Устное народное творчество в развитии речевой активности детей.
консультация по развитию речи на тему
Практикум. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей.
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.
Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия народная музыка театр танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи. Но еще К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К.Д. Ушинский.
В наши дни данная проблема становится еще более актуальной.
Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Но жизнь в русле народной культуры не может быть навязана педагогу. Она может быть только результатом естественного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом.
Поэтому цель нашей работы: раскрыть влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством.
Используемый фольклорно-этнографический материал должен отвечать ряду требований:
1. Доступность для детского восприятия, соответствие интересам ребенка.
2. Социальная актуальность материала, его положительное воздействие на формирование социальных чувств детей.
3. Единство содержания и средств художественной выразительности, то есть формы произведения. Знакомить дошкольников с богатством культурного наследия народа необходимо в наиболее близких им формах, оживляющих педагогический процесс.
4. Возможность использования для гуманизации личности ребенка: воспринимая гуманные отношения на фольклорном материале, он попытается перенести их характер в собственные отношения с окружающим миром.
5. Большой потенциал развития детской речи.
ФИЛЬМ
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольниковинтереса к родной речи. Ознакомление с видами устного народного творчества в разных возрастных группах.
В работе с малышами педагог широко использует малые фольклорные формы. Уместно прочитанные потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку, развивают интерес к культурно-гигиеническим навыкам. Воспитатель проводит и специальные занятия, знакомящие ребят с произведениями фольклора. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение Каравай», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока» и т.д.). Знакомят детей и с первыми сказками («Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.).
В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями русского народного творчества, и прежде всего со сказками (русские народные: «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Гуси-лебеди» и др., украинская сказка «Рукавичка» и т.д.). Знакомят детей с народным творчеством на занятиях, где объясняют, почему сказка называется народной, на вечерах досуга, на специальных праздничных утренниках, где основными участниками являются старшие дошкольники, но дети пятого года жизни также могут читать потешки, водить хороводы, петь песни.
В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвященные русскому народному творчеству. Кроме этого знакомство с фольклором целесообразно проводить вне занятий: в вечернее время, на прогулке в лесу или на лужайке ребята рассаживаются вокруг педагога, и он рассказывает им сказку, загадывает загадки, вместе с детьми поет народные песни. Очень интересно проходят свободные драматизации народных песен. В старшей группе ребята впервые знакомятся с пословицами и поговорками. Воспитатель рассказывает, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объясняет, когда уместно использовать поговорку и пословицу. Ознакомление детей с пословицами может быть частью занятия по ознакомлению с окружающим или развитию речи. В старшей группе ребят начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Дети узнают, что хорошо знакомая им сказка «Рукавичка» - украинская, «Легкий хлеб» - белорусская, а веселая песенка «Где ночует солнце?» создана в Армении.
С произведениями фольклора дети подготовительной группы знакомятся в основном вне занятий. Особое место отводится знакомству с поговорками и пословицами. Воспитатель уже не только объясняет их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования, но и учит правильно и к месту использовать ту или иную поговорку. В подготовительной группе детей продолжают знакомить с народной песней, с более серьезными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса (легендами, былинами, сказами) не только русского народа, но и народов других национальностей. Особую роль играет беседа педагога, предваряющая чтение или рассказывание, - она подводит дошкольников к пониманию идейного смысла произведения .
Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
А вот теперь послушав все это давайте мы попробуем отправиться в мир народного творчества . Для начала разделитесь на две команды: первая команда у нас будет –МАТРЁНОВНА; а вторая команда – СЕМЕНОВНА. ИТАК, первое задание
Игра «Собери пословицу»
(Педагоги делятся на 3 группы. Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны на слоги.)
1) ПОД ЛЕ ЖА ЧИЙ КА МЕ НЬ ВО ДА НЕ ТЕ ЧЁТ
2) ЖАР КОС ТЕЙ НЕ ЛО МИТ
3) НЕ ВСЁ КО ТУ МАС ЛЕ НИ ЦА
4) ШИ ЛО В МЕШ КЕ НЕ УТА ИШЬ
5) НЕТ МИ ЛЕЕ ДРУЖ КА ЧЕМ РОД НАЯ МА ТУ ШКА
6) ДОБ РОЕ СЛО ВО И КОШ КЕ ПРИ ЯТ НО
(Педагоги делятся на две команды)
Игра «Прабабушкина школа»
Задание №1
«МАТРЕНОВНА»:
назовите имена русских собирателей сказок, которые обрабатывали их и представляли детям.
«СЕМЕНОВНА
назовите типы русских сказок.
Правильные ответы
МАТРЕНОВН
А.Афанасьев, В.Даль, М.Булатов, И.Карнаухова, Л.Толстой, Е.Чарушин.
«СЕМЕНОВНА»:
Сказки о животных, бытовые, волшебные.
Задание №2
«МАТРЕНОВНА»:
назовите наиболее часто встречаемых персонажей русских народных сказок.
«СЕМЕНОВНА»:
назовите часто встречаемые в сказках волшебные предметы.
Правильные ответы
«МАТРЕНОВНА»:
Иван – дурак, Емеля, Иван – царевич, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба – яга, Кощей Бессмертный и др.
«СЕМЕНОВНА»:
ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, молодильные яблоки, скатерть – самобранка, меч – кладенец, гусли – самогуды, шапка – невидимка и др.
Задание №3
«МАТРЕНОВНА»:
назовите, как обычно начинается русская сказка.
«СЕМЕНОВНА»:
назовите, как обычно заканчивается русская сказка.
Правильные ответы
«МАТРЕНОВНА»:
«Жили – были…», «В некотором царстве…»,
«На море-океане…», «Было у старика…», «Жил-поживал…».
«СЕМЕНОВНА»:
«Вот и сказке конец…», «И теперь живут, хлеб жуют…», «Стали жить поживать, да добра наживать», «Я там был, мёд-пиво пил…».
Пословицы, поговорки
Доскажите пословицу
«МАТРЕНОВНА»:
«Осла узнаешь по ушам, а дурака по…». ( словам )
«СЕМЕНОВНА»:
«Молодость без любви, как утро без…». ( солнца )
«МАТРЕНОВНА»:
«Не любить – горе, а влюбиться…». (вдвое)
«СЕМЕНОВНА»:
«На родной сторонке, что на мягкой…». (соломке)
Вспомните вторую часть пословицы
«МАТРЕНОВНА»:
«Голод – не тётка… (пирожка не подсунет)».
«СЕМЕНОВНА»:
«По Сеньке шапка… (по Ерёме колпак)».
«МАТРЕНОВНА»:
«Попытка не пытка… (спрос не беда)».
«СЕМЕНОВНА»:
«Деньги счёт любят… (а хлеб – меру)».
Пантомима (изобразить пантомимой пословицы)
Пословицы, изображенные пантомимой
«МАТРЕНОВНА»:
«Одна голова хорошо, а две лучше».
«СЕМЕНОВНА»:
«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».
Переведите пословицу, поговорку на русский язык.
• МАТРЕНОВНА
(Англ.) «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее».
«Баба с возу - кобыле легче»;
• СЕМЕНОВНА
(Азерб.) «Голова - венец тела, а глаза -лучшие алмазы в том венце».
«Глаза - зеркало души»;
• МАТРЕНОВНА
(Араб.) «Бежал от дождя, попал под ливень».
«Из огня да в полымя»;
• СЕМЕНОВНА
(Фин.) «Тот не заблудится, кто спрашивает».
«Язык до Киева доведёт»;
Старинные русские слова
Переведите на современный язык и объясните, что означает слово.
«МАТРЕНОВНА»: гай. (небольшой лес)
«СЕМЕНОВНА»: сыть. (еда, корм)
«МАТРЕНОВНА»: живот. (жизнь)
«СЕМЕНОВНА»: седмица. (неделя)
«МАТРЕНОВНА»: хвороба. (болезнь)
«СЕМЕНОВНА радеть. (стараться, заботиться)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Устное народное творчество в развитии речевой активности детей".
В статье раскрывается значение устного народного творчества в развити речи детей. Потешки, загадки, пословицы, поговорки помогают детям овладеть словарем и грамматикой, что в дальнейшем поможет детям ...
Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста
Дана система работы по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....
Тема: «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей детского сада».
Произведение устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Знакомство с потешками у ...
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей....
Методические рекомендации "Устное народное творчество в развитии речевой активности детей"
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешен...