Консультация для родителей «Психолого-педагогические аспекты развития образности речи у дошкольников»
консультация (старшая группа) по теме
Трудно переоценить вклад дошкольного периода в становление речи ребенка. Данный процесс основан на приоритетных видах деятельности ребенка: игра, общение, чтение¸ труд. Совершенствуя свои речевые умения во взаимодействии со сверстниками, происходит перестройка всех психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskie_aspekty_razvitiya_obraznosti_rechi_u_doshkolnikov.docx | 14.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Психолого-педагогические аспекты развития образности речи у дошкольников»
Трудно переоценить вклад дошкольного периода в становление речи ребенка. Данный процесс основан на приоритетных видах деятельности ребенка: игра, общение, чтение¸ труд. Совершенствуя свои речевые умения во взаимодействии со сверстниками, происходит перестройка всех психических процессов.
Старшие дошкольники характеризуются достаточно высоким уровнем развития речи: владеют большим словарным запасом, строят простые и сложные предложения, замечают речевые ошибки, контролируют речь.
Для появления образной речи ребенку необходимо овладеть художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.
Также старший дошкольник, по мнению В.И. Логиновой, Л.Б. Береговой, способен овладеть умением не только выделять выразительное, образное слово, но и осознавать его роль в тексте.
Также для старшего дошкольного возраста характерно свободное владение интонационной выразительностью: воспроизведение текста с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями, речевых построениях используются все части речи, происходит активное словотворчество, создание неологизмов.
В возрасте 5-6 лет дети предпринемают первые попытки свободного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
С.Л. Рубинштейн указывал на то, что выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями – нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., – словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.
Как показано в исследованиях С.Л. Рубинштейна старшие дошкольники способны к так называемой сознательной выразительности. Сознательная выразительность присуща художественной речи. Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте важно использовать произведения художественной литературы.
Толкование процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний с психолгической точки зрения дано в исследовании О.М. Дьяченко, раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения – «опредмечивающий» и образ «включение». Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию.
Как уже отмечалось выше, произведения художетсвенной литературы представляют собой кладовую развития и совершенствования образности речи, которая не только совершенствует детей в воспритятии художественных словесных образов, но и стимулирует дошкольников в словотворчестве и использовании придуманного в собственном сочинительстве.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Психолого-педагогические основы развития познавательных способностей у дошкольников»
Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в настоящее...
Консультация для родителей "Психолого-педагогические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи"
Данная статья предназначена для родителей, чьи дети страдают общим недоразвитием речи. Данный материал поможет родителям лучше понять особенности пнервно-психической деятельности детей, разобраться в ...
Консультация для родителей "Применение мнемотаблиц для развития связной речи у дошкольников"
Применение мнемотаблиц для развития связной речи у дошкольников Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Федькушова Н.В. Одним из главных и осново...
Консультация для родителей "Шесть приемов для развития связной речи у дошкольников"
Все родители мечтают о том, чтобы их ребѐнок говорил правильно и красиво. К сожалению, иногда случается, что малыш растѐт, но говорить полными предложениями, последовательно излагать свои ...
Консультация для родителей "Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников"
Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации....