Речевой этикет и способы его усвоения дошкольниками
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Статья о проведённом исследовании и практичесой работе, посвящённой изучению усвоения дошкольниками особенносей речевого этикета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевой этикет и способы его усвоения дошкольниками | 19.1 КБ |
Презентация к статье | 286.95 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ И СПОСОБЫ ЕГО УСВОЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ
А.А.Белицкая
ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»,
факультет дошкольного и начального образования,
Армавир
В 2013 году утверждены ФГОС дошкольного образования, среди задач которых «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [1]. В связи с этим возрастает роль культурно-речевого воспитания детей. На основании данного положения было проведено исследование на базе МБДОУ детского сада № 4 МО Каневской район.
Цель исследования состоит в разработке эффективной методики формирования коммуникативных умений, связанных с употреблением этикетных выражений с учетом ситуации общения (умение приветствовать, прощаться, извиняться, благодарить, утешать, отказывать, приглашать в гости и принимать гостей).
Объектом исследования является процесс усвоения дошкольниками правил речевого этикета.
Предметом исследования являются способы усвоения правил речевого этикета.
Гипотеза исследования заключается в том, что предлагаемая методика усвоения правил речевого этикета позволит, во-первых, ввести в активный словарь дошкольников достаточное количество этикетных стереотипов, во-вторых, сформирует умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- Провести проблемный анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы.
- Выявить уровень сформированности коммуникативных умений дошкольников.
- Разработать и апробировать программу формирующего эксперимента.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данный материал может быть использован воспитателями детских садов в ходе их профессиональной деятельности.
Опытно – экспериментальная работа по усвоению детьми дошкольного возраста правил речевого этикета построена с целью определить активный словарь дошкольников с точки зрения количества этикетных выражений в нем и умение использовать их с учетом ситуации общения. Мы рассматривали правила речевого этикета в следующих ситуациях: приветствия, прощания, извинения, благодарности, просьбы, утешения, отказа, ситуация приглашения в гости, ситуация гостя и хозяина.
Перед нами стояли задачи:
Провести анкетирование среди воспитателей детских садов, познакомиться с опытом их работы в этом направлении;
Провести наблюдение за речевым поведением дошкольников в естественных и искусственных речевых ситуациях.
На первом этапе констатирующего эксперимента мы провели анкетирование, в котором приняли участие воспитатели детских садов со стажем работы более 10 лет. Анализ анкет показал, что знакомство с понятием речевого этикета проходит на занятиях по этикету. С правилами речевого этикета, предполагающими знакомство с речевыми формулами, используемыми в типовых ситуациях, дети знакомятся как на занятиях, так и в повседневной жизни.
На втором этапе мы наблюдали за речевым поведением детей в естественных ситуациях. Мы заметили, что приветствия детей однотипны- это речевая форма «Здравствуйте» по отношению к воспитателю, чаще всего без обращения к нему, с другими дети либо не здоровались, либо произносили однотипные речевые формулы. При уходе из детского сада дети говорили только «До свидания», не называя имени воспитателя. В ситуации, когда нужно было извиниться, дети передавали извинение мимикой, сожалением, но подходящие слова подбирали с трудом. В ситуации благодарности дети употребляли слово «Спасибо», в ситуации просьбы – «Пожалуйста», в ситуации отказа - «Нет, не могу».
Таким образом, в активном словаре детей старшего дошкольного возраста, по нашим наблюдениям, небольшое количество этикетных выражений, все они носят однотипный характер, употребляются без называния тех лиц, к которым обращались с речью. Дети не путают этикетные выражения в различных ситуациях, употребляют их к месту, но иногда вообще не знают, какое речевое выражение употребить, например, в ситуации утешения, благодарности за поздравление, в ситуации гостя во время празднования дня рождения и т.д.
Детям подготовительной группы на этапе констатирующего эксперимента предлагались и искусственные речевые ситуации. Анализ речевых высказываний детей в этих ситуациях показал те же результаты: однотипность и однословность этикетных выражений («Здравствуйте», «До свидания», «Извините», «Пожалуйста», «Спасибо»), и затруднение в выборе речевых высказываний.
Для организации работы по данной проблеме мы продумали темы занятий, определили цель и задачи каждого занятия, определили приемы работы, подобрали дидактический материал, отвечающий нашим требованиям. Уделили особое внимание подбору ситуаций и последовательности их анализа для того, чтобы работа по формированию умений использовать в речи этикетные выражения носила эффективный характер.
После проведения серии занятий, посвященных правилам речевого этикета, наблюдений за речевым поведением детей старшего дошкольного возраста, мы приступили к контрольной проверке полученных результатов. Мы установили наблюдение за речевым поведением детей, привлекли к этой работе помощника воспитателя, музыкального работника, родителей с целью проверки частоты употребления этикетных выражений детьми.
Наблюдение за детьми велось в течение одного месяца. Конечно, мы не могли ежеминутно следить за всеми одновременно, но показатель того, насколько речевое поведение детей изменилось, дает нам право думать, что этикетные выражения детьми усвоены.
В ситуации приветствия дошкольники стали употреблять выражения «Доброе утро!», «Добрый день!», «Привет», причем всегда с обращением, к тому человеку, которого приветствовали.
В ситуации прощания дети стали употреблять выражения «Пока!», «В добрый путь», «Счастливо», «До встречи», «Спокойной ночи».
В ситуации просьбы дети научились вежливо обращаться с просьбой к другому человеку. Их словарный запас пополнился выражениями «Будьте добры», «Пожалуйста», «Не трудно ли вам».
В ситуации благодарности и извинения дети учились произносить слова «Извините», «Простите», «Позвольте», «Разрешите», «Благодарю вас», испытывали себя в ситуации благодарности маме за вкусный обед, благодарности гостям за подарки, учились отвечать на благодарность словами «Не стоит благодарности», «Мне приятно это слышать», «Спасибо за добрые слова».
Дошкольники научились ориентироваться в ситуациях утешения, отказа - стали внимательнее относиться друг к другу, утешать тех, кто в этом нуждался, научились вежливо отказывать.
Дети на наших занятиях побывали в роли гостей и хозяев, научились поздравлять именинников, произносить пожелания, преподносить подарки и благодарить за них, приглашать гостей к столу.
Наблюдение за речевым поведением детей, анализ их речевых действий показали, что словарный запас, включающий разнообразные этикетные выражения, повысился, дети научились ориентироваться в тех ситуациях, о которых мы говорили на наших занятиях.
Гипотеза исследования, которая заключалась в том, что предлагаемая методика усвоения правил речевого этикета позволит ввести в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточное количество этикетных стереотипов и сформирует умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения, подтвердилась. Таким образом, задачи, стоявшие перед нами, выполнены, работа цели достигла.
Литература:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования – разработка эффективной методики формирования коммуникативных умений, связанных с употреблением этикетных выражений с учетом ситуации общения. Объект исследования - процесс усвоения дошкольниками правил речевого этикета. Предмет исследования - способы усвоения правил речевого этикета. Гипотеза исследования - предлагаемая методика усвоения правил речевого этикета позволит ввести в активный словарь дошкольников достаточное количество этикетных стереотипов, сформирует умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения. «Там , где дети усиленно учатся говорить, ...там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга» (А . М. Пешковский )
ЗАДАЧИ МЕТОДЫ
Этапы развития отечественного этикета
1 Разумность и необходимость соблюдения правил этикета 2 Нравственные требования 3 Прочность манер 4 Отсутствие мелочей 5 Соблюдение эстетических норм Принципы современного этикета
Опытно-экспериментальная работа Цель – определить активный словарь дошкольников с точки зрения количества этикетных выражений в нём и умение использовать их с учётом ситуации общения.
Анкетирование педагогов, знакомство с опытом их работы. Наблюдение за речевым поведением дошкольников в естественных и искусственных речевых ситуациях. Этапы констатирующего эксперимента
Работа с дошкольниками Тематические занятия Проблемные ситуации Вежливые слова. Обращения и слова приветствия. Вежливые слова – слова прощания Культура общения. Просьба. Культура общения. Слова извинения и благодарности. Вежливые слова. Слова утешения. Вежливые формы отказа. Культура общения. Приглашение в гости. Подарок. Какие мы гости, какие хозяева. Возвращение в волшебный город вежливости. Приветствие Прощание Извинение Благодарность Просьба Утешение Отказ Приглашение в гости Гость и хозяин
Игра «Волшебные слова»
Наблюдение в самостоятельной детской деятельности
Дети научились ориентироваться в различных ситуациях приветствия, которые могут сложиться в ходе общения. Использовать новые выражения в ситуациях приветствия и прощания, непосредственно обращаться к человеку. Научились вежливо обращаться с просьбой. Пополнился словарный запас в ситуациях благодарности и извинения. Научились ориентироваться в ситуациях утешения, ситуации гостя и хозяина. Гипотеза исследования подтвердилась. Задачи, стоявшие перед нами, выполнены, работа цели достигла Результаты проведённой работы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией
статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УСВОЕНИЕ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА «ПЕРЕДАЙ ПИСЬМО»
Данный конспект комплекса занятий с использованием дидактических игр по развиитию речи предназначен для педагогов ДО. Цель -закрепить умение детей пользоваться разнообразными вариантами пр...
Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».
Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»....
Самообразование педагога Гагановой Е.Д. Тема: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»
План по самообразованию педагога Гагановой Елены ДмитриевныТема: «Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет».Вид проекта: долгосрочный (1сентября 2021г. – 31 мая 202...
Доклад «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».
Риторика – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего. Риторика – это наука о живом, звучащем слове, о п...
16.05.2024г. Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»
Риторика -это наука о живом, звучащем слове, о подготовке и публичном произнесении своей речи....
16.05.2024г. Презентация Мастер – класс для педагогов:«Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»
quot;...Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры",- В.А.Сухомлинский...