошенькие свинки туки –туки – туки – тук, 
И постукивают, туки –туки – туки – тук, 
И похрюкивают, туки –туки – туки – тук.
Подушечками пальцев тихонечко постукивать по столу - двумя руками вместе и поочередно.

Инсценировка прибауток.

Заранее подготовленные дети инсценируют прибаутки.

 «Федул»

- Федул, что губы надул? - Кафтан прожёг?

- Можно зашить. - Да иглы нет.

- А велика дыра? - Один ворот остался.

 «Храбрец»

- Я медведя поймал! - Так веди сюда!

- Так не идёт. - Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

 «Собака»

- Собака, что лаешь? - Волков пугаю.

- Собака, что хвост поджала? - Волков боюсь.

Загадка - синквейн:

Котёнок

Чёрненький, пушистенький.

Играет, спит, ест

Он мой друг

Домашнее животное.

Небылицы:

Вы послушайте, ребята, моей сказки небогатой
От конька-горбунка  и медведя - плясунка:
Уж как пестрая свинья на дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела. Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят. Поросята визжат,
Полететь хотят.Полетели, полетели.
-Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит, головой вертит.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит да хвостищем-то вертит!
Знай медведю кричит: -давай вправо, давай влево,
А теперь вот напрямик!

Фразеологизмы:

Грязный, как свинья

Здоровый, как бык;

Преданный, как собака

Январь ,3 неделя

Лексическая тема  «Дикие животные»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РСВ

-Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

Деятельность воспитателя:

Инсценировка потешки «Серый волк…»

Мини – рассказ Л.Толстого

Пословицы:

Волка ноги кормят;

Трусливому зайке и пенек – волк

- О каком человеке говорят: «Крутится, как белка в колесе»,

Образные выражения:

Хитрый, как лиса;

Неуклюжий, как медведь;

Трусливый, как заяц

Скороговорки:

Все бобры для своих бобрят добры.

Потешки - инсценировка:

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису

Загадки - синквейн:

Заяц 

Белый, пушистый. 

Скачет, прячется, боится 

Я жалею зайца. 

Дикие животные.

Мини – рассказ Л.Толстого

«От добра добра не ищут»

Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге - и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, - подумал заяц,- что от добра добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал».

Январь 4 неделя

Лексическая тема  «Посуда»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РСВ

-Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

Деятельность воспитателя:

-Составление рассказа к поговорке  «Дорога ложка к обеду»

Пословицы:

-Дорога ложка к обеду; 

-Ведет себя, как слон в посудной лавке;

-Блестит, как начищенный самовар

Пальчиковая игра.

Девочка Иринка порядок наводила. (Показывают большой палец).

Девочка Иринка кукле говорила:

Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

(Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного). 

-Посуду моет наш Антошка.

(Потирают ладошки друг о друга)

Моет вилку, чашку, ложку. 

Вымыл блюдце и стакан,

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

И закрыл покрепче кран.

(Выполняют имитирующее движение).

Скороговорки:

От топота копыт пыль по полю летит. (Т – Д)

Февраль, 1 неделя

Лексическая тема  «Семья»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РСВ

-Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

Деятельность воспитателя:

Коллективная работа методом «коллаж»

Инсценировка мини-рассказа Л.Н.Толстого

Подборка пословиц о семье, дружбе

Игра «Ответь пословицей».

Пословицы:

-Вся семья вместе, так и душа на месте

-В дружной семье даже в холод тепло.

-Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Составление словосочетания или предложения к пословице

 «Человек без друзей, что дерево без корня» :

- бабочка без цветов;

- одна звезда на небе;

- один цветок в поле;

-одинокий муравей;

Загадки – синквейн:

-Семья.
Крепкая, дружная, большая.
Играем, читаем, отдыхаем
Когда вместе и жить легче.
Дети.

-Семья.
Большая, счастливая, веселая.
Воспитывает, развивает, учит.
Я люблю своих родных.
Родители.

Мини – рассказ Л.Толстого

«Семейная кашка гуще кипит»

Жил мальчик в ученье, пришёл восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал:

- Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает.

А мать сказала: - Семейная кашка гуще кипит.

 Игра «Ответь пословицей.

-С самого утра Маша не могла придумать, чем бы ей заняться. Весь день ходила из угла в угол, а вечером пожаловалась сестре: «Как долго длится день!» На что ей сестра сказала: ____ (Скучен день до вечера, коли делать нечего)

-Миша без конца менял свое решение по поводу того, что он будет делать завтра. Мама долго слушала его и сказала: «У тебя ________» (у тебя семь пятниц на неделе).

-Вася был груб с друзьями. Однажды он пожаловался брату, что с ним не хотят дружить. Что ответил ему брат? (Как аукнется, так и откликнется)

Коллективная работа методом «коллаж» по пословице «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи».

Используются фотографии родителей, семьи дошкольника, а также рисунки детей на тему «Моя семья», можно сделать ксерокопии банкнот.

Февраль, 2неделя

Лексическая тема  «Транспорт»

 Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РСВ

-Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

Деятельность воспитателя:

Разучивание скороговорки;

Игра «На чем можно ездить?»

Пословицы:

-Тише едешь, дальше будешь

Пальчиковая игра «Транспорт».

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

(Обеими руками «крутят руль» перед собой).

Бензовоз, мусоровоз, 

С молоком молоковоз, 

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.

(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

Загадки – обманки:

-Транспорт воздушный мы полюбили:

Птиц всех быстрее…(не автомобили, а самолеты)

-На работу всех с утра

Нас развозят …(не трактора, а автобусы и трамваи)

Загадки - синквейн:

Машина 

Быстрая, мощная. 

Едет, обгоняет, тормозит. 

Я люблю кататься. 

Транспорт. 

Скороговорки:

У ёлки иголки колки. Колки иголки у ёлки. (Л)

Игра «На чем можно ездить?» (загадки) (Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки»

Скороговорки:

Гуси к ручейку гусяток ведут, гусятки к ручейку никак не идут.(К – Г)

Февраль, 3 неделя

Лексическая тема  «День Защитников Отечества»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по ОГ

-Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

Деятельность воспитателя:

Мини – рассказ Л.Толстого

Подборка пословиц об армии

Чтение рассказов Е. Пермяка

Пословицы:

-Человек без Родины, что соловей без песни;

-Сам погибай, а товарища выручай;

-Где родился, там и пригодился;

 Загадки - синквейн:

-Непобедимая, смелая, сильная

Защищает, стоит на страже, воюет

Если она сильна – непобедима страна  

Горжусь! (Армия)

-Мудрые, добрые, умные

Живут, помнят, стареют

Шли в бой не жалея себя

Страну заслонили собой! (Ветераны)

Скороговорки:

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, а мыши поплоше несли по два гроша (С – Ш)

Считалка:

Аты – баты шли солдаты…

Мини – рассказ Л.Толстого

«Два раза не умирать»

Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:

- Я пойду. Ему сказали:

-Сгоришь!

Солдат сказал:

- Два раза не умирать, а раз не миновать. Вбежал в дом и вынес ребёночка! 

Февраль, 4 неделя

Лексическая тема «Пословицы и поговорки»

Деятельность учителя-логопеда:

Занятие по РСВ, ЛГ, ОГ

-Совершенствовать понимание значений пословиц, фразеологизмов;

-Развитие мелкой моторики;

-Развитие образного мышления;

Деятельность учителя-логопеда и

воспитателя:

Развлечение «Пословица недаром молвится»

Пословицы:

-Пословица недаром молвится

-Поговорка – цветочек, пословица – ягодка

Игра «Найди рифму»

-Человек лукавый – что карман дырявый

Поспешишь – людей насмешишь… и т.д.

Игра «Пословица, я тебя знаю…» Волина

Составление пословиц по мнемотаблицам

Рассказы по пословице

Составление синквейна о дружбе, родителях, семье, пословице

Пословица

Умная, мудрая

Развивает, воспитывает, учит

Делу – время, потехе – час

Мудрые слова

Составление пословиц по первым звукам слова, объяснение значения

3 этап. Заключительный – март  2015 г.

- Выставка рисунков по пословицам и поговоркам, фразеологизмам

- Изготовление сборника пословиц и поговорок

- Развлечение - сказка для младшей группы

- Контрольная диагностика

- Обсуждение итогов и анализ работы

Продукты проекта:

- Семейные работы «История возникновения пословиц, поговорок, загадок, потешек и т.д.»)

-Выставка «Пословицы и поговорки»;

-Выставка «Крылатые выражения»

-Конкурс – викторина «Когда так говорят?»

-Развлечение для родителей «Пословица недаром молвится»

-Картотеки пословиц и поговорок по темам: дружба, хлеб, семья, труд, здоровье, времена года

-Книжки – малышки «Загадки-обманки»

-Д/игра «Собери пословицу»

-Д/игра «Собери грибы в лукошко»

-Д/игра «Транспорт»

-Картотека скороговорок со схемами

-Мнемотаблицы по пословицам

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по теме: «Здоровьесберегающий метод развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением». Учитель-логопед Чайкина Т.В Москва 2013 год

Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства.  Эти до...

Педагогические рекомендации по развитию образной речи детей дошкольного возраста посредством пословиц и поговорок

Педагогические рекомендации по развитию образной речи детей дошкольного возраста посредством пословиц и поговорокОдной из характеристик связной речи является ее образность. Образность в более широком ...

Проект «Развитие образной речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Актуальность проблемы:  анализируя результаты диагностики детей по речевому развитию мы сделали вывод, что у детей недостаточно развита речь. Они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не ...

Презентация проекта по развитию образной речи дошкольников

Представлен опыт работы над проектом по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Психолого-педагогические аспекты развития образности речи у дошкольников»

Трудно переоценить вклад дошкольного периода в становление речи ребенка. Данный процесс основан на приоритетных видах деятельности ребенка: игра, общение, чтение¸ труд. Совершенствуя свои речевы...

Семинар-практикум на тему: «Содержание работы по развитию образной речи на занятиях, использование эффективных методов и приемов развития образной речи».

Одна из актуальных проблем развития речи дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребен...