Речевое развитие детей в средней группе
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Лидия Сергеевна Маметьева

Опыт работы воспитателя средней группы «А»  МБДОУ №40 детский сад «Золотой ключик» г. Ключи-1 Усть-Камчатского района Камчатского края Маметьевой Л.С. по речевому развитию детей  средней группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_razvitiyu_rechi_v_sedney_gruppe.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по речевому развитию детей в средней группе

Из опыта работы воспитателя средней группы «А»  МБДОУ №40 детский сад «Золотой ключик» г. Ключи-1 Усть-Камчатского района Камчатского края Маметьевой Л.С.

                          Подготовила: воспитатель

                            д/с №40 «Золотой ключик»

                              п. Ключи Камчатского края

         Маметьева Л.С.

Ключи-1 2015 г.

В средней группе дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу (будем учиться правильно произносить звук «З»). Предъявляются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, говорить фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучиванию стихов).

Главное новообразование данного возраста – развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов.

Речевая деятельность в детском саду в режимных моментах:

  • Чтение;
  • Обсуждение;
  • Рассказывание (составление рассказов, сочинение сказок);
  • Беседа;
  • Игры с речевым сопровождением, театрализованные, сюжетно – ролевые и другие;
  • Викторина;
  • Инсценирование, драматизация;
  • Ситуации общения;
  • Наблюдения на прогулке;
  • Труд;
  • Игры на прогулке;
  • Чтение на прогулке;
  • Беседа после чтения;
  • Экскурсии;
  • Разговоры с детьми (о событиях из личного опыта – в процессе режимных моментов);
  • Разучивание стихов, потешек, чистоговорок, скороговорок, небылиц;
  • Сочинение и отгадывание загадок;
  • Исследовательская деятельность;
  • Конструирование;
  • Создание коллекций;
  • Проектная деятельность.

Ведущими формами работы по развитию речи детей в нашей группе являются образовательные ситуации, НОД и ситуации общения.

1.Образовательная ситуация как форма работы по развитию речи - это специально проектируемая форма обучения, направленная на решение новой конкретной познавательно-речевой задачи. Она позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и индивидуализировать процесс обучения.

Образовательные ситуации я провожу в режимных моментах в любое время дня. Следует отметить, что образовательные ситуации в режимных моментах:

1. Кратковременны и протекают от - 5-6 до 10-15 минут.

2. Предполагают объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек) участие в ней зависит прежде всего от их желания.

3. Необходима повторяемость одной образовательной ситуации с разными группами детей.

4. Организация нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картинкой, игрушкой, книгой, природным материалом) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.

5. Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. Реально-практические: рассматривание картины, предметов, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. п.

Игровые ситуации проводятся с дидактической куклой.

В образовательных ситуациях используем героев любимых мультфильмов детей. Например: в утренний отрезок времени Каркуша приходит к детям в группу. Она спрашивает у детей о их настроении, о том как дети провели выходные дни. Где были, что видели, что интересного узнали? и т. п. С этим же героем организуем такие образовательные ситуации: "Предметы, которые сделаны людьми", "Мои любимые игрушки", "Для чего нам нужна мебель? "и т. п.

В данных образовательных ситуациях мы пользуемся такими приемами, как рассматривание, сравнение предметов, определение свойств и качеств предметов, объектов и материалов, организуем экспериментирование для выявления их особенностей.

Перед мытьем рук герой загадывает детям загадки о гигиенических принадлежностях, отражая в них свойства и качества предметов; герой проводит обследовательские действия, из которых дети узнают значение слов «мылится», «пенится», «скользкое», «душистое» и пр. герой подбирает синонимы к словам (выскользнуло, убежало, ускакало, выскочило и пр., дети придумывают сравнения (выскользнуло как рыбка, выпрыгнуло как мячик, выскочило как мышка, ускакало как лягушка).

Одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее, играем с детьми в игру "Жили-были в детском саду дети", которые очень любили гулять. Говорим с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде, перечисляем детали одежды, придумываем на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек, из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т. д.).

После сна проводим артикуляционную гимнастику, бодрящую гимнастику с проговариванием текста, организовываем игры на развитие речевого дыхания: «Подуй на одуванчик», «Полетели снежинки», «Поплыли кораблики» и пр., на развитие фонематического слуха – «Кто позвал?», «Что звучит? ». В вечерний отрезок времени проводим индивидуальную работу по развитию речи детей: придумываем вместе с ними загадки, разучиваем небольшие стихи, разыгрываем театрализованные постановки и пр.

2. НОД осуществляется в форме образовательной ситуации. Это могут быть как итоговая форма работы по теме, так и форма обогащения представлений детей по теме.

Традиционные формы занятий по развитию речи:

  1.  В зависимости от ведущей задачи:
  • занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);
  • занятия по формированию грамматического строя речи (образование существительных множественного числа родительного падежа);
  • занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
  • занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание);
  • занятия по ознакомлению с художественной литературой.
  1. В зависимости от применения наглядности:
  • занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.);
  • занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам),
  • картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);
  • занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)
  1. В зависимости от этапа обучения:
  • речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа);
  • речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение).
  1. В зависимости от количества участников:

фронтальные (со всей группой);

подгрупповые;

индивидуальные.

  1. В зависимости от дидактических целей:
  • занятия по сообщению нового материала;
  • по закреплению знаний, умений, навыков;
  • по обобщению и систематизации знаний;
  • итоговые или проверочные;
  • комбинированные (смешанные)

В процессе итоговой образовательной ситуации на содержание одной темы решается несколько речевых задач. Например, итоговое обсуждение по теме "Семья" предполагает решение нескольких задач.

1. Обобщить знания детей о членах семьи.

2. Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих членов семьи, отношений между ними, способов общения в семье, помощи по дому.

3. Развивать умение составлять описательный рассказ о семье.

4. Развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже.

Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач предполагает органическое сочетание различных задач развития речи и мышления на одном занятии.

Принцип единого содержания является ведущим. Важность этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.

Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи.

Объединение задач на комплексном занятии могут осуществляться по-разному:

  • связная речь, словарная работа, звуковая культура речи;
  • связная речь, словарная работа, грамматический строй речи;
  • связная речь, звуковая культура речи; грамматически правильная речь.

Например, связная речь – придумывание сказки «Приключение зайца» по плану предложенному воспитателем; словарная работа и грамматика – подбор

определений к слову заяц, активизация прилагательных и глаголов, упражнения на согласование прилагательных и существительных вроде; звуковая культура речи –

отработка четкого произношения звуков и слов, подбор слов сходных по звучанию и

ритму.

Образовательная ситуация по обучению детей составлению описательного рассказа об игрушке включает разные виды деятельности: (обыгрывание игрушек, имитация действий, обследовательскую деятельность по выявлению особенностей игрушек, рассматривание или составление схемы описательного рассказа, чтение стихов об игрушках, изобразительную, трудовую деятельность, отгадывание и придумывание загадок об игрушках. Организуем игровые образовательные ситуации, стимулирующие интерес детей к описанию наглядно представленных предметов «Что у тебя, а что у меня», «Отгадай любимую игрушку», «Отгадай, что задумали», а затем к описанию по схеме и по представлению «Моя любимая игрушка дома», «Путешествие в страну загадок» и другие). Например: предлагаем описательные загадки и загадки со сравнением. Загадывая их детям, предлагаем не только назвать отгадку, но обязательно объяснить, почему она подходит к загадке, доказать, что она правильная. Игровой персонаж позволяет поставить ребенка в позицию обучающего, стимулирует проявление субъектности («Расскажи медвежонку, объясни ему, научи медвежонка, докажи ему, что твоя отгадка правильная»). Игровые персонажами настольного и пальчикового театра, помогают детям придумывать повествовательные рассказы о животных, например: «Как зайчонок нашел маму», «Кто спал в корзине», «Как курочка спасла мышонка", сказочные истории о литературных героях и игрушках «Как кукла подружилась с медвежонком», «Кто помог грязнуле стать чистым» и другие), театрализация изученных знакомых народных сказок («Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок» и другие).

Требования к организации и проведению занятий:

  • Использование новейших достижений науки и практики;
  • Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических
  • принципов;
  • Обеспечение условий предметно – пространственной среды для
  • развития познавательной деятельности;
  • Соблюдение санитарных норм;
  • Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных
  • видов деятельности, содержания);
  • Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый детьми уровень;
  • Мотивация и активация познавательной деятельности детей (методы и
  • приемы);
  • Логика построения занятия, единая линия содержания;
  • Эмоциональный компонент (начало и окончание занятия всегда
  • проводятся на высоком эмоциональном подъеме);
  • Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка;
  • Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять
  • их объем;
  • Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование,
  • Планирование каждого занятия педагогом.

3. Ситуация общения специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых форм. Использование ситуаций общения как одной из форм по развитию речи детей обеспечивает постепенный переход ребенка от диалогической формы речи к монологической. При их организации мы чаще всего «шли от детей», то есть находили ситуации в детской деятельности и использовали их для развития речи детей. Например: способы знакомства и приветствия, составление рассказов об игрушках, о своей группе. Ситуации общения мы планировали на прогулках, во время игровой деятельности детей, в режимных моментах. На прогулке, во время наблюдений, задаю детям наводящие вопросы, загадываю загадки. Например: "Ты опиши, а я отгадаю", "Назови мне дерево, а я его найду"; использую подвижные игры с текстом. Например: "У медведя во бору. ", "Зайцы и волк", "Кот и мыши", "Лохматый пёс" и другие.

Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.

Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе мы пытаемся убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что наши усилия без их помощи будут недостаточны. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников — это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью. Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, мы их познакомили с программой развития речи дошкольников в средней группе.

Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия воспитателей детского сада и родителей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Мы стараемся наиболее полно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьей, но и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально- политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимодействие с родителями, мы развиваем и используем традиционные формы: родительские собрания («Развитие речи детей среднего возраста»), педагогические консультации («Какие книги читать детям»), совместные праздники, педагогические беседы ( «Обратитесь к логопеду»), родительские уголки, анкетирование («О развитии речи ребенка»), папки-передвижки. Планируя ту или иную форму работы, мы всегда исходим из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляются следующие требования: востребованность, оригинальность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЕСНА» Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе

«ВЕСНА» Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе ...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей в средней группе "Путешествие паучка".

Воспитывать у детей интерес к изучению удивительного мира растений и насекомых,  бережное отношение ко всему живому, учить детей беречь природу....

Конспект занятия по речевому развитию детей в средней группе

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Лесная прогулка"...

Речевое развитие детей в средней группе.

Характеристика речевого развития, основные задачи работы по развитию речи детей в средней группе....

Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе «ВЕСНА»

Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе...

Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе «Осень»

Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе «Осень» Программное содержание: Обобщить представления детей об осени: назвать приметы осени, знание осенних месяцев. Обогащать через...

Особенности взаимодействия с родителями по познавательно-речевому развитию детей в средней группе.

Особенности взаимодействия с родителямипо познавательно-речевому развитию детей...