Речевой этикет и способы его усвоения дошкольниками
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Белицкая Анна Алексеевна

Статья о проведённом исследовании и практичесой работе, посвящённой изучению усвоения дошкольниками особенносей речевого этикета

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ   И  СПОСОБЫ ЕГО УСВОЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ

А.А.Белицкая

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»,

факультет дошкольного и начального образования,

Армавир

В 2013 году утверждены ФГОС дошкольного образования, среди задач которых «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [1]. В связи с этим возрастает роль культурно-речевого воспитания детей. На основании данного положения было проведено исследование на базе МБДОУ детского сада № 4 МО Каневской район.

Цель  исследования состоит в разработке эффективной  методики формирования коммуникативных умений, связанных с употреблением  этикетных выражений с учетом ситуации общения (умение приветствовать, прощаться, извиняться, благодарить, утешать, отказывать, приглашать в гости и принимать гостей).

        Объектом  исследования является процесс усвоения дошкольниками правил речевого этикета.

        Предметом исследования являются способы усвоения правил речевого этикета.

Гипотеза исследования заключается в том, что предлагаемая методика усвоения правил речевого этикета позволит, во-первых, ввести в активный словарь дошкольников  достаточное количество этикетных стереотипов, во-вторых, сформирует умение выбирать  нужную формулу с учетом ситуации общения.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести проблемный анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы.
  2. Выявить уровень сформированности  коммуникативных умений дошкольников.
  3. Разработать и апробировать программу формирующего  эксперимента.

        Практическая значимость исследования состоит в том, что данный материал может быть использован воспитателями детских садов в ходе их профессиональной деятельности.

Опытно –  экспериментальная  работа  по усвоению детьми дошкольного возраста правил речевого этикета построена с целью определить активный словарь дошкольников с точки зрения количества этикетных выражений в нем и умение использовать их с учетом ситуации общения. Мы рассматривали правила речевого этикета в следующих ситуациях: приветствия, прощания, извинения, благодарности, просьбы, утешения, отказа, ситуация приглашения  в гости, ситуация гостя и хозяина.

Перед нами стояли задачи: 

Провести анкетирование среди воспитателей детских садов,  познакомиться с опытом их работы в  этом направлении;

Провести наблюдение за речевым поведением дошкольников в естественных и искусственных речевых ситуациях.

        На первом этапе констатирующего эксперимента мы провели анкетирование, в котором приняли участие воспитатели детских садов со стажем работы более 10 лет.  Анализ анкет показал, что знакомство с понятием речевого этикета проходит на занятиях по этикету. С правилами речевого этикета, предполагающими знакомство с речевыми формулами, используемыми в типовых ситуациях, дети знакомятся как на занятиях, так и в повседневной жизни.

         На втором этапе мы наблюдали за речевым поведением детей в естественных ситуациях. Мы заметили, что приветствия детей однотипны- это речевая форма «Здравствуйте» по отношению к воспитателю, чаще всего без обращения к нему, с другими дети либо не здоровались, либо произносили однотипные речевые формулы. При уходе из детского сада  дети говорили только «До свидания», не называя имени воспитателя. В ситуации, когда нужно было извиниться, дети передавали извинение мимикой, сожалением, но подходящие слова подбирали с трудом. В ситуации благодарности дети употребляли слово «Спасибо», в ситуации просьбы – «Пожалуйста», в ситуации отказа  - «Нет, не могу».

Таким образом, в активном словаре детей старшего дошкольного возраста, по нашим наблюдениям, небольшое количество этикетных выражений, все они носят однотипный характер, употребляются без называния тех лиц, к которым обращались с речью. Дети не путают этикетные выражения в различных ситуациях, употребляют их к месту, но иногда вообще не знают, какое речевое выражение употребить, например, в ситуации утешения, благодарности за поздравление, в ситуации гостя во время празднования дня рождения и т.д.

Детям подготовительной группы на этапе констатирующего эксперимента предлагались и искусственные речевые ситуации.         Анализ речевых высказываний детей в этих  ситуациях показал те же результаты: однотипность и однословность этикетных выражений («Здравствуйте», «До свидания», «Извините», «Пожалуйста», «Спасибо»),   и затруднение в выборе речевых высказываний.

        Для организации работы по данной проблеме мы продумали темы занятий, определили цель и задачи каждого занятия, определили  приемы работы, подобрали дидактический материал, отвечающий нашим требованиям. Уделили особое внимание подбору ситуаций и последовательности их анализа для того, чтобы работа по формированию умений использовать в речи этикетные выражения носила эффективный характер.

После проведения серии занятий, посвященных правилам речевого этикета, наблюдений за речевым поведением детей старшего дошкольного возраста, мы приступили к контрольной проверке полученных результатов. Мы установили наблюдение за речевым поведением детей, привлекли к этой работе помощника воспитателя, музыкального работника, родителей с целью проверки частоты употребления этикетных выражений детьми.

        Наблюдение за детьми велось в течение одного месяца. Конечно, мы не могли ежеминутно следить за всеми одновременно, но показатель того, насколько речевое поведение детей изменилось, дает нам право думать, что этикетные выражения детьми усвоены.  

        В ситуации приветствия дошкольники стали употреблять выражения «Доброе утро!», «Добрый день!»,  «Привет», причем всегда с обращением, к тому человеку, которого приветствовали.

        В ситуации прощания дети стали употреблять выражения «Пока!», «В добрый путь», «Счастливо», «До встречи», «Спокойной ночи».

        В ситуации просьбы дети научились вежливо обращаться с просьбой к другому человеку. Их словарный запас пополнился выражениями «Будьте добры», «Пожалуйста»,  «Не трудно ли вам».

        В ситуации благодарности и извинения дети учились произносить слова «Извините», «Простите», «Позвольте», «Разрешите», «Благодарю вас», испытывали себя в ситуации благодарности маме за вкусный обед, благодарности гостям за подарки, учились отвечать на благодарность словами «Не стоит благодарности», «Мне приятно это слышать», «Спасибо за добрые слова».

        Дошкольники научились ориентироваться в ситуациях утешения, отказа - стали внимательнее относиться друг к другу, утешать тех, кто в этом нуждался, научились вежливо отказывать.

        Дети на наших занятиях побывали в роли гостей и хозяев, научились поздравлять именинников, произносить пожелания, преподносить подарки и благодарить за них, приглашать гостей к столу.

Наблюдение за речевым поведением детей, анализ их речевых действий показали, что словарный запас, включающий разнообразные этикетные выражения, повысился, дети научились ориентироваться в тех ситуациях, о которых  мы говорили на наших занятиях.

Гипотеза исследования, которая  заключалась в том, что предлагаемая методика усвоения правил речевого этикета позволит ввести в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточное количество этикетных стереотипов и сформирует умение выбирать  нужную формулу с учетом ситуации общения, подтвердилась. Таким образом, задачи, стоявшие перед нами,  выполнены, работа цели достигла.

Литература:

  1. ФГОС ДО. Режим доступа: http://минобрнауки.рф
  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). -  Екатеринбург, 2000.
  3. Зимина М.С. Азбука этикета. - СПб., 2008.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ И СПОСОБЫ ЕГО УСВОЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Слайд 2

Цель исследования – разработка эффективной методики формирования коммуникативных умений, связанных с употреблением этикетных выражений с учетом ситуации общения. Объект исследования - процесс усвоения дошкольниками правил речевого этикета. Предмет исследования - способы усвоения правил речевого этикета. Гипотеза исследования - предлагаемая методика усвоения правил речевого этикета позволит ввести в активный словарь дошкольников достаточное количество этикетных стереотипов, сформирует умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения. «Там , где дети усиленно учатся говорить, ...там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга» (А . М. Пешковский )

Слайд 3

ЗАДАЧИ МЕТОДЫ

Слайд 4

Этапы развития отечественного этикета

Слайд 5

1 Разумность и необходимость соблюдения правил этикета 2 Нравственные требования 3 Прочность манер 4 Отсутствие мелочей 5 Соблюдение эстетических норм Принципы современного этикета

Слайд 6

Опытно-экспериментальная работа Цель – определить активный словарь дошкольников с точки зрения количества этикетных выражений в нём и умение использовать их с учётом ситуации общения.

Слайд 7

Анкетирование педагогов, знакомство с опытом их работы. Наблюдение за речевым поведением дошкольников в естественных и искусственных речевых ситуациях. Этапы констатирующего эксперимента

Слайд 8

Работа с дошкольниками Тематические занятия Проблемные ситуации Вежливые слова. Обращения и слова приветствия. Вежливые слова – слова прощания Культура общения. Просьба. Культура общения. Слова извинения и благодарности. Вежливые слова. Слова утешения. Вежливые формы отказа. Культура общения. Приглашение в гости. Подарок. Какие мы гости, какие хозяева. Возвращение в волшебный город вежливости. Приветствие Прощание Извинение Благодарность Просьба Утешение Отказ Приглашение в гости Гость и хозяин

Слайд 9

Игра «Волшебные слова»

Слайд 10

Наблюдение в самостоятельной детской деятельности

Слайд 11

Дети научились ориентироваться в различных ситуациях приветствия, которые могут сложиться в ходе общения. Использовать новые выражения в ситуациях приветствия и прощания, непосредственно обращаться к человеку. Научились вежливо обращаться с просьбой. Пополнился словарный запас в ситуациях благодарности и извинения. Научились ориентироваться в ситуациях утешения, ситуации гостя и хозяина. Гипотеза исследования подтвердилась. Задачи, стоявшие перед нами, выполнены, работа цели достигла Результаты проведённой работы

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией

статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УСВОЕНИЕ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА «ПЕРЕДАЙ ПИСЬМО»

Данный конспект комплекса занятий с использованием дидактических игр  по развиитию речи  предназначен для педагогов ДО. Цель -закрепить умение детей пользоваться разнообразными вариантами пр...

Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».

Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»....

Самообразование педагога Гагановой Е.Д. Тема: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»

План по самообразованию педагога Гагановой Елены ДмитриевныТема: «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет».Вид проекта: долгосрочный (1сентября 2021г. – 31 мая 202...

Доклад «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».

Риторика – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего. Риторика – это наука о живом, звучащем слове, о п...

16.05.2024г. Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»

Риторика -это наука о живом, звучащем слове, о подготовке и публичном  произнесении своей речи....

16.05.2024г. Презентация Мастер – класс для педагогов:«Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»

quot;...Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры",- В.А.Сухомлинский...