Речевое развитие детей в средней группе.
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Рогова Мария Александровна

Характеристика речевого развития, основные задачи работы по развитию речи детей в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_v_sredey_gruppe.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Речевое развитие детей в средней группе.

Подготовила:

Калач Мария Александровна

Подольск, 2015 год.

Характеристика речевого развития.

Главное направление развития речи на пятом году жизни – это освоение связной монологической речи. На этом году жизни начинается активное словотворчество. Словарь ребенка обогащается именами прилагательными и глаголами, дети могут определять назначение предмета, функциональные его признаки (Мяч-это игрушка, в него играют).

Детей этого возраста называют «почемучками». Речь становится более связной и последовательной. Дети этого возраста охотно подбирают и рифмуют слова, порой лишая их всякого смысла, это занятие оказывается далеко не бессмысленным, оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.

Так же в речи детей встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Большинство дошкольников не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не могут связать предложения и отдельные части высказывания.

В течение года речь детей постепенно становится более связной и последовательной. Это дает возможность учить ребенка составлять совместно с воспитателем небольшие повествования, в которых он может использовать свой словарь.

Основные задачи работы по развитию речи детей средней группы:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

Звуковая культура речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, умений пользоваться умеренным темпом речи, интонационным средством выразительности, развитие голосового аппарата, речевого дыхания. В среднем дошкольном возрасте важно сформировать и закрепить у детей правильное произношение всех звуков родного языка: свистящих и сонорных, твердых и мягких. Детям помогают осмыслить, что звуки в слове разные, дошкольники выполняют задания на подбор тех или иных игрушек и предметов, в названиях которых есть определенный звук. Внимание уделяется интонационной выразительности речи.

2. Словарная работа.

Особое внимание уделяется правильному пониманию ребенком значения слов, дальнейшему обогащению активного словаря. В активный словарь вводят названия предметов, их качеств, свойств, действий. Уточняется обобщенные понятия: игрушки, мебель, одежда и т.д. Важное место в системе речевой работы занимают упражнения на узнавание и подбор слов, близких и противоположных по смыслу (синонимы-антонимы). Так же дошкольников можно знакомить и с происхождением некоторых слов (подберезовик, подснежник). Усложнение задач осуществляется постепенно от объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений, а потом рассказов.

3. Формирование грамматического строя речи.

Продолжаются обучения образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки и т.д.), согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Участие в игре образовать формы глаголов в повелительным наклонении, отдавать подчинения игрушкам или друзьям. Так же детей знакомят со способами отыменного образования глаголов (мыло-мылит, учитель-учит и т.д.).

4. Развитие связной речи.

Дошкольники учатся составлять небольшие рассказы по картинке и подводятся к составлению рассказов на темы из личного опыта. Рассказы об игрушках, эти рассказы подводят детей к рассуждению. Важно чтобы дети учились включать в повествование элементы описания, диалоги, соблюдать временную последовательность. Так же в средней группе часто используется такая форма, как количественное составление связного высказывания. Обучение связным высказываниям совершенствует навыки составления описательных и повествовательных рассказов.

5. Развитие коммуникативных умений.

Необходимо научить детей устанавливать контакт  с незнакомыми взрослыми и сверстниками, доброжелательно отвечать на вопросы, уметь налаживать эмоциональный контакт, вступать в речевое общение с удовольствием. Важное умение-научить ребенка слушать и понимать речь, отвечать на вопросы, участвовать в разговоре по инициативе других. При этом надо обучать невербальным средствам общения, использовать их с учетом коммуникативных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЕСНА» Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе

«ВЕСНА» Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе ...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей в средней группе "Путешествие паучка".

Воспитывать у детей интерес к изучению удивительного мира растений и насекомых,  бережное отношение ко всему живому, учить детей беречь природу....

Конспект занятия по речевому развитию детей в средней группе

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Лесная прогулка"...

Речевое развитие детей в средней группе

Опыт работы воспитателя средней группы «А»  МБДОУ №40 детский сад «Золотой ключик» г. Ключи-1 Усть-Камчатского района Камчатского края Маметьевой Л.С. по речевому развитию детей  средне...

Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе «ВЕСНА»

Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе...

Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе «Осень»

Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе «Осень» Программное содержание: Обобщить представления детей об осени: назвать приметы осени, знание осенних месяцев. Обогащать через...

Особенности взаимодействия с родителями по познавательно-речевому развитию детей в средней группе.

Особенности взаимодействия с родителямипо познавательно-речевому развитию детей...