Педагогический паспорт проекта по развитию образной речи
проект по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический паспорт проекта:
Развитие образной речи детей с ОНР
посредством малых жанров фольклора
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: дети 6-7 лет, учитель – логопед, воспитатели, родители.
Цель проекта:
- Формирование образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3 уровень).
Задачи:
- создать условия для развития у детей с ОНР познавательных, творческих способностей в процессе проекта;
- развивать связную речь, уточнять, активизировать и обогащать словарный запас;
- развивать у детей умение грамматически правильно строить высказывания;
- развивать чутьё языка, способность замечать его выразительные средства;
- учить различать в пословицах и поговорках прямой и иносказательный смысл;
- учить детей осознавать и переносить усвоенный концепт на другой текст или жизненную ситуацию;
- формировать умение говорить чётко, выразительно, использовать разную интонацию, темп;
- учить детей пользоваться богатством родного языка, его выразительными возможностями;
- приобщать к национальной культуре с помощью малых форм фольклора;
- воспитывать ценностное отношение к родному языку;
- помогать социализации ребёнка, постижению им морально-этических норм и правил жизни в обществе.
Актуальность
Одна из сложных проблем коррекционной педагогики - создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи способности к овладению образно-выразительными средствами речи, как необходимой предпосылки гармоничного развития и социализации личности.
Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы детей с ОНР оказывает отрицательное воздействие на развитие связной речи детей и существенно влияет на их речевое поведение. Эти недостатки приводят к обеднению экспрессивной лексики (яркое проявление чувства, настроения, переживания; выразительность) у детей с ОНР и создают затруднения в овладении образно-выразительными средствами речи.
Актуальность данной темы обусловлена важностью развития образной речи для формирования познавательной и коммуникативной функций речевой деятельности дошкольников с ОНР.
Наиболее эффективными средствами развития образной речи дошкольников являются малые фольклорные жанры, потому что, во-первых, материал интересен детям; во-вторых, легкий в восприятии и запоминании, благодаря своей ритмической структуре, рифмованности и занимательности и определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка, загадка, скороговорка, потешка и т.д. в развитии речи детей. Также знание малых фольклорных жанров и использование их в самостоятельной речи имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
Оборудование:
-Иллюстрации к пословицам, поговоркам, фразеологизмам, потешкам;
-Детская литература:
Л.Толстой – мини - рассказы;
Е.Пермяк - рассказы,
И.Ревю – басни;
Г.Науменко «Чудесный короб»,
Ю.Г.Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Т.И.Тарабарина «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки»,
«Светит, светит месяц» - русские народные песни,
«Ни окон, ни дверей» - русские народные загадки, сказки,
«Подумай – ответишь» - русские народные загадки,
«Крашеное коромысло» - загадки,
В.Н.Морохин «Малые жанры русского фольклора»
-Настольно – печатные игры: «О чем я говорю»,
«Подбери пословицу»,
«Я начну, а ты продолжи»,
«Угадай-ка»;
-Д/игра «По горам, по долам»
-Папки – передвижки для родителей по темам: «Дружба», «Семья», «Труд», «Хлеб»
-Подборка пословиц о воспитании - для родителей
-Предметные картинки
-Презентации по пословицам
План реализации проекта
1 этап: Подготовительный - сентябрь 2014г.
- Обсуждение темы проекта и выбор формы для его презентации.
- Подбор материала для реализации проекта.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Изготовление наглядных пособий.
- Консультация для родителей «Проект как средство речевого и познавательного развития детей дошкольного возраста».
- Констатирующая диагностика уровня развития образной речи детей.
- Анкетирование родителей по теме проекта.
- Совместная деятельность с родителями по подготовке к проекту (изучить историю возникновения малых фольклорных жанров)
2 этап. Основной (практический) – сентябрь 2014 г. – февраль 2015г.
- Накопление и систематизация знаний детей по теме проекта
- Обогащение и активизация словаря по теме проекта
- Самостоятельное составление рассказов к пословицам;
- Самостоятельное придумывание загадок с использованием метода синквейна
Планирование работы по развитию образной речи
Сентябрь 3 неделя | |
Лексическая тема «Осень» | |
Мероприятия, цель | Используемые образные средства |
Деятельность учителя-логопеда: Занятия по РЛГ,ОГ,СР -Учить пониманию значений пословиц; образных выражений; -Формировать представления о погоде осенью, о смене времен года; -Развитие образного мышления -Развитие памяти и чувства ритма. Деятельность воспитателя: Продуктивная деятельность: -Рисование «Золотая осень», «Ранняя осень» -Аппликация «Осенний лес» -Подборка пословиц об осени | Пословицы: В сентябре огонь и в поле, и в избе. В осень и у кошки пиры. В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина. Образные выражения: -«Золотая осень», «Листья, как монетки» «Не цветы, а вянут». «Не ладоши, а ими хлопают»- если чего – то не понимают; «Не белье, а их развешивают» - чрезмерно доверчивые люди» - (уши). Заклички: -Осень, осень, в гости просим, Считалки: -Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох Уродился он густой мы помчимся, ты постой Считалка: (звук У) Утка, утка-рыболов, расскажи, каков улов? Загадки: Пустые поля, мокнет земля. День убывает, когда это бывает? Загадки - синквейн: -Осень Солнечная, тёплая. Дарит, светится, радует. В парке осыпаются листья. Золото, красота, счастье! -Осень Серая, холодная Дождит, шумит, прячет. Люди смотрят в окна. Грусть, тоска, сырость! -Дождь Мокрый, холодный. Капает, стучит, льётся Я не люблю дождь Вода Игра: «Доскажи словечко» -Осенью идет сильный, проливной дождь - (льет, как из … ведра) -Что – то появляется быстро и в большом количестве – растут … (как грибы после дождя) |
Сентябрь, 4неделя | |
Лексическая тема «Овощи - фрукты» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РЛГ, РСР, ОГ -Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; -Развитие фонематического восприятия; -Развитие воображения, фантазии; -Развитие речевого дыхания; -Развитие памяти, внимания. Деятельность воспитателя: Продуктивная деятельность: -Иллюстрирование пословицы - Яблоко от яблони недалеко падает | Пословицы: Лук от семи недуг. Проще пареной репы (т.е. очень просто). Яблоко на ужин – и врач не нужен. Яблоко от яблони недалеко падает; -Один раз обманешь — другой не поверят (по рассказу «Косточка» Л.Толстого) Загадки – обманки: Этот милый карапуз, С солью съел большой …(не арбуз, а огурец) На ветру дрожат осины, С них слетают …(не апельсины, а вишня) Считалка: Дора, дора, помидора Мы в саду поймали вора Стали думать и гадать Как же вора наказать мы связали руки, ноги И пустили по дороге Вор шел, шел, шел, шел И корзиночку нашел В этой маленькой корзинке Есть рисунки и картинки Раз, два, три! Кому хочешь – дари! Загадки - синквейн: Апельсин Круглый, оранжевый, сочный Поспевает, растёт, зреет Апельсин растет в теплых странах. Фрукт. |
Октябрь, 1 неделя | |
Лексическая тема «Деревья, кустарники» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РЛГ -Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; -Активизация словаря – подбор эпитетов Деятельность воспитателя: Продуктивная деятельность: -Иллюстрирование пословицы (коллаж) - Сосна кормит, а липа обувает | Пословицы: -Сосна кормит, а липа обувает; -О дереве судят по делам, а о человеке по делам -Человек без друзей, что дерево без корней: Образные выражения: Дрожит, как осиновый листок В трех соснах заблудился Загадки: И гадать не надо даже - -Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший, Он им протянет сотню рук И тысячу ладошек (лес) Загадки - синквейн: Ель Душистая, стройная, зеленая Растет, веселит, радует. Я люблю зимнюю ель. Новый год Скороговорки: Сидел воробей на сосне. Игра - потешка «Елочка» (Николаев А. «Пальчиковые игры») Подбор эпитетов: Спор деревьев В лесу дремучем с давних пор Вели деревья разговор, Бесконечный, вечный спор. – Я, – хвалился дуб столетний, – Всех сильнее и заметней, Я могучий и тенистый, Величавый и ветвистый! А в ответ ему сосна: – Я стройна и зелена. Пела белая берёза: – Я светла и грациозна. Ель шумела: – Я красива. – Я нежна, – звенела ива. Но качались молчаливо Тонкоствольная рябинка И дрожащая осинка. Игра: Кто придумает больше слов (эпитетов), тот и выиграл. (Ответ-подсказка. Дуб: вековой, седой, густой, развесистый, раскидистый, величавый. Ель: вечнозелёная, высокая, серебристая, стройная, пышная. Берёза: белоногая, белоствольная, кудрявая, светлая. Осина: трепещущая. Сосна: дооблачная, прямая, медноствольная, гордая.) |
Октябрь, 2 неделя | |
Лексическая тема «Ягоды» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РСВ -Учить пониманию значение пословиц,; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; -Учить подбирать сравнения Деятельность воспитателя: Продуктивная деятельность: Подборка пословиц о труде; Иллюстрация пословицы: «Хочется есть, да не хочется лезть» | Пословицы: Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина. Загадки - синквейн: Арбуз Круглый, вкусный. Катится, растёт, зреет Арбуз – это большая ягода. Лето Пальчиковая гимнастика (на каждый ударный слог «шагаем» указательным и средним пальцем по столу) Мы шли – шли – шли, Землянику нашли Раз, два, три, четыре, пять, Мы идем искать опять Мы шли – шли – шли, Чернику нашли, Раз, два, три, четыре, пять, Мы идем искать опять (С.И.Карпова «Развитие речи») Игра: На что похожи? Кто первый догадается, на что похожи эти звери и предметы, и придумает для них сравнения, тот и выиграл. Верблюжьи горбы похожи на два …. Дождинки бьют по зонту, будто в …. Жёлудь в шляпке похож на …. Лёд прозрачный, как …. (Ответ: холма, барабан, человечка или гномика, стекло.)
|
Октябрь, 3 неделя | |
Лексическая тема «Грибы» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РСВ -Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; Деятельность воспитателя: Продуктивная деятельность: Д/игра «Собери грибы в лукошко» | Пословицы: -Опята - дружные ребята. -Где дубы, там и грибы -Назвался груздем, полезай в кузов -Будет дождь, будут и грибы Загадки: Я родился в день дождливый Под осинкой молодой Круглый, гладенький, красивый С ножкой толстой и прямой (гриб) Потешки: - Ваня, Ваня, где ты был? Пальчиковая гимнастика «Меж еловых мягких лап» (Тарабарина Т.И. «Пословицы, поговорки, потешки», стр.207) Д/игра «Собери грибы в лукошко» (загадки о грибах) (Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» стр.118) |
Октябрь, 4 неделя | |
Лексическая тема «Откуда хлеб пришел» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РЛГ -Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; Деятельность воспитателя: Продуктивная деятельность: Подборка пословиц о хлебе; Инсценировка сказки «Колосок» Мини – рассказ по пословице «Что посеешь, то и пожнешь», Иллюстрация фразеологизма «Зоб полон, а глаза голодны» | Пословицы: -Хлеб - всему голова. -Кто не работает – тот не ест. -Ржаной хлебушко – калачу дедушка -Не трудиться – хлеба не добиться. -Хочешь есть калачи – не лежи на печи. -Хлеб – батюшка, вода – матушка. -Будет хлеб – будет и песня; Загадки: -Отгадать легко и быстро: -Вырос в поле дом Речь с движением: «В землю зёрнышко попало» В землю зёрнышко попало, (приседают) Физкультминутка «Каравай» (Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто). Мешу, мешу тесто, Игра «По местам» (загадки о хлебе) (Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» стр.118) Мини – рассказ по пословице - Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю вспахал, щедро зерном засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая. Урожай хороший. А другой вспахал тяп-ляп и посеял кое-как; по работе и урожай получил - бедный, маленький. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь. |
Ноябрь. 1 неделя | |
Лексическая тема «Перелетные птицы» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РСВ -Координация речи с движением, развитие тонкой моторики -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления;
Игра «Назови пословицу». Пальчиковая гимнастика «Ласточка». Деятельность воспитателя: Чтение рассказа «Лягушка - путешественница» - (пословица «Слово - серебро, молчание – золото») | Пословицы: -Где птица не летает, а свое гнездо знает. -Ласточка день начинает, а соловей кончает. -Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка. -Соловья баснями не кормят Образные выражения: -Поет, как соловей Пальчиковая гимнастика «Ласточка». Пальчиковая гимнастика Эта птица – соловей. (Загибают пальчики по одному на обеих руках) Эта птичка – скворушка, Эта птица – совушка, сонная головушка. Эта птичка – свиристель. Эта птичка – коростель. Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями) Птички, птички по домам. (Машут обеими руками, как крыльями) Игра «Назови пословицу» (по предметным картинкам). Синица – журавль (Лучше синица в руках, чем журавль в небе). Клетка – ветка (Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка). Птица – гнедо (Где птица не летает, а свое гнездо знает). Докучливая сказка: Жил-был журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца? Скороговорка -Котик ниток клубок укатил в уголок, Басня И.Ревю «Лягушка и две гусыни» |
Ноябрь. 2 неделя | |
Лексическая тема «Инструменты» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РСР -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; -Развитие связной речи. Пересказ рассказа «Торопливый ножик» (Е.Пермяк) Пословица: терпение и труд все перетрут Деятельность воспитателя: Игра «Назови рифму» Иллюстрация пословиц о труде | Пословица: -Терпение и труд все перетрут -Без топора не плотник, без иглы не портной. (объяснение значения) Пальчиковая гимнастика Стук-стук, стук-стук (стучим кулачками по коленкам) Физминутка «Молоток» Загадки -Древесину ест едок Игра «Назови рифму» -В лес идут, а на троих один топор берут.(Кому нужен топор?) -плотнику -Куда иголка, туда и нитка (Кому нужна нитка?) - швее -Делано наспех, сделано насмех -Поспешишь – людей насмешишь |
Ноябрь. 3 неделя | |
Лексическая тема «Профессии» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РЛГ -Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; Деятельность воспитателя: Иллюстрация скороговорки о пекаре Инсценировка песни «Антошка» | Пословицы: -Дело мастера боится; -Труд кормит, а лень портит Загадки -Есть у мастера сноровка – Загадки – синквейн Профессия Интересная, нужная, любимая Учит, лечит, воспитывают Я люблю свое дело Работа Инсценировка песни «Антошка» Скороговорки -Ткет ткач ткани на платье Тане. -Бублик, баранку, батон и буханку -Ехали верхом Прохор и Пахом. Прохор и Пахом ехали верхом. (звук «Х») |
Ноябрь. 4 неделя | |
Лексическая тема «Мебель» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РСВ -Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; -Активизация словаря Деятельность воспитателя: Игра «Откуда стол пришел», загадка - синквейн о мебели | Образные выражения: -Разложить все по полочкам; -Огромный, как шкаф Загадки: -В лесу родился, в лесу вырос, А в дом пришел, Всех к себе собрал (Стол) -Четыре брата -Здесь и вешалки, и полки, Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». Речь с движением: «Коля – неряха» Коля, Коля, Николай, за собою убирай! (идут по кругу) У тебя ленивы руки (хлопают в ладоши) Под столом ремень и брюки, (приседают) Не в шкафу рубаха, («рисуют» 4-угольник) Николай – неряха (грозят пальчиком) Загадка – синквейн Стол Деревянный, квадратный, письменный Писать, читать, кушать Мне удобно сидеть за столом Мебель |
Декабрь, 1 неделя | |
Лексическая тема «Зима» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по ОГ -Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; Деятельность воспитателя: Закличка «Ты, Мороз…» Игра с загадками «Когда это бывает?» Подборка пословиц о зиме; Заучивание считалки | Пословицы: -Лето собирает, а зима подъедает; -Зима не лето, в шубу одета. -Готовь сани летом, а телегу зимой -Береги нос в сильный мороз Потешки: -Ты, мороз, мороз, мороз, Небылицы: Снег идет! Жара такая! Птицы с юга прилетают! Все вокруг белым-бело - Лето красное пришло! Скороговорки: Соня и Стас съели ананас. Только съели – свет погас.(звуки С – Сь) Считалки: 10, 9, 8 – зиму в гости просим, Закличка «Ты, Мороз…» (Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр.58) Игра «Когда это бывает?» (загадки о зиме) (Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» стр.118) |
Декабрь, 2 неделя | |
Лексическая тема «Зимующие птицы» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РСВ -Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; Деятельность воспитателя: Иллюстрация фразеологизма: «Считать ворон»; Работа с родителями: иллюстрация фразеологизмов | Пословицы, фразеологизмы: -Лучше синица в руках, чем журавль в небе; -Считать ворон; -Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. -Не бывать вороне соколом – это выражение употребляют в тех случаях, когда в силу каких-то препятствий (может быть, что лени или нежелания трудиться), человек не может осилить выполнение той или иной работы. И окружающие, видя это и мирясь с таким положением вещей, вспоминают эту пословицу. Скороговорки: -Голубь, гусь и галка — вот и вся считалка -В зоопарке - обезьяны, змеи, зубры и фазаны (З – Зь) Считалка -Дятел лечит древний дуб, Упражнения – (потешка) для глаз «Птичка» Летели птички, (Прослеживание глазами за птичкой по кругу.) Как они летели, (Вправо-влево.) Все люди глядели. Как они садились. (Вверх-вниз.) Все люди дивились. |
Декабрь, 3 неделя | |
Лексическая тема «Зимние забавы, зимние виды спорта» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РСВ -Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; Деятельность воспитателя: Подборка пословиц – примет о зиме | Загадки: -Деревянные кони по снегу скачут, А в снег не проваливаются. (Лыжи) -На снегу две полосы, Удивились две лисы. Подошла одна поближе: Здесь бежали чьи-то ... (Лыжи) -На белом просторе Две ровные строчки, А рядом бегут Запятые да точки. (Лыжня) -Кто по снегу быстро мчится, Провалиться не боится? (Лыжник) -Ног от радости не чуя, С горки страшной вниз лечу я. Стал мне спорт родней и ближе, Кто помог мне, дети? (Лыжи) Он на вид - одна доска, Но зато названьем горд, Он зовется… (Сноуборд) -Есть ребята у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих Что за кони у меня? (Коньки) Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки. А несут меня не кони, А блестящие ... (Коньки) Палка в виде запятой Гонит шайбу пред собой. (Клюшка) Во дворе с утра игра, Разыгралась детвора. Крики: "шайбу!", "мимо!", "бей!" - Там идёт игра - ... (Хоккей) Образные выражения: Коньки – острые, как лед Игра «Как мы отдыхаем» Пословицы: -Яблоко от яблони недалеко падает -Язык до Киева доведет |
Декабрь, 4 неделя | |
Лексическая тема «Новый Год» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РСВ -Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; Деятельность воспитателя: Сборник небылиц | Пословицы: Новый год — к весне поворот. Январь — году начало, зиме середина. Мороз не велик, да стоять не велит. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. В зимний холод всякий молод. Два друга — мороз да вьюга. Небылицы К нам опять весна пришла С санками, коньками! Ель из леса принесла, Свечи с огоньками! Пальчиковая игра Перед нами ёлочка, (руки перед собой, соединить кончики пальчиков, ладошки разъединить - ёлочка) (кулачки, "иголочки" - указательные пальцы тычут в разные стороны) ("фонарики") (показать заячьи "ушки",свечки - руки вверх, соединить ладошки) (резко разжимаем кулачки - звезды, шагаем двумя пальцами по столу) Загадка – синквейн Новый Год Яркий, радостный, сказочный Приходит, веселит, радует Мой любимый праздник Сказка |
Январь, 2 неделя | |
Лексическая тема «Домашние животные» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РСВ -Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; Деятельность воспитателя: Развлечение- инсценировка сказки «Про кота и петушка» для детей младшей группы; Совместная деятельность: Конкурс –викторина «Когда так говорят?» (по фразеологизмам) | Пословицы: -Доброе слово и кошке приятно -Собака верный друг человека. -Где тепло, там и добро Скороговорки: Бык тупогуб, топогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Русская народная считалка ШЛА КОЗА ПО МОСТИКУ… Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит — это он, Выходи из круга вон! Пальчиковая игра «Крольчиха» Потеряла крольчиха крольчат, За кадушкой – один. Как детей поскорее найти? (По-очереди разгибать пальчики). Кусается больно котенок – малыш. (бельевой прищепкой тихонечко пытаться ухватить за кончики пальчиков или просто открывать и закрывать прищепку) «Свинки» Как на пишущей машинке, туки –туки – туки – тук, Инсценировка прибауток. Заранее подготовленные дети инсценируют прибаутки. «Федул» - Федул, что губы надул? - Кафтан прожёг? - Можно зашить. - Да иглы нет. - А велика дыра? - Один ворот остался. «Храбрец» - Я медведя поймал! - Так веди сюда! - Так не идёт. - Так сам иди! - Да он меня не пускает! «Собака» - Собака, что лаешь? - Волков пугаю. - Собака, что хвост поджала? - Волков боюсь. Загадка - синквейн: Котёнок Чёрненький, пушистенький. Играет, спит, ест Он мой друг Домашнее животное. Небылицы: Вы послушайте, ребята, моей сказки небогатой Фразеологизмы: Грязный, как свинья Здоровый, как бык; Преданный, как собака |
Январь ,3 неделя | |
Лексическая тема «Дикие животные» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РСВ -Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; Деятельность воспитателя: Инсценировка потешки «Серый волк…» Мини – рассказ Л.Толстого | Пословицы: Волка ноги кормят; Трусливому зайке и пенек – волк - О каком человеке говорят: «Крутится, как белка в колесе», Образные выражения: Хитрый, как лиса; Неуклюжий, как медведь; Трусливый, как заяц Скороговорки: Все бобры для своих бобрят добры. Потешки - инсценировка: Серый волк в густом лесу Встретил рыжую лису Загадки - синквейн: Заяц Белый, пушистый. Скачет, прячется, боится Я жалею зайца. Дикие животные. Мини – рассказ Л.Толстого «От добра добра не ищут» Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге - и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, - подумал заяц,- что от добра добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал». |
Январь 4 неделя | |
Лексическая тема «Посуда» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РСВ -Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; Деятельность воспитателя: -Составление рассказа к поговорке «Дорога ложка к обеду» | Пословицы: -Дорога ложка к обеду; -Ведет себя, как слон в посудной лавке; -Блестит, как начищенный самовар Пальчиковая игра. Девочка Иринка порядок наводила. (Показывают большой палец). Девочка Иринка кукле говорила: Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке!» (Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного). -Посуду моет наш Антошка. (Потирают ладошки друг о друга) Моет вилку, чашку, ложку. Вымыл блюдце и стакан, (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца). И закрыл покрепче кран. (Выполняют имитирующее движение). Скороговорки: От топота копыт пыль по полю летит. (Т – Д) |
Февраль, 1 неделя | |
Лексическая тема «Семья» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РСВ -Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; Деятельность воспитателя: Коллективная работа методом «коллаж» Инсценировка мини-рассказа Л.Н.Толстого Подборка пословиц о семье, дружбе Игра «Ответь пословицей». | Пословицы: -Вся семья вместе, так и душа на месте -В дружной семье даже в холод тепло. -Семья сильна, когда над ней крыша одна. Составление словосочетания или предложения к пословице «Человек без друзей, что дерево без корня» : - бабочка без цветов; - одна звезда на небе; - один цветок в поле; -одинокий муравей; Загадки – синквейн: -Семья. -Семья. Мини – рассказ Л.Толстого «Семейная кашка гуще кипит» Жил мальчик в ученье, пришёл восвояси на праздник. Сели за кашу. Мальчик сказал: - Какая у вас каша густая, такой каши у хозяина не бывает. А мать сказала: - Семейная кашка гуще кипит. Игра «Ответь пословицей. -С самого утра Маша не могла придумать, чем бы ей заняться. Весь день ходила из угла в угол, а вечером пожаловалась сестре: «Как долго длится день!» На что ей сестра сказала: ____ (Скучен день до вечера, коли делать нечего) -Миша без конца менял свое решение по поводу того, что он будет делать завтра. Мама долго слушала его и сказала: «У тебя ________» (у тебя семь пятниц на неделе). -Вася был груб с друзьями. Однажды он пожаловался брату, что с ним не хотят дружить. Что ответил ему брат? (Как аукнется, так и откликнется) Коллективная работа методом «коллаж» по пословице «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи». Используются фотографии родителей, семьи дошкольника, а также рисунки детей на тему «Моя семья», можно сделать ксерокопии банкнот. |
Февраль, 2неделя | |
Лексическая тема «Транспорт» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РСВ -Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; Деятельность воспитателя: Разучивание скороговорки; Игра «На чем можно ездить?» | Пословицы: -Тише едешь, дальше будешь Пальчиковая игра «Транспорт». Все машины по порядку Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой). Бензовоз, мусоровоз, С молоком молоковоз, С хлебом свежим хлебовоз. И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки). Загадки – обманки: -Транспорт воздушный мы полюбили: Птиц всех быстрее…(не автомобили, а самолеты) -На работу всех с утра Нас развозят …(не трактора, а автобусы и трамваи) Загадки - синквейн: Машина Быстрая, мощная. Едет, обгоняет, тормозит. Я люблю кататься. Транспорт. Скороговорки: У ёлки иголки колки. Колки иголки у ёлки. (Л) Игра «На чем можно ездить?» (загадки) (Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» Скороговорки: Гуси к ручейку гусяток ведут, гусятки к ручейку никак не идут.(К – Г) |
Февраль, 3 неделя | |
Лексическая тема «День Защитников Отечества» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по ОГ -Учить пониманию значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; Деятельность воспитателя: Мини – рассказ Л.Толстого Подборка пословиц об армии Чтение рассказов Е. Пермяка | Пословицы: -Человек без Родины, что соловей без песни; -Сам погибай, а товарища выручай; -Где родился, там и пригодился; Загадки - синквейн: -Непобедимая, смелая, сильная Защищает, стоит на страже, воюет Если она сильна – непобедима страна Горжусь! (Армия) -Мудрые, добрые, умные Живут, помнят, стареют Шли в бой не жалея себя Страну заслонили собой! (Ветераны) Скороговорки: Шли сорок мышей, несли сорок грошей, а мыши поплоше несли по два гроша (С – Ш) Считалка: Аты – баты шли солдаты… Мини – рассказ Л.Толстого «Два раза не умирать» Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал: - Я пойду. Ему сказали: -Сгоришь! Солдат сказал: - Два раза не умирать, а раз не миновать. Вбежал в дом и вынес ребёночка! |
Февраль, 4 неделя | |
Лексическая тема «Пословицы и поговорки» | |
Деятельность учителя-логопеда: Занятие по РСВ, ЛГ, ОГ -Совершенствовать понимание значений пословиц, фразеологизмов; -Развитие мелкой моторики; -Развитие образного мышления; Деятельность учителя-логопеда и воспитателя: Развлечение «Пословица недаром молвится» | Пословицы: -Пословица недаром молвится -Поговорка – цветочек, пословица – ягодка Игра «Найди рифму» -Человек лукавый – что карман дырявый Поспешишь – людей насмешишь… и т.д. Игра «Пословица, я тебя знаю…» Волина Составление пословиц по мнемотаблицам Рассказы по пословице Составление синквейна о дружбе, родителях, семье, пословице Пословица Умная, мудрая Развивает, воспитывает, учит Делу – время, потехе – час Мудрые слова Составление пословиц по первым звукам слова, объяснение значения |
3 этап. Заключительный – март 2015 г.
- Выставка рисунков по пословицам и поговоркам, фразеологизмам
- Изготовление сборника пословиц и поговорок
- Развлечение - сказка для младшей группы
- Контрольная диагностика
- Обсуждение итогов и анализ работы
Продукты проекта:
- Семейные работы «История возникновения пословиц, поговорок, загадок, потешек и т.д.»)
-Выставка «Пословицы и поговорки»;
-Выставка «Крылатые выражения»
-Конкурс – викторина «Когда так говорят?»
-Развлечение для родителей «Пословица недаром молвится»
-Картотеки пословиц и поговорок по темам: дружба, хлеб, семья, труд, здоровье, времена года
-Книжки – малышки «Загадки-обманки»
-Д/игра «Собери пословицу»
-Д/игра «Собери грибы в лукошко»
-Д/игра «Транспорт»
-Картотека скороговорок со схемами
-Мнемотаблицы по пословицам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта по теме: «Здоровьесберегающий метод развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением». Учитель-логопед Чайкина Т.В Москва 2013 год
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти до...
Педагогические рекомендации по развитию образной речи детей дошкольного возраста посредством пословиц и поговорок
Педагогические рекомендации по развитию образной речи детей дошкольного возраста посредством пословиц и поговорокОдной из характеристик связной речи является ее образность. Образность в более широком ...
Проект «Развитие образной речи дошкольников через театрализованную деятельность»
Актуальность проблемы: анализируя результаты диагностики детей по речевому развитию мы сделали вывод, что у детей недостаточно развита речь. Они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не ...
Презентация проекта по развитию образной речи дошкольников
Представлен опыт работы над проектом по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Психолого-педагогические аспекты развития образности речи у дошкольников»
Трудно переоценить вклад дошкольного периода в становление речи ребенка. Данный процесс основан на приоритетных видах деятельности ребенка: игра, общение, чтение¸ труд. Совершенствуя свои речевы...
Семинар-практикум на тему: «Содержание работы по развитию образной речи на занятиях, использование эффективных методов и приемов развития образной речи».
Одна из актуальных проблем развития речи дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребен...