обучаем детей рассказыванию
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Приемы обучения творческого рассказывания.
Основные: образец, план, анализ. Дополнительные: вопросы, напоминание, указание, подсказка, заинтересованность. Специфические : запись детских рассказов, образование альбомов и книжек с творческими рассказами детей, придумывание рассказов – миниатюр, объединенных одной темой, повторение рассказов товарищей и др.
Виды творческих рассказов.
Творческие рассказы на наглядной основе.
1.Сюжетный рассказ об игрушке. 2.Рассказ по сюжетно-игровой обстановке. 3.Рассказ по сюжетной картине. 4.Рассказ-миниатюра по картине - сюрприз. 5.Рассказ по картине о природе. 6.Рассказ – размышление. 7.Рассказ – этюд.
Творческие рассказы на словесной основе.
1.Продолжение рассказа воспитателя. 2.Рассказ на тему, предложенный воспитателем .
3.Рассказ по плану воспитателя.
4.Рассказ по опорным словам.
5.Рассказ о смешной ситуации (комический эпизод).
6.Рассказ по мотивам знакомых художественных произведений.
7.Сказка – небылица.
8.Составление творческих рассказов, сказок по собственному сюжету.
Каждый вид творческих рассказов требует своих приемов обучения.
Сюжетный рассказ об игрушке.
Перед тем, как предложить детям составить творческий рассказ об игрушке, я предлагала детям образец рассказа, проводила д/игру (Магазин игрушек) или (Подарок). Когда я знакомила детей с новым заданием, я использовала план построения рассказа. Например, показав игрушку, предлагала детям придумать рассказ о мальчике или девочке, у которых эта игрушка была любимая. Вот наиболее удобный план такого рассказа:
- Каким образом эта игрушка оказалась у ребенка
- Какая она была (материал, цвет, размер)
- Как ребенок с ней играл
Рассказ по сюжетно - игровой обстановке.
Он является наиболее сложным видом работы. Я предлагала детям составить небольшой рассказ о группе игрушек, размещенных в определенном порядке одна за другой. Это требует сложной аналитической деятельности, поэтому необходимо использовать прием разыгрывание ситуаций. Специфика этих рассказов состоит в том, что ребенок одновременно решает три задания: придумывает сюжет, двигает игрушки по столу и рассказывает слушателям о действии игрушек, т.е. ребенок- драматург, режиссер и актер одновременно.
Рассказ по картине.
В старшем дошкольном возрасте я обучала детей составлять творческие рассказы по картине. Но следует помнить , что ребенок может составить творческий рассказ по картине, когда уже имеет хорошо видеть изображенное на картине и использовать содержание составления рассказа. Занятие проходит в два этапа: организация восприятия, рассматривание картины и обучение рассказыванию по изображению картины; вторая часть полностью зависит от результативности первой, т.е., насколько эффективным был организационный процесс восприятия.
Стимулирующим моментом могут быть пластические этюды- детям предлагаю сначала повторить движения, мимику, позы героев картины, попробовать понять их положение, а потом рассказать об этом. Эффективным приемом является творческое задание на составление виртуальных диалогов, которое помогает войти в ситуацию, изображенную на картине, дополняет рассказы детей интересными подробностями. Дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированная методика восприятия изображенного по средствам различных органов чувств, разработанная российскими учеными И.М.Мурашковской и Т.А.Сидорчук. Эта методика направлена на формирование у детей умение воспринимать изображение через представление разных чувств от столкновения с разными объектами и передавать свои впечатления к связным высказываниям. Последовательность упражнений по этой методике:
1.выделение объектов, изображенных на картине,
2.установление зависимости между объектами.
3.представление объектов через восприятие их различными анализаторами.
4.самостоятельная работа.
Рассказ – миниатюра по картине – сюрприз.
Интересно проходят занятия по творческому рассказыванию с использованием картинок – сюрпризов. Картинки_- сюрпризы представляют собой рисунок, который можно найти, развернув конфету или киндер- сюрприз. На рисунке изображены персонажи или место действия героев. Дети должны составить коллективно или индивидуально последовательный рассказ. Можно составлять рассказы миниатюры, объединенные вокруг одного героя. Также можно использовать лексические упражнения по подбору эпитетов, метафор, сравнений, синонимов и антонимов.
Рассказ о природе по картине.
Методы рассказов о природе могут быть нетрадиционными. Например, побудительный рассказ с опорой на образец с условием замены в нем описательных элементов в соотношении с творческим заданием (детям предлагают описать действие героев не только в зимнее время года, но и весной, летом или осенью). Это дает возможность перейти детям к творческому рассказыванию на словесной основе.
Рассказ по опорным словам.
Я подбирала рисунки с изображением предметов, объектов, названия которых необходимо использовать в рассказе с целью подбора наиболее точных сравнений, признаков. Вот пример составления рассказа по опорным словам: верблюд-журнал-ветер-цветок-ночь.
«В далекой Африке в пустыне жил верблюд. Один раз он гулял по пустыне и нашел журнал. Верблюд начал его рассматривать. Тут налетел ветер и перевернул страничку журнала, а там был нарисован красивый цветок.
- Вот бы мне такой цветок.- подумал верблюд и не заметил, как наступила ночь.»
Еще один методический прием – завершение детьми рассказа, который начал воспитатель- придумывание окончание рассказа. Это развивает воображение детей.
Сказка – небылица.
Составление сказки небылицы развивает чувство юмора, критичность ума , умение коротко , образно построить аналогичное высказывание. Здесь можно использовать приемы словесных дидактических игр. Сначала учу детей запоминать небылицы в сказках, а потом придумывать самим рассказы. Методика игр:»Кто больше помнит небылиц?», «А если бы…», «Придумай небылицу.» и т. д. Интересными являются рассказы- небылицы на основе сказок. Например, «Идет Красная Шапочка по лесу, песни поет, цветы собирает, а навстречу ей Колобок - зубами щелк и говорит:» Красная Шапочка, я тебя съем.» А Красная Шапочка отвечает:» Не ешь меня Колобок, лучше золотой ключик поищи.»
Далее детям можно предложить:
1.Переместить героев сказок в другое место.
2.Изменить ситуацию знакомой сказки, придумать новое окончание сказки.
3.Составить коллаж из сказок.
4.Дидактическая игра»Распутай путаницу». Один ребенок рассказывает небылицу, а другие выясняют, что в ней не так.
Составление рассказов, сказок по собственному сюжету.
Эффективные дидактические методы развития творческого умения составлять сказки:
1.составление сказок во время рассказывания сказки по кругу,
2.копирование- написание новой сказки с персонажами прочитанной,
3.напоминание – в каких еще сказках живет этот герой,
4.рассказывание от первого лица.
Эти формы работ требуют от дошкольников развития воображения, фантазии и логического мышления.
Приемы заинтересованности детей.
Чтобы заинтересовать детей, можно использовать такие приемы, как чтение перед всей группой или повторное прослушивание записанных на магнитофон детских рассказов, оформить книжки, в которых дети самостоятельно рисуют иллюстрации. Детские рассказы можно оформить как альбом – книжку: тексты записывает воспитатель, а иллюстрации рисуют или вырезают и наклеивают дети.
Методический кабинет ДУЗ №10
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников
«Прогулка с Вини – Пухом».
Составила воспитатель
Рябинская Надежда Кимовна
Алушта
2012г.
Цель: Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки, вычленять звуки в словах, делить слова на слоги, развивать интонационную выразительность речи. Активизировать умение согласовывать притяжательные прилагательные с существительными. Расширять словарный запас. Развивать умение чувствовать и передавать эмоциональное состояние героя. Воспитывать коллективизм(умение работать со сверстниками).
Материал: Конструктор ЛЕГО, фланелеграф или магнитная доска, иллюстративный материал.
Ход занятия:
Ребята! Сегодня мы с вами на занятии отправимся…, а куда , догадайтесь сами. Посмотрите на эти рисунки (рис.№1). Ваша задача – определить первый звук слов – названий того, что изображено на них, соединить эти звуки в новое слово ,которое и станет ответом на вопрос, чем мы сегодня займемся. Итак…
Д.Это слово- прогулка.
В.Правильно. Какой вы звук слышите в начале этого слова?
Д. (П)
В .Верно. Какой это звук – гласный или согласный?
Д. Согласный, потому что его нельзя пропеть.
В. Итак, мы отправимся на прогулку в гости к Вини – Пуху. Чтобы сделать шаг, вам нужно произнести слово, в котором есть звук (п) или (пь). Будьте внимательны: на дороге есть вот такой знак ( прикрепляет его к фланелеграфу, рис.№2) Что он означает?
Д. Это запрещающий знак. Он предупреждает нас : такие детали конструктора использовать нельзя!
В. Правильно! Ну что же в путь!
(Дети произносят слова с (п) и (пь) Выстраивая тропинку из деталей конструктора).
В. Молодцы! Вот мы и в сказке! В какой? (Прикрепляю к доске картинку, на которой нарисованы Винни –Пух, Карлсон, дуб с дуплом, рис.№3).
Д. Это сказка о Вини –Пухе, а Карлсон на картинке лишний – он не из этой сказки.
В. Как вы думаете, почему Карлсон здесь появился?
Д. Карлсон прилетел к Вини – Пуху случайно. Он как и Винни любит сладости…Карлсон тоже очень общительный, разговорчивый, он решил подружиться с медвежонком… Карлсон толстый и умеет летать и Винни тоже хотел полетать…
В. Какие вы молодцы! Вы почувствовали, что наши герои похожи. Ребята, давайте отправим Карлсона к себе в сказку, только так , чтобы он не обиделся.
Д. Дорогой Карлсон, мы тебя очень любим, мы тебе рады, но тебя заждались твои друзья. Возвращайся к ним , пожалуйста, а мы тебя обязательно пригласим в гости.
В. Думаю, Карлсон на нас не обиделся. Главный наш герой Вини-Пух, и вы все о нем должны знать. Давайте проверим ваши знания.
(Проводиться игра с мячиком: бросаю ребенку мяч и начинаю фразу, ребенок заканчивает ее и бросает мяч обратно воспитателю).
У медведя хвост… медвежий.
У медведя лапа… медвежья.
У медведя ухо…медвежье.
У медведя нос…медвежий.
У медведя шерсть…медвежья.
У медведя сон…медвежий.
А как вы думаете, что медвежонок может видеть во сне?
Д. Нашему медвежонку снится мед.
В. Вы правы , ведь больше всего на свете он любит сладкое. Больше всего на свете он любит… Назовите его любимое занятие словами – глаголами, которые начинаются со звука (п).
Д. Подкрепиться, поесть, полакомиться…
В. А теперь вспомним, как Винни –Пух пытался достать мед.
Д. Он решил добраться до дупла с медом на воздушном шарике.
В. Давайте надуем воображаемые воздушные шары ( дети надувают шары – дыхательная гимнастика). Хорошо, вот такой был у Винни – Пуха шарик ( рис.4 прикрепляю к доске картинку с воздушным шариком, на котором изображен Вини –Пух). Посмотрите, чего не хватает на нашей большой картине?
Д.Пчел.
В. Верно. А когда пчел много, как их мы все одним словом называем?
Д.Рой.
В. Семья пчел иначе называется «пчелиный рой» . Давайте скажем вместе…
Д. и В. Пчелиный рой.
В. А у меня есть много пчел, Давайте поселим их в нашу сказку.
(Дети берут по одной картинке с пчелами (рис.5) и прикрепляют их к доске, располагая их вокруг Вини-Пуха). Попробуем «озвучить» нашу картину, нашу сказку. Кто из вас помнит «тучкину песенку»? Кто не помнит- будет исполнять роль пчел.(Одни дети поют .А остальные изображают пчел: з-з-з-з-
Очень хорошо, как вы думаете, какие чувства испытал Винни-Пух, когда увидел, что на него летит пчелиный рой? Посмотрите на картинки и выберите нужную (рис.6).
Д.Он испугался….
В. Да, не очень приятное окружение - пчелиный рой…А кто попробует спеть «тучкину песенку» так, как спел бы ее Винни, когда испугался пчел?
(Дети пробуют петь так, чтобы передать испуг). Очень хорошо, как много у нас замечательных Вини-Пухов! К сожаленью, если вы помните , Винни не удалось достать мед, но и дома ему не всегда удается его попробовать, он забывает, в каком горшочке мед у него хранится.
Куда мой мед деваться мог?
Ведь был полнехонький горшок!
Он убежать никак не мог-
Ведь у него же нету ног!
Не мог уплыть он по реке(он без хвоста и плавников),
Не мог зарыться он в песке… не мог, а все же был таков!
Не мог уйти он в темный лес,
Не мог взлететь под небеса…
Не мог, а все-таки изчез!
Ну, это просто чудеса!
Давайте поможем Винни разобраться, где, в каком горшочке находиться мед.
(рис.7 картинки, на которых нарисованы горшочки. На рисунках, украшающих горшочки, дети должны найти слово, в котором слогов больше, чем в других, там и находиться мед.). Значит, мед в горшочке, на котором нарисована черепаха. Молодцы! Правильный горшочек выбрали. Ну, что ж .Винни. мы помогли тебе и нам пора возвращаться домой. В сказке нашей лето, а на самом деле…
Д.Зима.
В.Чтобы не замерзнуть в пути , давайте вспомним « Зимнюю пыхтелку» Вини-Пуха. Я буду произносить слова, а вы говорить: «Тирлим – бом – бом!» сначала тихо, а потом все громче и громче_ как будто мы идем издалека и повторять за мной движения.
Идем вперед!
Тирлим – бом –бом!
И снег идет!
Тирлим –бом-бом!
Хоть нам совсем – совсем не по дороге, но только вот……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Как обучать детей 3, 4 лет математике? Математические игры для детей 3, 4 лет» .
В данной консультации можно найти материал о том, как младшего дошкольника заинтересовать математикой....
Консультация для родителей на тему: «Как обучать детей 3, 4 лет математике? Математические игры для детей 3, 4 лет» .
Часто мы слышим, как считает ребенок трех лет: «Один, два, три, четыре, пять». Причем он делает это совершенно серьезно и с увлечением. В этом возрасте его интересуют предметы и их качеств...
«Как обучать детей 3, 4 лет математике? Математические игры для детей 3, 4 лет» .
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.docx...
Консультация для родителей на тему «Как обучать детей трех лет математике.У Математические игры для детей трёх лет»
В консультации материал для родителей по ФЭМП у детей раннего возраста....
Консультация для родителей "Обучаем детей рассказыванию"
Консультация «Обучаем детей рассказыванию» Уважаемые родители, начиная с пяти лет жизни, ребенок должен уметь связно рассказывать увиденное и услышанное им, о...
Консультация для родителей «Обучаем детей рассказыванию»
Основными задачами обучения детей рассказыванию являются:Учить детей правильно строить рассказ: начинать сначала, соблюдать логическую последовательность повествования.Учить связывать части рассказа в...