Конспект занятия .Тема: "Золотая ярмарка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Иванова Вита Николаевна

Цель:

Обобщить и  углубить  представления детей о декоративно-прикладном искусстве России (роспись посуды и народных игрушек).Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа.

Задачи:

Познавательное развитие :  Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.

 Познакомить детей с профессией – купец, показать значение его трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Закреплять умение сравнивать множества предметов, уравнивать их; учить различать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, овал).

Закрепить понятие «пара».

На основе   сравнения предметов  закрепить умение определять, в какой группе предметов больше, меньше, поровну; решать  примеры.

Речевое развитие  Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о хохломской посуде и дымковских игрушках.

Закреплять умение детей называть слово с заданным звуком в игре : «Назови слово». Активизация и обогащение словаря: золотая хохлома, завиток, трилистник ,смородинка, купец, и др.

 Социально-коммуникативное развитие : – воспитывать целеустремленность, доводить начатое дело до конца, умение слушать своих товарищей формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Воспитывать  способность сочувствовать персонажам  желание помочь .

Физическое развитие: Развивать потребность в двигательной активности.  Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества, при исполнении русского народного танца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_zanyatie_otkrytoe.docx46.25 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Обобщить и  углубить  представления детей о декоративно-прикладном искусстве России (роспись посуды и народных игрушек).Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа.

Задачи:

Познавательное развитие :  Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.

 Познакомить детей с профессией – купец, показать значение его трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Закреплять умение сравнивать множества предметов, уравнивать их; учить различать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, овал). На основе   сравнения предметов  закрепить умение определять, в какой группе предметов больше, меньше, поровну.

Закрепить понятие «пара».

Речевое развитие  Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о хохломской посуде и дымковских игрушках.

Закреплять умение детей называть слово с заданным звуком в игре : «Назови слово». Активизация и обогащение словаря: золотая хохлома, завиток, трилистник ,смородинка, купец, лавка и др.

 Социально-коммуникативное развитие : – воспитывать целеустремленность, доводить начатое дело до конца, умение слушать своих товарищей формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Воспитывать  способность сочувствовать персонажам,  желание помочь .

Физическое развитие: Развивать потребность в двигательной активности.  Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества, при исполнении русского народного танца.

Предварительная работа с детьми: сбор информации о промыслах совместно с родителями, создание в группе выставки посуды, украшенной знаменитыми росписями, изготовление работ с элементами Хохломской росписи на занятиях по изобразительной  деятельности, разучивание стихов, песен и народных игр и танцев . Экскурсия в музей детского сада. Чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций о хохломской посуде и дымковских игрушках. Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.

Предварительная работа воспитателя :изучила литературу по народно -прикладному  искусству  русского народа. Прочитала  книгу автора: Евгения  Федоров « Золотые руки». Изготовила наглядный материал к занятию.

Материалы и оборудование: посуда и игрушки с  элементами Хохломской, росписи . Демонстрационный материал, подлинные изделия мастеров. Корзина для покупок, музыкальное сопровождение – русская  народная  песня «Золотая ярмарка».

Ход НОД:

1. Организационный момент

 Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем. Воспитатель: Ребята как называется наша страна?

Дети: Россия

Воспитатель: Да, велика наша страна – много городов, посёлков, деревень. В них живут добрые красивые и талантливые люди.

Вводно-подготовительная часть

Воспитатель: С давних времён у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки.

А что такое ярмарка?

Дети:  На  ярмарку  съезжались люди из разных мест- мастера и покупатели – себя показать да на других посмотреть! Товар на ярмарке был самый разный: еда, посуда ,одежда ,ткани, сладости. Обычно на ярмарке были и развлечения :карусели ,качели ,пели плясали цыгане ,театр. Ярмарка длилась очень долго иногда больнее недели.

 Основная часть

Воспитатель: Главными на ярмарке были купцы. Ребята, я сейчас расскажу вам кто такой купец.

 Эта профессия родилась  очень давно. Купец – это человек занимавшийся  торговлей.

Купцы покупали и продавали свои товары, а иногда просто обменивались.

Такой человек покупал товар не для того, чтобы пользоваться им, а для того, чтобы продать кому-то другому.

 Русские купцы вывозили  дорогие товары и в другие страны. Эта профессия играла огромную роль. Они  помогали  народам знакомиться друг с другом .Купцы  привозили из дальних стран не только товары, но и сказки, песни, легенды, разные новости

Воспитатель: А вы ребята хотите побывать на ярмарке. Самое время туда и отправиться! Отправимся чтобы товаров купить и повеселится.

Дети: Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

Дети:  Что душа твоя  желает –

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь.

Задание 1

Воспитатель: А вот и первая лавка . В старину лавкой называли -небольшой магазин.

Вы наверное догадались ребята что продает купец?(Посуду).Но это не просто посуда а посуда сделанная руками народных умельцев (На столе стоит посуда: миска, ложки ,тарелка , дымковская барыня )

Воспитатель: Ребята купец ушел .Он занят.Но оставил нам задание.

Читаю : «Товар мой грамотно опишите и в подарок его получите!».

Хохломская посуда бывает разной. Назовите ту, которая вам знакома.

 (Дети называют и показывают хохломскую посуду, представленную на выставке).

- Кто хочет выбрать и рассказать о посуде или игрушке ?

Воспитатель: Расскажите  о ней по плану:

1. Из какого материала сделана посуда.

2. Как мастер изготовляет посуду.

3. Какие элементы на узоре ,и чем понравилась вам эта посуда или игрушка.

По желанию 2-3 ребёнка  описывают изделия (Ложка, тарелка, барыня). Молодцы! Вы очень много знаете о Хохломе!

Задание 2.

Воспитатель :А вот и вторая лавка  ,купца нет, но есть от него записка. Читаю: « Ложки я вам отдам, вот с каким условием.  Решите задачи,  товар сосчитайте, и ложки тогда от меня получайте!»

  Сколько тарелок на верхней полке?(Шесть)

  Сколько чашек на нижней полке?(Пять)

  Чего больше тарелок или чашек?(Больше тарелок)

  Насколько?(На одну)

 Что нужно сделать чтобы и чашек и тарелок стало поровну)

 Дети: (добавить еще одну чашку или убрать одну тарелку)

 Теперь и чашек и тарелок по сколько?(по шесть)

 Поровну(поровну по сколько- по 6)

 Воспитатель : Ребята а что такое пара? 

 Дети: Когда чего-то по два, то говорят - «пара».

Воспитатель: Приведите пример ,где в жизни встречается пара?

Дети: Пара ботинок, пара носков, пара глаз ,пара лошадей  ит.д.

Задание купца: Два купца ко мне приходили , и по паре ложек прикупили. Сколько ложек я продал?

 Дети: Пара это две ложки ,а две пары будет четыре ложки.

 Воспитатель :Все задачи мы решили, и в дар ложки получили.

Задание 3.

Дидактическая игра:«Сравни количество семечек в подсолнухах»

Воспитатель: В огороде у Антона выросли подсолнухи. Он хочет выбрать для продажи те подсолнухи, где больше семечек

Вам необходимо посчитать количество семечек ,обозначить их цифрой отдельно в каждом подсолнухе и поставить между ними знаки «больше» или «меньше».

Воспитатель: Почему ты так поставил знак?

Дети: Потому что пять больше четырех на один .А четыре  меньше пяти на один.

Задание 4.

(Геометрические  фигуры)

Воспитатель :А какая ярмарка без сладостей.

Сосчитайте ребятки сколько пряников квадратных ,круглых, овальных , треугольных?

Воспитатель : Ребята  а ведь на ярмарке не только товары продавали но и песни пели и плясали. Давайте и мы с вами отдохнем и веселый танец заведем.(Дети исполняют Русский народный танец «Золотая ярмарка»).

 Динамическая пауза.(Танец «Золотая ярмарка»)

Задание 5

Дидактическая игра «Найди отличия у Скоморохов»

Воспитатель: А вот и веселый клоун с шариками. Только шары то у него не простые  .

Задание 6

(Автоматизация звуков.  Слова с заданным звуком).

-Что в нарисовано на шариках у клоуна(Буквы)

-Ребята а чем буквы отличаются от звуков?(буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим).

Тогда скажите, какая буква нарисована на  красном шарике? (У)

Воспитатель :А звук (У)- гласный или согласный?

-А теперь придумайте слова чтобы звук( У) слышался  в них первый. (улитка, улица, удочка ,уточка, утюг, ученик)

 Воспитатель: А на синем  шарике какая буква нарисована ?

Дети: На синем шарике нарисована  буква (ДЭ).

Воспитатель :Дети а звук (Д)-гласный или согласный? Твердый или мягкий?

Воспитатель :Придумайте слова где звук (Д) находился бы в середине слова.(ледоход, карандаш, медсестра, водолаз, мода, задача).

Воспитатель: Какая буква нарисована на зеленом шарике?

Дети :На зеленом шарике нарисована буква (А).

Воспитатель :Звук(А)-гласный или согласный?

Дети : Звук (А) гласный.

Воспитатель :Придумайте слова, где звук (А) находился бы в конце слова.(тыква ,золушка ,крыша, картина, корова, муха , сумка ).

Рефлексия 

Воспитатель: Недолог ярмарочный день, хоть веселиться нам не лень.  С вами ярмарка прощается, потому что закрывается.

Воспитатель: Ребята а где мы сегодня с вами побывали?

Дети: На ярмарке.

 А что вам больше всего понравилось на ярмарке?

Мы с вами заглянули в прошлое, повторили многое, узнали новое. Познакомились с обычаями и традициями  русского  народа. Сегодня вы ребята выполнили все задания ,показали хорошие знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Поездка на ярмарку» по Детскому альбому П.И.Чайковского для детей старшей и подготовительной группы

Конспект занятия «Поездка на ярмарку»по Детскому альбому П.И.Чайковскогодля детей старшей и подготовительной группы...

Конспект занятия. "Путишествие на ярмарку народных промыслов"

laquo;Путешествие на ярмарку народных промыслов». Программные задачи:Познавательные::продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостов...

Конспект занятия на тему:"Ярмарка". (Знакомство с русской народной культурой).

Конспект занятия на тему: "Ярмарка". (Знакомство с русской народной культурой). Цель: знакомство с русским народным творчеством. Задачи: • систематизировать знания детей о ярмарке, &bul...

Итоговая практико-значимая работа Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности (интегрированное занятие) Тема «Золото Хохломы» по курсу кафедрального учебного модуля «Повышение профессионализма педагогов дошкольных образовательных

Итоговая практико-значимая работаТехнологическая картанепосредственно образовательной деятельности(интегрированное занятие)Тема «Золото Хохломы» по курсу кафедрального учебного модуля...

Конспект занятия на тему:"Ярмарка игрушки"

Данная работа направлена на обобщение знаний дошкольников о истории возникновения народных игрушек, способах их изготовления и видах росписи....

Конспект занятия "История Нижегородской ярмарки"

Представлен материал по ознакомлению детей с Нижегородской ярмаркой...

Конспект занятия "Современная Нижегородская ярмарка"

Представлен материал по формированию представлений и современном значении Нижегородской ярмарки и закреплению знаний о промыслах Нижегородского края...


 

Комментарии

Смирнова Алёна Леонидовна

Очень интересно!