НОД "Путешествие к весне"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

мясникова ирина алексеевна

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_4.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД.

Образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема: «Рассказывание по картине «Ранняя весна».

Цель: систематизировать знания детей о сезонных признаках времен года .

Программное содержание:

Образовательные задачи: развивать фразовую речь детей, совершенствовать навыки составления рассказа по картине, совершенствование грамматического строя речи.

Развивающие задачи: уточнить закономерность изменений в природе весной, активизация воображения, фантазии при составлении рассказов природоведческого характера, расширение кругозора по лексической теме.

Воспитательные задачи: воспитание внимания к собственной речи и речи детей на занятии, формирование самостоятельности, инициативности высказывания.

Активизация словаря: по теме «Весна».

Оборудование и материал к НОД: Клип «Весна» (муз. А. Вивальди), материал к игре «Времена года»: обручи с опорными картинками и изображениями отдельных подсказок сезон (снежинки, подснежники, летние цветы, разноцветные листья и т.д.), дидактический материал к игре «Солнечная карусель», силуэтная модель «Фея весны».

Ход:

Звучит музыка, дети заходят в зал.

Воспитатель:

Дети, я предлагаю отправиться в путешествие по временам года

по «реке времени». Река времени быстротечна и поэтому мы сумеем сегодня побывать в разных временах года. Готовы?

Игровое упражнение «Времена года».

Лето

Куда привела нас эта «река времени»? Какое это время года (лето). Как догадались? (2-3ответа).

Зеленый друг –лес приветствует нас. Назовите родственные слова, у которых один корень «лес» (лесок, перелесок, лесовик, лесник, лесовоз и пр.)

Осень

Встречу с каким временем года дарит нам еще «река времени»? как догадались? (лес, деревья сбрасывают разноцветную листву).

Хотите собрать грибы в этом осеннем лесу? (предложить прочитать детям по слогам слова МА-СЛЯ-ТА, О-ПЯ-ТА, ЛИ-СИЧ-КИ).

Какие грибы собраны в корзинку?? (подберезовик, под

осиновик). Подумайте, почему они так названы? (растут под осиной, под березой).

Зима

Узнайте, в какое время года теперь привела быстроходная «река времени»? Как догадались? (здесь много снежинок, все покрыл снег). Придумайте зимние слова (снежок, снежинка, снежиника, снегурочка, снеговик, снегоход, снегокат, снегопад).

Дыхательное упражнение «Сдуй снежинки».

Весна

Продолжаем путешествие по «реке времени». Посмотрите вдаль:

Хоть пригорок и оттаял,

Но еще лежит снежок,

Ни на шаг не отступая,

Рядом с ним растет цветок. (подснежник)

В какое время года мы попали?

Загадать загадку:

В овраг ручьями катится

Деревьям дарит платьица.

В цветы оденет луг

И летом станет вдруг.

Ты знаешь, кто она?

Красавица... (ВЕСНА).

Чтение детьми стихотворения «Подснежник» (цепочкой).

Вот подснежник на поляне,

Я его нашел,

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Чтоб раскрылся мой подснежник

От ее тепла.

Воспитатель:

Как по другому называют подснежник? (маленький разведчик

весны). Какой он подснежник? Придумайте много красивых слов (красивый, хрупкий, нежный, смелый, храбрый, отважный,

очаровательный, лазоревый и пр.).

Попрощаемся с «рекой времени», ведь нас встречает сама Фея Весна (открывается силуэтная модель).

Подарите ей свои красивые слова. Какая она? (красивая, очаровательная, весе-лая, юная, обаятельная, улыбчивая, восхитительная, синеокая, лучезарная, озорная и пр.). Почему у нее на правой щечке капелька, а на левой снежинка? (весна спорит с зимой).

Игровое упражнение «Слова-спорщики».

Подбор антонимов:

грустная -веселая,

печальная –радостная

плаксивая –задорная,

темная –светлая,

бледная –яркая,

белолицая –румяная,

хмурая –ясная,

тихая –звонкая, шумная, громовая.

Фишками «снежинки» и «капельки» отмечаются активность работы детей.

Диалог «Спор весны и зимы».

Говорит весна:

Сестра, уходить тебе пора!

А зима в ответ: Нет! Нет! Нет!

С крыши капает вода. Да! Да! ДА!

Тают горки во дворах. Ах! Ах! Ах!

И на реках треснул лед. Вот так вот!

Варианты диалога: «педагог-ребенок»; «мальчики-девочки».

Воспитатель:

Победила весна. И хотя за окном еще много снега, присутствие

весны становится все заметнее. Обратите внимание на проталинку. Здесь весна приготовила нам сюрприз (шкатулка, украшенная цветами и листьями).

Игровое упражнение «Весенние чудеса в шкатулке».

Воспитатель:

После зимнего однообразия каждый весенний день кажется просто переполненным чудесными событиями. Давайте соберем весенние чудеса в волшебную шкатулку. В нее можно класть все, что угодно. Начинаю я: «положу» в нее вербу. А теперь вы подумайте, какие весенние слова вы можете «положить» сюда (подснежник, проталинку, почку, сережку, листик, цветок мать-и-мачеху, льдинку, капельку, сосульку, солнечный лучик, лужу, ледоход, наст).

А теперь назовите, с какого звука начинается ваше весеннее слово:

Проталинка –«п», капель –«к», сережка –«сь», сосулька –«с», ледоход –«ль», ручеек –«р».

Речевая разминка ( логоритмическое упражнение).

Посмотри–на ветках почки.

Вот они надули щечки.

Разобрал подружек смех,

Убегает с поля снег.

Он бежит, а им–потеха,

Почки лопнули от смеха.

Воспитатель читает детям загадку:

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачем,

А едва появится –

Взгляд отводим, прячем.

Уж больно оно яркое

И светлое и жаркое,

Слепящее... (солнце).

Воспитатель:

Давайте подумаем, почему оно нам так приятно и что оно делает? (греет, пригревает, светит, сияет, слепит, ослепляет, печет, припекает, ласкает, согревает, топит снег, воду пускает, сушит землю).

(За каждое названное слово-глагол, дети получают «лучики»).

Воспитатель:

Выложим путь этими лучиками и посмотрим, куда они нас приведут. А привели они нас к необыкновенной карусели.

Игровое упражнение «Необычная карусель».

(Дидактическое пособие на мольберте: модель солнечной карусели).

Воспитатель:

Хотите прокатить на этой карусели слово «солнце»? Для этого

вам надо его похвалить, придумать к нему красивое слово. Так какое оно наше солнце?

Возможные варианты (красное, золотое, желтое, светлое, яркое, ослепительное, ясное, лучистое, лучезарное, теплое, нежное, ласковое, горячее, жаркое, жгучее).

Каждое названное детьми слово вставляется в «корзины» карусели.

Речевая разминка «Весна». (диалог мальчиков и девочек)

Мальчик: Эй, весна! Как дела?

Девочка: У меня уборка!

Мальчик: Для чего тебе метла?

Девочка: Снег смести с пригорка.

Мальчик: Для чего тебе ручьи?

Девочка: Мусор смыть с дорожек.

Мальчик: Для чего тебе лучи?

Девочка: Для уборки тоже.

Звучит фонограмма.

Воспитатель:

Весна приходит с ласкою и со своею сказкою.  (Подвести детей к

экрану, на котором выведена картина Езикеевой «Ранняя весна»).

Эту картину мы с вами уже рассматривали на занятии, но Фея весна ее оживила.

Какие изменения вы заметили? (Картина «оживлена» дополнениями: мать и мачеха на проталинке, птицы).

Знаете ли вы этих птиц? У меня есть волшебная палочка Феи. Я взмахну ею, и вы превратитесь в птиц

Физкультминутка «Птичка-невеличка»

 Расскажете о своей любимой птице (рассказы детей от лица птиц: грача, зяблика, воробьев и синичек).

Предлагаю вспомнить стихотворение-загадку о первоцветах.

Синичка читает:

 Золотые лепестки,

Хрупкий стебелек.

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только туча набежала,

Сжались лепесточки.

На коротких стебельках

Круглые комочки.

Какой из первоцветов изображен на картине? Предлагаю доказать правильность выбора: почему мать и мачеха, а не одуванчик. (Предложить рассказать синичкам).

Мать и мачеха хрупкое маленькое растение. Цветок корзиночкой. Листья появляются только после цветения. На стебельках чешуйки. Это растение полезное, лекарственное.

Воспитатель:

Палочка взмахнула, и птицы снова превратились в детей.

Давайте вернемся к этой удивительной светлой, яркой картине. Прежде чем будем рассказывать по ней, давайте подумаем, что удивительно яркое весеннее бросается в глаза.

О чем вначале надо рассказать? (Погоде, какое время года изображено, о том, что нас окружает).

Кто хочет об этом рассказать? (Рассказ о природе –1ребенок).

Что делают дети? Кто хочет рассказать о них? (Рассказ о детях

–1ребенок).

Молодцы, ребята! Как закончим рассказ? Кто хочет рассказать конец? (Рассказ –1ребенок). А теперь мне бы хотелось услышать весь рассказ по картине по этому нашему плану. Кто расскажет. (Рассказ 1ребенка).

Вы молодцы! Наше путешествие в весну заканчивается. Вы сумели заметить и красиво рассказать самое удивительное, особенное и яркое. Фея весны очарована вами и предлагает «зарядиться» хорошим весенним настроением.  (Клип «Весна», музыка А. Вивальди). Любуемся, вслушиваемся в звуки весны, всматриваемся в краски этого неповторимого времени года!

После просмотра клипа детям от имени Феи весны раздаются медали-«Лучший рассказчик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...