Речевое развитие детей в средней группе.
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему
Характеристика речевого развития, основные задачи работы по развитию речи детей в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_detey_v_sredey_gruppe.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
Речевое развитие детей в средней группе.
Подготовила:
Калач Мария Александровна
Характеристика речевого развития.
Главное направление развития речи на пятом году жизни – это освоение связной монологической речи. На этом году жизни начинается активное словотворчество. Словарь ребенка обогащается именами прилагательными и глаголами, дети могут определять назначение предмета, функциональные его признаки (Мяч-это игрушка, в него играют).
Детей этого возраста называют «почемучками». Речь становится более связной и последовательной. Дети этого возраста охотно подбирают и рифмуют слова, порой лишая их всякого смысла, это занятие оказывается далеко не бессмысленным, оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
Так же в речи детей встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Большинство дошкольников не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не могут связать предложения и отдельные части высказывания.
В течение года речь детей постепенно становится более связной и последовательной. Это дает возможность учить ребенка составлять совместно с воспитателем небольшие повествования, в которых он может использовать свой словарь.
Основные задачи работы по развитию речи детей средней группы:
1. Воспитание звуковой культуры речи.
Звуковая культура речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, умений пользоваться умеренным темпом речи, интонационным средством выразительности, развитие голосового аппарата, речевого дыхания. В среднем дошкольном возрасте важно сформировать и закрепить у детей правильное произношение всех звуков родного языка: свистящих и сонорных, твердых и мягких. Детям помогают осмыслить, что звуки в слове разные, дошкольники выполняют задания на подбор тех или иных игрушек и предметов, в названиях которых есть определенный звук. Внимание уделяется интонационной выразительности речи.
2. Словарная работа.
Особое внимание уделяется правильному пониманию ребенком значения слов, дальнейшему обогащению активного словаря. В активный словарь вводят названия предметов, их качеств, свойств, действий. Уточняется обобщенные понятия: игрушки, мебель, одежда и т.д. Важное место в системе речевой работы занимают упражнения на узнавание и подбор слов, близких и противоположных по смыслу (синонимы-антонимы). Так же дошкольников можно знакомить и с происхождением некоторых слов (подберезовик, подснежник). Усложнение задач осуществляется постепенно от объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений, а потом рассказов.
3. Формирование грамматического строя речи.
Продолжаются обучения образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки и т.д.), согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Участие в игре образовать формы глаголов в повелительным наклонении, отдавать подчинения игрушкам или друзьям. Так же детей знакомят со способами отыменного образования глаголов (мыло-мылит, учитель-учит и т.д.).
4. Развитие связной речи.
Дошкольники учатся составлять небольшие рассказы по картинке и подводятся к составлению рассказов на темы из личного опыта. Рассказы об игрушках, эти рассказы подводят детей к рассуждению. Важно чтобы дети учились включать в повествование элементы описания, диалоги, соблюдать временную последовательность. Так же в средней группе часто используется такая форма, как количественное составление связного высказывания. Обучение связным высказываниям совершенствует навыки составления описательных и повествовательных рассказов.
5. Развитие коммуникативных умений.
Необходимо научить детей устанавливать контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, доброжелательно отвечать на вопросы, уметь налаживать эмоциональный контакт, вступать в речевое общение с удовольствием. Важное умение-научить ребенка слушать и понимать речь, отвечать на вопросы, участвовать в разговоре по инициативе других. При этом надо обучать невербальным средствам общения, использовать их с учетом коммуникативных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ВЕСНА» Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе
«ВЕСНА» Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе ...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей в средней группе "Путешествие паучка".
Воспитывать у детей интерес к изучению удивительного мира растений и насекомых, бережное отношение ко всему живому, учить детей беречь природу....
Конспект занятия по речевому развитию детей в средней группе
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Лесная прогулка"...
Речевое развитие детей в средней группе
Опыт работы воспитателя средней группы «А» МБДОУ №40 детский сад «Золотой ключик» г. Ключи-1 Усть-Камчатского района Камчатского края Маметьевой Л.С. по речевому развитию детей средне...
Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе «ВЕСНА»
Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе...
Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе «Осень»
Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе «Осень» Программное содержание: Обобщить представления детей об осени: назвать приметы осени, знание осенних месяцев. Обогащать через...
Особенности взаимодействия с родителями по познавательно-речевому развитию детей в средней группе.
Особенности взаимодействия с родителямипо познавательно-речевому развитию детей...