Опыт работы по направлению «Речевое развитие»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Виноградова Инна Петровна

Развитие речи дошкольников через применение в воспитательно-образовательном процессе информационных компьютерных технологий (ИКТ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

по направлению «Речевое развитие»

Тема: «Развитие речи дошкольников через применение в воспитательно-образовательном процессе информационных компьютерных технологий (ИКТ)»

Разработала:

воспитатель

Виноградова Инна Петровна

д. Боковая

2015 г.

Пояснительная записка.

Отечественные и зарубежные исследования использования ИКТ в дошкольных образовательных организациях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность применения этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С. Л. Новосёловой,    И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.). Важность и необходимость внедрения ИКТ - технологий в процесс обучения отмечались международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 г. г.»,  подготовленном ЮНЕСКО.

        Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и ФГОС ДО:

  •  Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.  
  • Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

        Следовательно, педагог должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей (п.3.4.2.ФГОС ДО), в том числе владеть ИКТ-компетентностями.

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к нам - педагогам дошкольного образования, исходя из которых мы должны строить воспитательно-образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности обучающихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. Одним из основных показателей развития ребёнка является его речь.

В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка.

Я считаю, сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребёнку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у детей 5-7 лет устойчивого познавательного интереса я поставила задачу - сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным, на материале, содержащем в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающем интерес у дошкольников к учебной деятельности и способствующем созданию положительной, эмоциональной обстановки, а также развитию речемыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведёт за собой процесс понимания.

Важным направлением в моей работе является использование ИКТ, как средства для более эффективного освоения дошкольников изучаемого материала реализуемой программы. Чередование демонстрации наглядного материала и беседы с детьми помогают добиваться поставленных целей.

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развития. Практический опыт показывает, в старшем дошкольном возрасте небольшое число детей справляются с этой задачей. Эти умения формируются медленно.

Внедрение эффективных методов и современных средств обучения детей в ДОО может разрешить эту проблему. Одним из таких перспективных средств является использования ИКТ.

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать образовательную деятельность по речевому развитию детей 5-7 лет привлекательной и по-настоящему современной, что способно повысить эффективность и качество образования обучающихся, позволит значительно сэкономить рабочее время педагога.

Цель:

  • Развитие речи детей 5-7 лет через применение в воспитательно-образовательном процессе информационных компьютерных технологий.

Задачи:

  • развивать умение различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки
  • продолжать развивать фонематический слух
  • развивать умение согласовать слова в предложениях, составлять простые и сложные предложения;
  • знакомить с разными способами образования слов;
  • в занимательной форме развивать психическую базу речи (восприятие, внимание, память, мыслительные процессы).

Срок реализации: 2012 – 2015 г.г.

Для успешного решения поставленных задач создана развивающая среда:

  1.  стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media.
  2. В ДОО имеется мультимедийная установка, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных, а также разработанных педагогами.
  3. текстовая информация (рекомендации для родителей, конспекты ООД и т.п.).
  4. звуковая (аудио) - мелодии без слов, песни, звуки природы, голоса животных и птиц, звукоподражания.
  5. Мультимедийные презентации.

Направления воспитательно-образовательного процесса

по развитию речи детей 5-7 лет с применением ИКТ:

Звуковая культура речи: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков, формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Формирование словаря: подбор существительного к прилагательному, синонимов, антонимов, использование частей речи в соответствии со значением.

Грамматический строй речи: наращивание словарного запаса, словоизменение, словообразование, составление предложений.

Развитие связной речи: пересказ (составление) текста с опорой на наглядность.

Конструирование воспитательно - образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов:

Принцип активности (1) ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Руководствуясь принципом научности (2), я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

Реализуя принцип доступности (3), я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

Принцип систематичности и последовательности (4) обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

Принцип наглядности (5). Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно детям 5-7 лет, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

Принцип индивидуального обучения (6). ИКТ используются для индивидуальных и групповых занятий и позволяют построить работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей обучающихся.

Принцип объективной оценки результатов деятельности (7). В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме.

Принцип воспитывающего обучения (8). Использование ИКТ позволяет воспитывать у детей волевые и нравственные качества.

Принцип интерактивности компьютерных средств (9) Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов и оценки результатов.

Таким образом, соблюдение традиционных дидактических принципов создаст благожелательную атмосферу в воспитательно-образовательном процессе с использованием ИКТ.

Методические требования к электронным ресурсам предполагают необходимость учитывать своеобразие и особенности организованной образовательной деятельности каждого вида (индивидуальной, подгрупповой и фронтальной; направленной на улучшение звукопроизношения, формирование элементарных навыков чтения и письма, развитие лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи).

Эргономические требования к содержанию и оформлению электронных презентаций обусловливают необходимость:

• учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, особенности протекания психических процессов, степень речевого недоразвития, различные типы организации нервной деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;

• обеспечивать повышение уровня мотивации обучения;

• устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране;

• выбора оптимального темпа представления информации, так как эффективность деятельности человека снижается не только при избыточности информации, но и при ее недостаточности. Имеется немало данных, которые показывают, что при монотонности и бедности внешних воздействий у человека развиваются явления, сходные, как это ни парадоксально, с утомлением: учащаются ошибки, снижается эмоциональный тонус, развивается сонливость.

Эстетические требования к педагогическим программным средствам устанавливают: 

- соответствие эстетического оформлению функциональному назначению; 

- соответствие цветового колорита эргономическим требованиям - упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов презентации. 

Для развития речи детей 5-7 лет с применением ИКТ использую: 

Игровые упражнения: такие как, «Волшебная палочка», которая умеет увеличивать предметы в количестве – много варежек, много апельсинов. С помощью «волшебной палочки всё может и исчезать: нет варежек, апельсинов, берёзок. 

Творческие задания с целью активизации познавательной и речевой активности, которые требуют от детей самостоятельности, активной речевой деятельности: подбирая имена существительные к слову мой, ребенок называет слово фонарик. Средством самоконтроля является составление словосочетания: моя ботинки. Грамотно это сказано?»

Наглядное моделирование (схемы, пиктограммы, символы) Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. 

Компьютерные презентации в сочетании с дидактическими средства для обучения изменению слов по родам, числам, падежам.  

Компьютерная презентация дает возможность ребенку в занимательной форме выполнить задание - найти нужную, с его точки зрения, форму.

Работа над синтаксисом включает построение различных типов предложений. В игре «Чей? Чья? Чьи?» дети знакомятся с различными падежными конструкциями, на основе словосочетаний предлагается детям самим придумать предложения.

Организация воспитательно-образовательного процесса с применением ИКТ побуждает детей к речевой деятельности, стимулирует речевую активность, создает интерес к занятию с первых минут и удерживает этот интерес на всём его протяжении, а речь является средством мыслительных действий, и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

Все подобранные и адаптированные к детям информационные материалы можно условно подразделить на несколько групп:

1 группа – это тематические презентации, включающие в себя информационно-познавательные материалы на различные темы ознакомление с окружающим миром, природой, родным краем, трудом взрослых, профессий и т. д. (Профессии, Матрешки, Правила поведения и т.п.)

2 группа – это игры, используемые в индивидуальной работе с детьми на закрепление звуков, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте, счёту, количеству и т. д. (Звук «А», «Звуки-Буквы» и т.п.)

3 группа – это материалы ИКТ используемые при подготовке к занятиям, проведении интеллектуальных и познавательных игр, викторин, КВН (Викторина по сказкам К. Чуковского, презентации по русским народным сказкам, презентации по художественно-литературным сказкам).

4 группа – различные виды гимнастик (Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки, динамические паузы).

Для разнообразия и поддержания стабильного интереса, эффекта новизны можно использовать материал на DVD - дисках издательства «Учитель». Благодаря заданиям, предложенным данной серией дисков проводится большая словарная работа, работа над формированием грамматически правильной речи с использованием фрагментов иллюстраций. Это дает возможность сделать речевую деятельность вариативной (фонетическая, связная, монологическая).

Данные материалы эффективно использую как в процессе ООД, так и в образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов.

Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми 5-7 лет по развитию речи позволяет:

  • Создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями.
  • Стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта.
  • Сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.
  • Разнообразить дидактический материал (яркий, динамичный).
  • Проводить работу систематически в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах, индивидуально и в подгруппах.
  • Развивать и совершенствовать креативные качества педагога, рост уровня его профессиональной компетентности.

Признавая, что ИКТ – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что их использование в воспитательно-образовательном процессе в дошкольных учреждениях следует строить с учётом здоровьесберегающих технологий. Поэтому в работе необходимо соблюдать правила:

  • 1. Занятия непродолжительны по времени – 10-15 минут, в дни наиболее высокой работоспособности - вторник, среда, четверг.
  • 2. Не чаще 3 раз в неделю;
  • 3. Следить за осанкой ребёнка;
  • 4. Проводить физкультминутки, офтальмологические паузы.

Вывод:

Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий является:

1) формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

2) повышение самооценки ребенка (если поощрение ребенка за выполненное задание исходит от компьютерных героев или в виде звуковых эффектов).

При условии систематического использования в воспитательно-образовательном процессе ИКТ в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей 5-7 лет, значительно повышается их речевая активность.

Использование в работе различных материалов ИКТ дают возможность детям 5-7 лет не только получить познавательную информацию, но и способствуют повышению мотивации к речевому общению, желанию делиться впечатлениями, высказыванию своих предположений, поиску ответов на вопросы. Что в целом положительно влияет на развитие речи и формирование речемыслительной деятельности обучающихся.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы: 

  • у воспитанников повышается мотивация к деятельности во время ООД за счет привлекательности мультимедийных эффектов: движения, звук, мультипликация;
  • формируется у детей 5-7лет стойкая мотивация и произвольные познавательные интересы;
  • полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
  • осуществляется более тесное взаимодействие с родителями, теперь многие из них используют презентации для совместной деятельности с детьми дома. Что также способствует  речевому развитию обучающихся.

Приложение 1.

Этапы создания опыта.

Этапы

работы

Формы

работы

Итог проделанной

работы

Сроки

реализации

  1. Информационный.
  1. Изучение современного состояния проблемы «Использование ИКТ в образовательном процессе по речевому развитию детей 5-7 лет».
  1. Поиск, отбор и систематизация научно-теоретического материала по заявленной проблеме.
  2. Изучение имеющегося практического опыта педагогов по применению ИКТ в работе с дошкольниками по развитию речи.

1. Анализ научно-теоретического материала и практического опыта педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе по речевому развитию детей 5-7 лет.

  1. Обобщен, систематизирован и пополнен имеющийся материал по использованию ИКТ в образовательном процессе по развитию речи.

2012-2013 уч. год

2. Технологический.

  1. Разработка перспективного плана воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию детей 5-7 лет с использованием ИКТ.
  2. Разработка презентаций, слайд-шоу к конспектам НОД.
  3. Оформление практического материала.
  4. Проведение с детьми образовательной деятельности по теме педагогического опыта.
  5. Создание и пополнение медиатеки материалов по речевому развитию детей 5-7 лет.
  6. Создание интерактивной игры по развитию речи «Наведи порядок в комнате».
  7. Составление консультативного материала для родителей по развитию речи детей.
  8. Создание и ведение личного сайта.
  1. Разработан перспективный план воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию детей 5-7 лет с использованием ИКТ.
  2. Разработаны презентации к НОД по теме исследования.
  3. Повышение уровня речевого развития дошкольников.
  4. Использование в воспитательно-образовательном процессе медиатеки материалов по речевому развитию детей 5-7 лет.
  5. Создана подборка консультаций, памяток, папок-передвижек.

2013-2014 уч.год

3. Обобщающий

  1. Подведение итогов работы по теме опыта.

  1. Применение

в воспитательно-образовательном процессе.

2015 уч.год

4. Внедренческий.

  1. Распространение и использование приобретенного опыта.
  2. Оформление результатов – разработка методических рекомендаций по теме опыта.

Мультимедийная презентация.

  1. Определение перспектив на будущее.

1.Продолжать применять ИКТ в воспитательно-образовательном процессе по речевому развитию детей детей 5-7 лет;

2.Создать цикл интерактивных игр по речевому развитию детей 5-7 лет.

  1. Выступление на педагогическом совете, районном методическом объединении «Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) в речевом развитии детей 5-7 лет».
  2. Публикация материалов по теме на личном мини-сайте, сайте ДОУ и сайтах педагогического интернет-сообщества.

Приложение 2.

Перспективный план

воспитательно-образовательной деятельности с детьми 5-6 лет.

Раздел.

Форма проведения. Тематика.

Задачи

Сроки проведения.

Звуковая культура речи

Презентация «Работа с неречевыми звуками (вода капает, часы тикают)».

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении неречевые звуки.

Сентябрь

Познавательная игра «Зимние загадки»

Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Январь

Игры для развития речевого дыхания «Вьюга»

«Насос»

Развитие длительного озвученного выдоха – произнесение звука У.

Развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе звука С.

В течение года

ООД «Какие бывают предметы»

Формировать умение сравнивать предметы, выделяя существенные признаки; подбирать существительные и прилагательные, синонимы, однокоренные слова. Развивать творческую деятельность способом морфологического анализа.

Октябрь

Авторская интерактивная игра «Наведи порядок в комнате»

Закреплять умение отчетливо произносить звуки [с] и [з] и дифференцировать их.

В течение года

Презентация по компьютерной игре
«Баба Яга учит буквы».

Дать понятия «буква», «звук», «гласный», «согласный».

В течение года

Презентация «Звуки-буквы»

Формировать умение производить звуковой анализ слова, дифференцировать гласные и согласные звуки.

Сентябрь

Развитие фонематического восприятия

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь слово с заданным звуком»

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

В течение года

«Произнеси скороговорку»

Упражнять в произношении чистоговорок и скороговорок
на звуки [с], [ц], [ш], [щ’] в разном темпе и с разной силой голоса.

В течение года

Интерактивная игра «Какой звук потерялся?»

Закреплять знания о месте звука в слове. Упражнять в придумывании слов на заданный звук, назывании слов с противоположным значением (антонимы).

В течение года

Формирование грамматического строя речи

Составление предложений по картинкам.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение  образовывать (по образцу) однокоренные слова.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

В течение года

Интерактивная игра «Путешествие ракеты»

Продолжать учить составлять разные виды предложений и предложения с заданными словами.

Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком и слогом.

В течение года

ООД «Явления природы (рассказ по предметным картинам)»

Формировать умение составлять коллективный рассказ по предметным
картинам; подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки предмета. Дать понятие об ударном
слоге. Закреплять умение определять место ударения в словах.

Ноябрь

Развитие связной речи

Инсценировка русских народных сказок.

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

В течение года.

Составление описательного рассказа по схеме.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах; о содержании картины; по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Декабрь

Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы.

Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление; развивать связную речь; учить преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации); обучать приёмам работы с мнемотаблицами; развивать мелкую моторику.

В течение года

ООД «Рассказывание

по картине «Ежик»

Формировать умение  составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о животных; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Обогащать речь существительными, обозначающими животных.

Декабрь

ООД «Составление рассказа

по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Продолжать формировать умение составлять рассказ по картине, опираясь на план, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, их характеристики. Побуждать придумывать разные развивающие эпизоды.

Январь

ООД «Рассматривание картины И. Шишкина «Зима» и составление

рассказа по ней».

Продолжать формировать умение составлять рассказ по картине из 5–6 предложений.

Совершенствовать монологическую речь.

Вырабатывать устойчивое внимание.

Февраль

Открытый показ ООД «Космическое путешествие»

Упражнять в образовании глаголов с приставками, существительных множественного числа, формировать умение составлять предложения по образцу. Совершенствовать фонематический слух, определять место звука в слове.

Март

ООД «Составление рассказов на темы сказок»

Формировать умение составлять рассказ на тему сказки «Новые приключения Колобка».

Уточнить и закрепить правильное произношение  звуков [л], [л’], [р], [р’], изолированных в словах и фразах, различать и выделять их в речи.

Апрель

Викторина по сказкам К. Чуковского

Совершенствовать речевые навыки дошкольников. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Доставить радость от встречи с любимыми сказочными героями.

Май

ООД «Составление творческого рассказа о весне».

Побуждать рассказывать о своих впечатлениях. Закреплять правильное и отчетливое произнесение звуков. Отрабатывать интонационную речь. Развивать фонематический слух. Воспитывать эстетическое восприятие весенней природы.

Май

Различные виды гимнастик (Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, офтальмологические паузы,

пальчиковая гимнастика,

физкультминутки, динамические паузы).

Развивать правильное звукопроизношение.

Развивать правильное звуковое дыхание.

предупредить нарастающее утомление глаз, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Способствовать укреплению организма ребёнка, повышать его работоспособность, активно изменять деятельность детей и этим ослабить утомление.

В течение года

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой, М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

  1. Основная общеобразовательная программа МБДОУ Боковской детский сад «Колокольчик».
  2. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Старшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2015 г.
  3. CD-диск. Издательство «Учитель». «Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет. Интерактивные тренажеры».
  4. CD-диск. Издательство «Учитель». «Интерактивные речевые игры».
  5. CD-диск. Издательство «Учитель». «Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники».

Приложение 3.

Перспективный план взаимодействия с родителями.

Форма проведения. Тематика.

Сроки проведения.

1.

1. Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей.

2. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи детей 5-7 лет.

3. Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

 

Сентябрь-октябрь

2.

1. Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику.

2. Информация на стенде (по лексическим темам).

3. Консультация для родителей «Речь ребенка расцветает, а компьютер помогает».

Ноябрь-декабрь

3.

1. Консультация «Плюсы и минусы в общении с компьютером».

2. Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей 5-7 лет с использованием ИКТ».

3. Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика».

Январь-февраль

4.

1. Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?»

2. информация на стенде (по лексическим темам)

3. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 5-7 лет.

4. Памятка для родителей «Игры для развития связной речи».

Март

5

1. Сообщение для родителей «Компьютерная игра-новый вид развивающего обучения».

2. Подборка презентаций и игр для использования дома.

3. Памятка для родителей «Игры для развития грамматического строя речи».

Апрель-май

Приложение 4.

Результаты педагогической диагностики

сформированности речи детей 5-6 лет.

Выход на целевые ориентиры: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь как выражения своих мыслей, желаний, чувств, построения речевого высказывания, может выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности. (п. 4.6. ФГОС ДО).

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155).
  2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
  3. Основная общеобразовательная программа МБДОУ Боковской детский сад «Колокольчик».
  4. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: методическое пособие /Л.А.Ухина.- Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное»,2010.-76с.

Библиография.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155).

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

4. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Старшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.

5. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: методическое пособие /Л.А.Ухина.- Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное»,2010.-76с.

  1. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений / А.В. Крапивенко – М., 2009.

http://fictionbook.ru/author/a_v_krapivenko/tehnologii_multimedia_i_vospriyatie_oshu/ 

  1. Новосёлова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. — М.: Новая школа, 1997. - 128 с.

http://igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/olderfiles/1/1-1/Part3_c.86-127.pdf 

  1. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

http://pandia.ru/text/78/126/81838.php 

  1. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Мозаика-Синтез, 2011.

http://profilib.com/chtenie/93665/tamara-komarova-informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii-v-doshkolnom-obrazovanii.php 

  1. Халимова Г. Г. Внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование / Г. Г. Халимова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 73-76.
    http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/103/5597/ 
  2. Шеховцова Т.С. Использование компьютерных технологий в коррекции речи.

http://studik.net/ispolzovanie-kompyuternyx-texnologij-v-korrekcii-rechi/ 

12. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // http://www.voppsy.ru/issues/1993/933/933062

Интернет - ресурсы:

1.Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"

http://festival.1september.ru/ 

2.Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

http://www.doshvozrast.ru/

3.Всё для детского сада 

http://www.moi-detsad.ru

4.Социальная сеть работников образования

nsportal.ru

5.Воспитатель | в помощь воспитателю детского сада.

http://detsadd.narod.ru/

6. Все для детского сада.

http://www.maam.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по речевому развитию.Тема: "Формирование нравственных навыков младших дошкольников через знакмство с русскими народными сказками"

Опыт работы по речевому  развитиюТема: «Формирование речевых навыковмладших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками» «Сказка – великая духовная культура народа,которую мы...

Педагогический опыт по ОО "Речевое развитие" во 2 младшей группе на тему "В гости к нам пришел медведь"

Данное занятие проводится с группой детей младшего возраста и направлено на обогащение и закрепление словаря, на развитие фразовой речи через беседу, на развитие грамматического строя р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направлению речевого развития «Речевичок» Возраст детей от 1, 5 до 3 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программапо направлению речевого развития«Речевичок»Возраст детей от 1, 5 до 3 лет...

Конспект образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности (с нарушением зрения) по теме: «Заучивание стихотворения А. Горбунова «Щур» с использованием мнемотаблицы»

Цель занятия: помочь детям запомнить стихотворение с помощью мнемотаблицы, выразительно читать. В занятии присутствуют различные формы взаимодействия с ЭОР, которые используются в качестве н...