Консультация для родителей "Обучаем детей рассказыванию"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Велибекова Юлия Анатольевна

Консультация «Обучаем детей рассказыванию»

    Уважаемые родители, начиная с пяти лет  жизни,  ребенок должен уметь связно рассказывать увиденное и услышанное им, отражать в речи, воспринятые им  события, рассказывать последовательно, достаточно полно, не отвлекаясь от темы.

Основными задачами обучения детей рассказыванию являются:

  • Учить детей правильно строить рассказ: начинать сначала, соблюдать логическую последовательность повествования.
  • Учить связывать части рассказа в нужной временной последовательности.
  • Учить рассказывать живо, выразительно, высказывая свое отношения к содержанию повествования.
  • Развивать образную речь детей.
  • Учить использовать точные слова для называния предметов, действий, признаков.
  • Учить, грамматически правильно строить предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx695.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Обучаем детей рассказыванию»

    Уважаемые родители, начиная с пяти лет  жизни,  ребенок должен уметь связно рассказывать увиденное и услышанное им, отражать в речи, воспринятые им  события, рассказывать последовательно, достаточно полно, не отвлекаясь от темы.

Основными задачами обучения детей рассказыванию являются:

  • Учить детей правильно строить рассказ: начинать сначала, соблюдать логическую последовательность повествования.
  • Учить связывать части рассказа в нужной временной последовательности.
  • Учить рассказывать живо, выразительно, высказывая свое отношения к содержанию повествования.
  • Развивать образную речь детей.
  • Учить использовать точные слова для называния предметов, действий, признаков.
  • Учить, грамматически правильно строить предложения.

Для реализации  указанных выше задач, мы предлагаем использовать следующие приемы обучения рассказыванию:

  1. Совместное рассказывание-  это совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.(Жили-были…; однажды….)
  2. Образец вашего рассказа – краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец рассказа направлен на ознакомление детей с разными типами монологов, он подсказывает план будущего рассказа.
  3. Составление плана  рассказа –  начиная, от  2-7 вопросов, определяющих,  его содержание и последовательность. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному выполнению деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и время действия, развитию сюжета.

Например:

 План рассказа о предмете по опорным вопросам:

  • Что это?
  • Цвет предмета
  • Форма и размер
  • Материал
  • Детали
  • Какой предмет на ощупь

 План рассказа   по сюжетной картинке:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0204/00125183-3dd20f98/img1.jpg

 Вводная часть.

  •  Что изображено на картинке?- На картинке изображена семья. Мама с детьми.
  •  Давай подумаем, как будут звать детей. – Дочку зовут- Таня, а сыночка- Ваня.

Основная часть.(Наводящие вопросы)

  • Что делает мама?- Мама заваривает чай.
  • А что делают дети?- Дети помогают маме готовить ужин. Таня моет овощи, а Ваня чистит картошку.
  • Для кого мама с детьми готовит ужин?- Мама с детьми готовит ужин для папы,  скоро папа придет с работы.
  • Заключение.
  • У мамы растут хорошие помощники.

  1. Составление рассказа по частям – когда каждый из рассказов создает часть текста (серия сюжетных картинок). Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты. Обычно используется при пересказах художественных произведений.

Серия сюжетных картин по р/н сказке «Петушок и бобовое зернышко» (Рассказ ребенка по частям)

Петушок и бобовое зернышко

                        Петушок и бобовое зернышко     

  Петушок и бобовое зернышко                             Петушок и бобовое зернышко                               

Петушок и бобовое зернышко

5.Моделирование р/н сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Модель – это схема  явления (мнемотаблица), отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

https://i.pinimg.com/originals/4d/99/d6/4d99d6ae29af6d565fb52b0d49a2ff85.jpg

Таким образом, приемы обучения детей рассказыванию многообразны. Мы рекомендуем, вам использовать выше перечисленные приемы рассказывания, в помощь вам и ребенку для занятия дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"

Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...

Консультация "УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ!"

Связная речь - общая задача развития речи детей дошкольного возраста. Обучая ребёнка рассказыванию, самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить...

Консультация для родителей «Обучение детей рассказыванию»

Овладения связной речью – сложный и длительный процесс. Развитие связной речи играет большую роль в развитии ребенка. При обучении детей составлению сказок формируются такие  психические процессы...

Консультация для родителей. Приемы обучения детей рассказыванию.

Консультация для родителей. Приемы обучения  детей рассказыванию....

Консультации для родителей "Приемы обучения детей рассказыванию"

Приемы обучения детей для развития связной речи...