"Поможем Буратино"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Конспект непосредственной образовательной области образовательная область (коммуникация), раздел подготовка к обучению грамоте по теме:  «Поможем Буратино» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_buratino.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Конспект

Непосредственной образовательной области

Образовательная область (коммуникация)

Раздел подготовка к обучению грамоте

по теме:

 «Поможем Буратино»

Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

учитель - логопед

Гибадуллина Д.М.

г Советский.

2014 г.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы; коммуникация (подготовка к обучению грамоте).

Виды детской деятельности:

Образовательная область

Виды детской деятельности

Чтение художественной литературы

Игровая.

коммуникация

коммуникативная

Формы работы с детьми:

Виды детской деятельности

Формы работы с детьми

Игровая

Отгадывание загадки.

Ситуативный разговор.

Решение проблемной ситуации.

Коммуникативная

Игровые упражнения.

Беседа.

Самостоятельная деятельность.

Цель: Обобщить  и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, предложениях.

Задачи.

Образовательная.

Совершенствовать умение детей в звуковом анализе слов, деление слов на слоги, постановке ударения; составлять графическую запись предложения.

Развивающая.

Развивать умение придумывать предложение с заданным словом; слуховое внимание, фонематические процессы.

Воспитательная.

Воспитывать уверенность, активность, самостоятельность.

Материал и оборудование.

Демонстрационный:

- игрушка Буратино.

- иллюстрации (кот- Базилио, лиса – Алиса, Дуремар, Крыса –Шушара, Собаки – полицейские, Карабас – Барабас)

Раздаточный:

- фишки для звуковых схем слов,

- карточки – схемы

- медали «Юные грамотеи».

Методические приемы.

Игровой – сюрпризный момент.

Словесный – беседа о слогах, звуках, предложениях, деление слов на слоги, придумывание предложения с заданным словом.

Практический – звуковой анализ слова, графическая запись предложения.

Словарная работа: активизировать в речи детей слово «Азбука»

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности Владика.Г, Диму.Б.

Предварительная работа: чтение сказки А.Толстого «Приключение Буратино»

Содержание НОД

Воспитатель загадывает загадку:

У отца был мальчик странный, необычный – деревянный.

На земле и под водой, ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный, кто же это? (Буратино)

- Сегодня  у нас в гостях Буратино, но он очень грустный. Буратино очень хочет пойти в школу, но  злые герои этой сказки отняли важную книгу.

- А вы помните злых героев этой сказки? (кот- Базилио, лиса – Алиса, Дуремар, Крыса –Шушара, Собаки – полицейские, Карабас – Барабас )

-Правильно, эти герои просто так не хотят отдавать книгу. Буратино вернут книгу только тогда, когда он угадает ее название. А чтобы угадать название, нужно выполнить задания. За каждое выполненное задание, мы будем получать букву. Ребята поможем Буратино? (Да)

1 задание от Крысы Шушара.

Игровое упражнение «Собери слово»

Дети из разбросанных букв собирают слово и называют его.

Воспитатель.

- Что вы сейчас называли? (слова)

- А на что можно поделить слова? (на слоги)

Дети получают первую букву «А» за выполненное задание.

- А теперь послушайте второе задание от Кота Базилио.

- Поделите свои слова на слоги, и назовите ударный слог.

Игровое упражнение «Подели слова на слоги»

Дети выполняют задание и получают вторую букву «З».

Воспитатель.

- Молодцы, ребята! А сейчас скажите, из чего состоят слоги? (из звуков или букв)

- Чем отличаются звуки и буквы? (звуки – слышим и произносим, а буквы – видим и пишем)

Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи, мы их точно знать должны.

  3 задание от Лисы Алисы, нужно ответить на вопросы о звуках и буквах.

 - Расскажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- Какие бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

- Какие бывают согласные звуки?

(мягкими и твердыми; звонкими и глухими; свистящими и шипящими)

- Какие буквы имеют два звука? (я, ю, е, ё)

- Какие буквы не имеют звуков? (ь, ъ_

- Для чего нужен ь? ( смягчает согласный звук)

- Для чего нужен Ъ? (делает согласный звук твердым)

Молодцы, вы справились с заданием и получаете 3 букву «Б».

Воспитатель.

- Вспомните ребята, куда хотел пойти Буратино? (в школу).

-Послушайте 4 задание от Дуремара.

- Сделайте звуковой анализ слова «школа».

Дети анализируют звуки слова.

В  слове  «школа» пять звуков.

1 – й звук – Ш – согласный, глухой, твердый, шипящий; обозначается синим цветом.

2 – й звук – К – согласный, глухой, твердый; обозначается, синим цветом.

3 – й звук – О – гласный, ударный; обозначается красным цветом.

4 – й звук – Л – согласный, звонкий, твердый; обозначатся синим цветом.

5 – й звук – А – гласный, безударный; обозначается, красным цветом.

- Очень хорошо ребята, вы справились с заданием, и получаете букву «У»

Физкультминутка «Буратино»

- Ребята послушайте следующее задание от Полицейского. Нужно составить предложение со словом «школа».

Дети составляют 2 – 3 предложения. И получают букву «К»

Карабас - Барабас задал последнее задание. Надо сделать схему составленного предложения.

- Ребята, вспомните, как обозначается каждое слово в предложении? (чертой)

- Как обозначается, первое слово в предложении? (в начале черты ставится вертикальная палочка)

- Что ставиться в конце предложения? (точка)

Дети с помощью карточек составляют графическую схему предложения. Затем анализируют его.

- Сколько слов в предложении? Сколько карточек вы использовали? Назовите 1, 2. 3  слово.

 Дети за выполненное слово появляется буква «А»

- Какое слово получилось? (азбука)

- Что такое «Азбука» (букварь, книга для изучения алфавита)

- Какие задания для вас оказались  наиболее трудными? А с какими заданиями вы справились легко?

- Молодцы ребята, вы  были внимательными, правильно выполняли задания, помогли Буратино вернуть Азбуку. Буратино попросил наградить вас медалями «Юный грамотей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"

Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

нод по ФЭМП "Поможем Буратино"

итоговое занятие в подготовительной группе...

Конспект занятия "Поможем Буратино"

Занятие  для дошкольников средней группы по ФЭМП с использованием элементов системы М. Монтессори. Образовательная область "Познание"...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе « Поможем Буратино».

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе « Поможем Буратино». Цель: обобщение и систематизирование у детей полученные знания о звуках, слогах, сло...