Роль музейной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа) по теме
В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного. Знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muzeynoy_pedagogiki_v_vospitanii_doshkolnikov.docx | 246.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль музейной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста
В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного. Знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.
На помощь педагогам пришла отрасль педагогической науки – музейная педагогика.
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.
Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается – дети продолжают скучать. Дело вовсе не в частоте посещений. Самое главное - это степень подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности.
Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире.. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир.
На предваряющих музейное посещение занятиях в детском саду педагог должен раскрыть детям смысл такого непростого феномена, как музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. В стенах музея воспитанники вместе с музейным педагогом продолжают начатый в детском саду разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.
Изучение опыта работы музейных педагогов позволило предложить следующие методы, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идёт о социальных ролях, создании игровых ситуаций,
практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы:
викторины,
кроссворды,
шарады,
ребусы,
командные соревнования.
Они взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например в рамках тем «Культуры, которые живут в моём доме». «Моя родословная», «Памятник в моём доме», «Путешествие по комнате», Формирование у ребёнка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабжённых соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами, на основе специальных музейно-образовательных программ. К таким программам относятся: «Предметный мир культуры», «Музей и культура», , «Музей и окружающий мир», и т.д.Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость. Тогда исторические и культорологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.
Занятия с детьми должны решать следующие задачи:
- Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
- Формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
- Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
- Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию
- Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира
путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Понятной и близкой станет задача не растерять тот огромный историко–культурный опыт, который накоплен и оставлен нам в наследство нашими предками. Сокровища музеев оказывают неоценимое и уникальное воспитательное воздействие.
Одним словом, музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.
Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.
Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль природы в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.
Материал консультации поможет родителям пробудить у детей эмоциональное отношение к природному окружению в условиях проживания в мегаполисе. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и ...
Родительское собрание в подготовительной группе «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»
Задачи:дать родителям знания о значении развивающих игр в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к игре ребенка в условиях семьи;выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из ...
Консультация для родителей на тему: "Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста".
Данный материал рассказывает родителям о важной роли подвижных игр в жизни дошкольника....
Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Важной специфической особенностью воспитания через сказку является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка, для усиления воспитательно...
презентация "Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста"
Презентация для родителей детей дошкольников. в презентации раскрывается роль подвижных игр в развитии детей на прогудке, во время занятий, в семье....
Народная педагогика в воспитании детей дошкольного возраста
"История воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, материальной и духовной культурой" К.Д. Ушинский...
Русская народная сказка - как одно из средств русской педагогики в воспитании детей дошкольного возраста
Сказки являются важным воспитательным средством...