Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно‐ творческой деятельности
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме
В статье раскрывается значимость развития выразительности речи. Обращается внимание на необходимость использования разных методических путей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isaeva_n_n.docx | 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Исаева Наталья Николаевна
воспитатель
МБДОУ Д/С №29 «Рябинушка»
г. Старый Оскол, Белгородская область
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННО‐
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в статье раскрывается значимость развития выразительности речи. Авторы обращают внимание на необходимость использования разных методических путей.
Ключевые слова: создание мотивации общения, учёт индивидуальных особенностей, практические методы, словесные методы, языковые средства, речевые средства.
Дошкольный период является благоприятным для дальнейшего развития всех сторон речи. От того, как ребенок овладеет выразительной и связной речью во многом зависит успешность обучения его в школе. Большое значение в работе с детьми имеет целенаправленное формирование выразительности речи. Осуществить это можно как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и в процессе организованной деятельности детей.
Благодаря родному языку ребенок входит в большой мир, получая широкие
возможности общения друг с другом, а также с другими людьми. А для того
чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно, взрослым необходимо приложить немало усилий. Выразительность речи поддерживается так же специальными языковыми и речевыми средствами, к которым относятся пословицы, поговорки, метафоры, эпитеты, сравнения.
Для успешного познания действительности помогает изобразительная или
продуктивная деятельность, к которым относится рисование, аппликация,
лепка. Такие занятия имеют большое значение в развитии речи ребёнка и умственного воспитания, так как для развития понимания речи является функция слова, которая поясняет, что и как делает ребёнок, что находится вокруг него и получает слово-название, которое после усвоения многочисленных условных связей переходит в слово-понятие.
Для лучшего усвоения речевого материала целесообразно использовать в качестве наглядного примера натуральные объекты, при этом создаются мотивации общения, связанные с творческой деятельностью, развивая познавательное, коррекционное и воспитательное значение.
Благодаря изобразительной деятельности и многообразию, наглядность у
ребёнка будет развиваться и возникнет желание самостоятельно выразить свои эмоции и впечатления. Для развития речи положительное влияние оказывает продуктивная деятельность, опирающаяся одновременно на различные анализаторы, такие как зрение, слух, тактильное восприятие, которые при изготовлении различных поделок детьми, являются наглядной опорой в речевых упражнениях.
Процесс изобразительной деятельности становится более осмысленным, целенаправленным, совершенным, когда действия детей сопровождаются комментариями. Мотивация, подобранная воспитателем, помогает ускорить процесс восприятия, помогая ребёнку эмоционально воспринимать созданную им работу. Рациональное использование образных сравнений, таких как загадки, стихотворные тексты, помогают развивать у детей образное восприятие и обогащение речи.
Использование разнообразных форм обучения детей, необходимо решать с
учётом их индивидуальных способностей, которые отражают возможности
каждого ребёнка. Целесообразно проведение занятий подгруппами, так как все дети на таких занятиях имеют возможность индивидуально использовать речевые высказывания. И такие занятия заслуживают позитивного отношения.
Учебно‐воспитательный процесс содержит разнообразие методов и приемов, к которым относятся: практические методы обучения (игры, методы демонстрации, которые показывают предметы, образцы, демонстрируют кар-
тины, иллюстрации и т. д.), словесные методы (беседы, рассказ, чтение, рас-
сказ детей). Разучивая произведения устного народного творчества и используя эти методы в комплексе – развивается внимание и память.
Эмоциональное восприятие детьми ярких, зрительных образов картин, помогает детям и даёт возможность излагать свои мысли, придумывая различные сюжеты к представленным событиям на картинах. Искусство положительно воздействует на разум и психику человека, формирует его чувства и интеллект, развивая речь и мышление. Максимальное использование возможностей и общение с прекрасным помогает детям дошкольного возраста в интеллектуальном развитии и формировании характера. Сотрудничество с родителями при проведении различных форм работы: собрания, проведение открытых занятий, тестирование, беседы и индивидуальные консультирования, всегда имеет положительные результаты в совместной работе с детьми. Помогает своевременная информация родителей об успехах и трудностях в работе с их детьми. Совместная деятельность воспитателя с детьми при систематическом использовании приёмов и методов разнообразной практической деятельности позволит развивать у детей эмоциональную сферу и обогащать выразительность речи. При таком процессе у ребёнка совершенствуется и активизируется словарный запас, звукопроизношение, грамматический строй речи, темп и
усваивается богатство родного языка.
Список литературы
1. Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками /
А.О. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2001.
2. Бородич А.М. Методика формирования речи детей / А.М. Бородич. – М., 2001. – 126 с.
3. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М., 2000. – 1008 с.
4.Липовцева А.В. Социокультурная адаптация детей с речевыми возможностями в процессе
художественного творчества / А.В. Липовцева. – Барнаул: АЛТ ГАКИ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
творческая работа, описание опыта работы с детьми...
Опыт на тему "Формирование речи у детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности с учетом ФГОС ДО"
Опыт разработан в соответствии с действующим ФГОС ДО, предусматривающим интеграцию образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса, развития речи в художественно-творчес...
Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста Творческая разработка
В своем исследовании мы будем освещать проблему формирования выразительности речи, так как данный аспект изучен не достаточно, фактического материала по данной проблеме почти нет.Формирование выразите...
Из опыта работы по теме «Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации»
Мультипликация – это многогранный способ развития ребенка, это хороший «учитель», поскольку включает в себе слово и картинку, т.е. одновременно задействует два органа восприятия: зрение и слух. Мульти...
Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...
Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).
Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...
Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения....