ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА НА ЭТНОКУЛЬТУРНОМ МАТЕРИАЛЕ КРАЯ И РЕГИОНА
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА НА ЭТНОКУЛЬТУРНОМ МАТЕРИАЛЕ КРАЯ И РЕГИОНА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechevoy_kultury.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА НА ЭТНОКУЛЬТУРНОМ МАТЕРИАЛЕ КРАЯ И РЕГИОНА
Сейчас остро стоит вопрос воспитания нового поколения людей, людей с высоким духовно-нравственным потенциалом. Как педагог и гражданин я глубоко убеждена, что сделать это можно только с той молодежью, которая любит свою Родину, свой край, стремится сделать ее жизнь лучше.
Я считаю, что любовь к Отечеству неразрывно связана с любовью к родному языку. Именно в родном языке утверждается народная гордость, народный дух, единство народной души. Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение родным языком. Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Именно поэтому народная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Ознакомление с народной культурой я осуществляю через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. Изучение истории края начинается с этнокультурного уголка, где собраны подлинные предметы быта старины. Именно здесь впервые дети увидели национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения.
В активном словаре ребенка появляются старинные слова. Разнообразные игровые ситуации ("Какова пряха - такова на ней и рубаха" (история мужской и женской одежды); "Не до шутки, когда пусто в желудке" (история русской кухни); Русский самовар и чаепитие на Руси) сопровождает кукла в национальном костюме, что вызывает у детей интерес и повышает их активность. В играх использую игрушки в виде животных, которые часто встречаются в фольклорных произведениях: котик, собачка, петушок. Детям сказки рассказываю от лица «Хозяйки» или игрушечного персонажа, а дети постарше – сами участвуют в пересказе. В «избе» устанавливаю люльку с младенцем-куклой, которому адресуем колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки. Сказки детям рассказываю от лица «Хозяйки» или игрушечного персонажа.
Начиная с младшей группы, в «избе» появляется персонаж из мультфильма – домовенок Кузя. Это представитель русской народной сказки, носитель народной мудрости, который плохо ориентируется в современной жизни и просит детей рассказать ему, что те знают о ней. Он затевает с детьми разные игры и забавы. Кузя знает великое множество сказок. Он их рассказывает детям по-особенному: с шутками, прибаутками. Он может рассказывать знакомую сказку неправильно, что-то забывая или пропуская. И в этом случае дети приходят ему на помощь, отгадывая загадки или рисуя их ответ. У Кузи, как и у любого человека, может быть плохое настроение, он может быть чем-то озадачен, и всегда ребята приходят на помощь.
В своей работе широко использую фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. Фольклор открывает перед детьми притягательную силу народного слова. Речь детей развивается, обогащается словарный запас новой лексикой и образными выражениями.
Использую дидактические игры:
«Объяснялки» - ребенок должен проговорить и объяснить наиболее распространенные поговорки и пословицы («Утереть нос» – сделать, что-то лучше всех, «Протянуть руку помощи» – позаботиться);
«Найди пропущенное слово» - дети должны добавить недостающие слова и сказать пословицу целиком (Углами – пирогами (Не красна изба углами, а красна пирогами));
«Угадай пословицы» - взрослый намеренно пропускает слова в известных пословицах и предлагает на выбор несколько вариантов (Худо тому, кто (чего?) не делает никому (добра, зла, помощи); (Какое?) слово что дождь в засуху? доброе, короткое, веселое); Одно (какое?) слово лучше тысячи слов ругани (недоброе, хорошее, злое).
Применяю лексические задания, способствующие предупреждению речевых недостатков, активизирующие словарь, развивающие у ребенка внимание к слову и его значению, формирующие умения быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово.
Например: Найдите противоположные по смыслу слова (Готовь сани летом, а телегу зимой; Слушай больше, а говори меньше; Труд кормит, а лень портит).
Вставьте пропущенные слова (Голоден как …Хитер как…Болтлив как … Грязный как …).
Большую помощь в моей работе оказывают родители. Они создают русские народные костюмы своим детям к праздникам, пополняют мини-музей старинных вещей, разрабатывают дидактические игры. Например:
1. «Из какой сказки персонаж?».
ЦЕЛЬ: Выявить объем знаний русских народных сказок;
2. «Предметы народного быта».
ЦЕЛЬ: выяснить знания детей предметов народного быта;
3. «Что сначала, что потом».
ЦЕЛЬ: выявить знания об особенностях жизни людей в прошлом и настоящем.
В сценарии праздников и развлечений стараюсь включать народные песни и танцы. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса.
Проводимая мной работа позволяет детям с детских лет впитывать традиции, дух и культуру своего народа, формировать любовь к своему языку, краю и Родине.
Используемая литература:
- Яшина В., Журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2003 г., с.111
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядности как инновационного метода формирования речевой культуры дошкольника
Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ребенку усваивать материал более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую акти...
педагогический опыт "Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников"
Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников.Актуальность и перспективность опыта.В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспита...
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»
Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов ДОУ по теме: «Полилингвальное образование как основа формирования речевой культуры дошкольников»
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для районного семинара воспитателей и педагогов ДОУ по теме: «Полилингваль...
статья "Формирование речевой культуры дошкольника средствами музыки"
В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования речи детей в детском саду, в частности на музыкальных занятиях....
"Формирование экологической культуры дошкольников через природу и климатические особенности родного края"
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.Экологически воспитан...
Воспитательные ресурсы семьи в формировании речевой культуры дошкольника
Воспитательные ресурсы семьи в формировании речевой культуры дошкольника...