Сопровождение слайдов
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
К презентации "Развитие речи дошкольников через использование в воспитательно-образовательном процессе информационных компьютерных технологий (ИКТ)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_slaydov.docx | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников через применение в воспитательно-образовательном процессе информационных компьютерных технологий (ИКТ).
1 слайд. (титул)
Здравствуйте уважаемые члены аттестационной комиссии и коллеги.
Я - Виноградова Инна Петровна, воспитатель МБДОУ Боковской детский сад «Колокольчик».
Разрешите представить Вам свой опыт практической работы.
2 слайд. (тема)
ФГОС ДО предъявляют высокие требования к нам - педагогам дошкольного образования, исходя из которых мы должны строить воспитательно-образовательный процесс так, чтобы осуществлялось максимальное развитие личности. Одним из основных показателей развития дошкольника является его речь.
Формирование речи - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развития.
Внедрение эффективных методов и современных средств обучения детей в ДОО может разрешить эту проблему. Одним из таких перспективных средств является использования ИКТ.
3 слайд.(условия форм1)
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не стоят на месте. А воспитатель может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок.
Новизна опыта заключается в том, что направление по использованию ИКТ ещё только начинает внедряться в дошкольное образование. Это связано с тем, что для этого требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога.
4 слайд. (актуальность)
Для развития у обучающихся устойчивого познавательного интереса я поставила задачу - сделать воспитательно-образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным, на материале, содержащем в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающем интерес у дошкольников к образовательной деятельности и способствующем созданию положительной, эмоциональной обстановки. Ведь именно приём удивления ведёт за собой процесс понимания.
5 слайд. (принципы)
Соблюдение дидактических принципов создает благожелательную атмосферу в воспитательно-образовательном процессе с использованием ИКТ.
- Принцип наглядности.
Одним из основополагающих принципов обучения является принцип наглядности. Еще Я.А. Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”
Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65 %.
- Принцип активности и партнёрства всех участников образовательного процесса, что служит предпосылкой эффективного взаимодействия.
- Принцип доступности – учитывающий возрастные особенности обучающихся и предусматривающий меру посильной трудности усвоения материала
- Принцип непрерывности и целостности – умение работать c обучающимися, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях.
6 слайд. (Цели и задачи)
Проблема развития речи детей остается актуальной. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые им нужно передать. И всё это доступно детям только посредством речи.
Применение компьютерной техники позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация. Наглядный материал, используемый в презентациях, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно.
При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
7 слайд (вед.пед.идея)
Важным направлением в моей работе является использование ИКТ, как средства для более эффективного освоения дошкольниками изучаемого материала реализуемой программы. Чередование демонстрации наглядного материала и беседы с детьми помогают добиваться поставленных целей.
Соединение информационных компьютерных технологий и традиционных педагогических методик позволяет организовать образовательную деятельность по речевому развитию обучающихся привлекательной и по-настоящему современной, что способно повысить эффективность и качество образования обучающихся, а так же значительно сэкономить рабочее время педагога.
Данные материалы эффективно использую как в процессе ООД, так и в образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов.
8 слайд (направления пед.диагностики)
В течение учебного года проводилась работа с использованием ИКТ по развитию речи с детьми 5-6 лет по направлениям:
- Звуковая культура речи
- Грамматический строй речи
- Формирование словаря, связная речь
9 слайд (пед.диагност.)
В педагогической диагностике применялись диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные Ушаковой О.С., Струниной Е.М.; Стребелевой Е.А., Гризик Т.И.
10 слайд (игра)
Одними из принципов ФГОС ДО являются: поддержка разнообразия детства; сохранение его уникальности и самоценности; реализация всех программных задач прежде всего в форме игры.
В общей системе работы по развитию речи большое место занимают компьютерные игры, направленные на выработку у дошкольников четкой дикции и правильного звукопроизношения.
В настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению дошкольников, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей, вызывая их повышенную мотивацию, познавательную активность и любознательность, ведь не секрет, что детей любого возраста привлекают компьютерные игры.
Основными принципами при использовании игр явились: доступность, последовательность, системность, учёт возрастных особенностей и психо – физических возможностей, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания, умения и навыки, что в свою очередь, обеспечивает поступательное развитие.
На специальных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных видах организованной деятельности с дошкольниками по воспитанию звуковой культуры речи мы применяем следующие игры, которые распределены от простого к сложному:
- Игры на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения - «Узнай, что изменилось?», «Кто ты?», «Наоборот», «Кто больше знает?» и другие.
- Игры на различение неречевых звуков: «Угадай, где звенит?», «Угадай какая погремушка» и другие.
- Игры на различение звуков речи: «Маленькие и большие колокольчики», «Скажи слово с нужным звуком», «Назови братца» и другие.
- Игры на автоматизацию звуков: «Хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук», «Где спрятался звук», «Где живёт звук?».
- Игры на дифференциацию звуков: «Назови правильно», «В каком домике нам жить?», «Рассади пассажиров по вагонам», «Что лишнее?» и др.
Игра «Наведи порядок в комнате»
Я разработала компьютерную игру «Наведи порядок в комнате». Цель игры: закреплять умение отчетливо произносить звуки С и З и дифференцировать их. Детям предлагается переместить предметы со звуком С на нижнюю полку, а со звуком З – на верхнюю.
11 слайд (фото)
Игры дошкольникам предлагаются с постепенным усложнением.
Самыми простыми играми для дошкольников являются игры на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
Наибольшую трудность вызывают игры на дифференциацию звуков, которые требуют активизации собственного опыта и реализации сформированных навыков.
Использование компьютерных игр и игровых упражнений способствует формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.
Они позволяют развивать фонематические процессы у детей дошкольного возраста с использованием информационно – компьютерной техники.
В условиях детского сада их можно использовать в процессе организованной образовательной деятельности, организации образовательной деятельности детей в режимных моментах, совместной и индивидуальной деятельности педагога с дошкольниками.
Таким образом, данные игры позволяют более эффективно построить работу, направленную на улучшение речевого развития детей. Включение компьютерных речевых игр в процесс формирования и совершенствования фонематических процессов дает высокую эффективность в развитии всех сторон речи.
12-13 слайд ( пед.диагностика, диаграммы)
Результаты педагогической диагностики на конец периода.
Практика показала, что при условии систематического использования ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность воспитательно-образовательного процесса по развитию речи обучающихся значительно повышается.
В этом можно убедиться, рассмотрев сравнительные диаграммы сформированности речи детей 5-6 лет на начало и конец периода. Если посмотреть на них, то видно, что если в начале периода речь:
Сформирована – у 25% обучающихся
Частично сформирована – у 56% обучающихся
Не сформирована - у 19% обучающихся
в конце периода речь:
Сформирована – у 81% обучающихся
Частично сформирована – у 19% обучающихся
Не сформирована – 0%
Таким образом, результаты проведенных занятий с применением ИКТ дают положительную динамику развития речи обучающихся.
14 слайд (транслируемость)
Организация воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию дошкольников с применением ИКТ позволяет:
- Создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями;
- Стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;
- Сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей;
- Разнообразить дидактический материал (яркий, динамичный);
- Проводить работу систематически в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах, индивидуально и в подгруппах;
При условии систематического использования в воспитательно-образовательном процессе ИКТ в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются впечатления и интересы обучающихся, значительно повышается их речевая активность.
15 слайд (литература)
Перечень литературы Вы видите на экране. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по ознакомлению с инструментами симфонического и русского народного оркестров с использованием слайд-шоу
Занятие расширяет знание детей о видах оркестров и названиях музыкальных интрументов...
Слайды презентации занятия по окружающему миру "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста
Презентация проводилась как часть занятия, полный конспект занятия приводится отдельно....
слайд-копилка по теме"Воспитание культуры поведения у старших дошкольников"
это занимательный презентационный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста.Слайд-копилка включает фото эмоций, рисунки, картинки, распределенные по темам: "Культура ед...
Слайд-шоу с методическим сопровождением«В царстве геометрических фигур»
Методическое сопровождение к слайд-шоу«В царстве геометрических фигур»Цель:Способствовать освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства, простых зависимост...
Музыка к слайду "Дорога" и звонок к слайду "Телефон" к презентации "Приключения в Легостране"
Музыка к слайду "Дорога" и звонок к слайду "Телефон"...
Презентация с сопровождением слайдов " Викторина по сказке А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» в подготовительной группе
Викторина по сказке А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она проводилась после изучения и чтения сказки....
"А вокруг меня Ярославия" музыкально-литературная композиция в сопровождении слайд-фильма
laquo;А вокруг меня Ярославия…», авт.: Пушкина М.Ю., Фомина И.П. – музыкальные руководители МДОУ детский сад № 211Музыкально-литературная композиция в сопровождении слайд-фил...