Речевое развитие детей в средней группе
статья по развитию речи (средняя группа) на тему
Опыт работы воспитателя средней группы «А» МБДОУ №40 детский сад «Золотой ключик» г. Ключи-1 Усть-Камчатского района Камчатского края Маметьевой Л.С. по речевому развитию детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_razvitiyu_rechi_v_sedney_gruppe.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по речевому развитию детей в средней группе
Из опыта работы воспитателя средней группы «А» МБДОУ №40 детский сад «Золотой ключик» г. Ключи-1 Усть-Камчатского района Камчатского края Маметьевой Л.С.
Подготовила: воспитатель
д/с №40 «Золотой ключик»
п. Ключи Камчатского края
Маметьева Л.С.
Ключи-1 2015 г.
В средней группе дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу (будем учиться правильно произносить звук «З»). Предъявляются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, говорить фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучиванию стихов).
Главное новообразование данного возраста – развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов.
Речевая деятельность в детском саду в режимных моментах:
- Чтение;
- Обсуждение;
- Рассказывание (составление рассказов, сочинение сказок);
- Беседа;
- Игры с речевым сопровождением, театрализованные, сюжетно – ролевые и другие;
- Викторина;
- Инсценирование, драматизация;
- Ситуации общения;
- Наблюдения на прогулке;
- Труд;
- Игры на прогулке;
- Чтение на прогулке;
- Беседа после чтения;
- Экскурсии;
- Разговоры с детьми (о событиях из личного опыта – в процессе режимных моментов);
- Разучивание стихов, потешек, чистоговорок, скороговорок, небылиц;
- Сочинение и отгадывание загадок;
- Исследовательская деятельность;
- Конструирование;
- Создание коллекций;
- Проектная деятельность.
Ведущими формами работы по развитию речи детей в нашей группе являются образовательные ситуации, НОД и ситуации общения.
1.Образовательная ситуация как форма работы по развитию речи - это специально проектируемая форма обучения, направленная на решение новой конкретной познавательно-речевой задачи. Она позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и индивидуализировать процесс обучения.
Образовательные ситуации я провожу в режимных моментах в любое время дня. Следует отметить, что образовательные ситуации в режимных моментах:
1. Кратковременны и протекают от - 5-6 до 10-15 минут.
2. Предполагают объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек) участие в ней зависит прежде всего от их желания.
3. Необходима повторяемость одной образовательной ситуации с разными группами детей.
4. Организация нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картинкой, игрушкой, книгой, природным материалом) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.
5. Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. Реально-практические: рассматривание картины, предметов, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. п.
Игровые ситуации проводятся с дидактической куклой.
В образовательных ситуациях используем героев любимых мультфильмов детей. Например: в утренний отрезок времени Каркуша приходит к детям в группу. Она спрашивает у детей о их настроении, о том как дети провели выходные дни. Где были, что видели, что интересного узнали? и т. п. С этим же героем организуем такие образовательные ситуации: "Предметы, которые сделаны людьми", "Мои любимые игрушки", "Для чего нам нужна мебель? "и т. п.
В данных образовательных ситуациях мы пользуемся такими приемами, как рассматривание, сравнение предметов, определение свойств и качеств предметов, объектов и материалов, организуем экспериментирование для выявления их особенностей.
Перед мытьем рук герой загадывает детям загадки о гигиенических принадлежностях, отражая в них свойства и качества предметов; герой проводит обследовательские действия, из которых дети узнают значение слов «мылится», «пенится», «скользкое», «душистое» и пр. герой подбирает синонимы к словам (выскользнуло, убежало, ускакало, выскочило и пр., дети придумывают сравнения (выскользнуло как рыбка, выпрыгнуло как мячик, выскочило как мышка, ускакало как лягушка).
Одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее, играем с детьми в игру "Жили-были в детском саду дети", которые очень любили гулять. Говорим с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде, перечисляем детали одежды, придумываем на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек, из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т. д.).
После сна проводим артикуляционную гимнастику, бодрящую гимнастику с проговариванием текста, организовываем игры на развитие речевого дыхания: «Подуй на одуванчик», «Полетели снежинки», «Поплыли кораблики» и пр., на развитие фонематического слуха – «Кто позвал?», «Что звучит? ». В вечерний отрезок времени проводим индивидуальную работу по развитию речи детей: придумываем вместе с ними загадки, разучиваем небольшие стихи, разыгрываем театрализованные постановки и пр.
2. НОД осуществляется в форме образовательной ситуации. Это могут быть как итоговая форма работы по теме, так и форма обогащения представлений детей по теме.
Традиционные формы занятий по развитию речи:
- В зависимости от ведущей задачи:
- занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);
- занятия по формированию грамматического строя речи (образование существительных множественного числа родительного падежа);
- занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
- занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание);
- занятия по ознакомлению с художественной литературой.
- В зависимости от применения наглядности:
- занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.);
- занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам),
- картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);
- занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)
- В зависимости от этапа обучения:
- речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа);
- речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение).
- В зависимости от количества участников:
фронтальные (со всей группой);
подгрупповые;
индивидуальные.
- В зависимости от дидактических целей:
- занятия по сообщению нового материала;
- по закреплению знаний, умений, навыков;
- по обобщению и систематизации знаний;
- итоговые или проверочные;
- комбинированные (смешанные)
В процессе итоговой образовательной ситуации на содержание одной темы решается несколько речевых задач. Например, итоговое обсуждение по теме "Семья" предполагает решение нескольких задач.
1. Обобщить знания детей о членах семьи.
2. Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих членов семьи, отношений между ними, способов общения в семье, помощи по дому.
3. Развивать умение составлять описательный рассказ о семье.
4. Развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже.
Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач предполагает органическое сочетание различных задач развития речи и мышления на одном занятии.
Принцип единого содержания является ведущим. Важность этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.
Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи.
Объединение задач на комплексном занятии могут осуществляться по-разному:
- связная речь, словарная работа, звуковая культура речи;
- связная речь, словарная работа, грамматический строй речи;
- связная речь, звуковая культура речи; грамматически правильная речь.
Например, связная речь – придумывание сказки «Приключение зайца» по плану предложенному воспитателем; словарная работа и грамматика – подбор
определений к слову заяц, активизация прилагательных и глаголов, упражнения на согласование прилагательных и существительных вроде; звуковая культура речи –
отработка четкого произношения звуков и слов, подбор слов сходных по звучанию и
ритму.
Образовательная ситуация по обучению детей составлению описательного рассказа об игрушке включает разные виды деятельности: (обыгрывание игрушек, имитация действий, обследовательскую деятельность по выявлению особенностей игрушек, рассматривание или составление схемы описательного рассказа, чтение стихов об игрушках, изобразительную, трудовую деятельность, отгадывание и придумывание загадок об игрушках. Организуем игровые образовательные ситуации, стимулирующие интерес детей к описанию наглядно представленных предметов «Что у тебя, а что у меня», «Отгадай любимую игрушку», «Отгадай, что задумали», а затем к описанию по схеме и по представлению «Моя любимая игрушка дома», «Путешествие в страну загадок» и другие). Например: предлагаем описательные загадки и загадки со сравнением. Загадывая их детям, предлагаем не только назвать отгадку, но обязательно объяснить, почему она подходит к загадке, доказать, что она правильная. Игровой персонаж позволяет поставить ребенка в позицию обучающего, стимулирует проявление субъектности («Расскажи медвежонку, объясни ему, научи медвежонка, докажи ему, что твоя отгадка правильная»). Игровые персонажами настольного и пальчикового театра, помогают детям придумывать повествовательные рассказы о животных, например: «Как зайчонок нашел маму», «Кто спал в корзине», «Как курочка спасла мышонка", сказочные истории о литературных героях и игрушках «Как кукла подружилась с медвежонком», «Кто помог грязнуле стать чистым» и другие), театрализация изученных знакомых народных сказок («Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок» и другие).
Требования к организации и проведению занятий:
- Использование новейших достижений науки и практики;
- Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических
- принципов;
- Обеспечение условий предметно – пространственной среды для
- развития познавательной деятельности;
- Соблюдение санитарных норм;
- Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных
- видов деятельности, содержания);
- Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый детьми уровень;
- Мотивация и активация познавательной деятельности детей (методы и
- приемы);
- Логика построения занятия, единая линия содержания;
- Эмоциональный компонент (начало и окончание занятия всегда
- проводятся на высоком эмоциональном подъеме);
- Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка;
- Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять
- их объем;
- Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование,
- Планирование каждого занятия педагогом.
3. Ситуация общения специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых форм. Использование ситуаций общения как одной из форм по развитию речи детей обеспечивает постепенный переход ребенка от диалогической формы речи к монологической. При их организации мы чаще всего «шли от детей», то есть находили ситуации в детской деятельности и использовали их для развития речи детей. Например: способы знакомства и приветствия, составление рассказов об игрушках, о своей группе. Ситуации общения мы планировали на прогулках, во время игровой деятельности детей, в режимных моментах. На прогулке, во время наблюдений, задаю детям наводящие вопросы, загадываю загадки. Например: "Ты опиши, а я отгадаю", "Назови мне дерево, а я его найду"; использую подвижные игры с текстом. Например: "У медведя во бору. ", "Зайцы и волк", "Кот и мыши", "Лохматый пёс" и другие.
Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.
Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе мы пытаемся убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что наши усилия без их помощи будут недостаточны. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников — это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью. Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, мы их познакомили с программой развития речи дошкольников в средней группе.
Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия воспитателей детского сада и родителей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Мы стараемся наиболее полно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьей, но и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально- политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимодействие с родителями, мы развиваем и используем традиционные формы: родительские собрания («Развитие речи детей среднего возраста»), педагогические консультации («Какие книги читать детям»), совместные праздники, педагогические беседы ( «Обратитесь к логопеду»), родительские уголки, анкетирование («О развитии речи ребенка»), папки-передвижки. Планируя ту или иную форму работы, мы всегда исходим из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляются следующие требования: востребованность, оригинальность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ВЕСНА» Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе
«ВЕСНА» Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе ...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей в средней группе "Путешествие паучка".
Воспитывать у детей интерес к изучению удивительного мира растений и насекомых, бережное отношение ко всему живому, учить детей беречь природу....
Конспект занятия по речевому развитию детей в средней группе
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Лесная прогулка"...
Речевое развитие детей в средней группе.
Характеристика речевого развития, основные задачи работы по развитию речи детей в средней группе....
Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе «ВЕСНА»
Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе...
Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе «Осень»
Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе «Осень» Программное содержание: Обобщить представления детей об осени: назвать приметы осени, знание осенних месяцев. Обогащать через...
Особенности взаимодействия с родителями по познавательно-речевому развитию детей в средней группе.
Особенности взаимодействия с родителямипо познавательно-речевому развитию детей...