"Устное народное творчество в развитии речевой активности детей".
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

В статье раскрывается значение устного народного творчества в развити речи детей. Потешки, загадки, пословицы, поговорки помогают детям овладеть словарем и грамматикой, что в дальнейшем поможет детям овладеть правильной развернутой речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marina.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»

В воспитании дошкольников широко используется фольклор, который способствует не только формированию эмоционально-положительного отношения к миру, но и познавательному развитию, развитию речи.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд. Приметы позволяли нашим предкам предвидеть каким будет урожай (что было для них жизненно-важным), «угадывать» погоду на ближайшее   время, находить дорогу домой. Знание и использование примет в повседневной жизни помогает развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

В работе с детьми используются приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.

  1. Если зимой вечером на небе много звёзд, жди на следующий день мороза.
  2. Кошка скребёт пол - жди метели.
  3. Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.
  4. Утром нет росы на траве - жди дождя.
  5. Воробьи купаются в пыли - к дождю.

-         Ласточки и стрижи летают низко - скоро начнётся дождь.
Наблюдения, связанные с приметами, можно зарисовать: что ожидалось  и

что было на самом деле.

Заклички и приговорки обычно произносят, когда что-то делают (например скачут на одной ноге); обращаются к кому-то (например к мышке - чтобы дала новый зуб вместо молочного) и т.п. Заклички и приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.

Когда идёт дождь, дети радостно закликают его, «задабривают»:

«Уж дождь - дождём,

Поливай ковшом,

Поливай весь день

На наш ячмень.

На бабью рожь,

На мужиков овёс,

На девичью гречу,

На  маличье  просо»

«Дождик, дождик пуще, Дам тебе гущи,

Выйди на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай.

 Сколько хочешь поливай»

Когда дождь идёт долго и дети не могут выйти на улицу, они призывают солнышко:

«Солнышко-вёдрышко Выгляни высвети

Твои детки плачут,

 Пить, есть хотят Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко, Дам тебе веретёшечко, Насыплю горошка»

Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «Предугадать» погоду: если она улетит-к вёдру, если будет ползать по

ладони - жди дождя.

«Коровушка, бурёнушка,

Завтра дождь или вёдро?

Если вёдро, то лети,

Если дождик, то сиди.

Божья коровка,

Вёдро или ненастье?»

Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шелковая; в других просили дать богатый урожай. «Весна-красна, появись,

Солнышком ярким обернись!

Растопи нам снежок,

Зазелени наш лужок.»

«Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

 С великой милостью

С льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!»

Использование закличек, приговорок помогает привлечь внимание детей к природе, развить их интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Потешки сопровождали игры с малышом (с его пальцами, руками, ногами). «Ножки, ножки,

Бегите по дорожке,

Нарвите горошка,

Полное лукошко.

Домой принесите,

Всех угостите.»

«Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

В лесок, в борок

Грибы, ягоды собирать К зиме припасать!»

В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром. Например, при показе иллюстраций

лошадей различной масти читается потешка:

«У нашего дядюшки

Четыре лошадушки:

Первая лошадь - пегая,

Мимо двора бегала.

Другая - гнедуха,

Уши с голодухи.

Третью - савраску

Свёл со двора Тараска,

А четвёртый - соловой

Его давит домовой

Сиди, Ерёма, дома.»

Дети рассматривают иллюстрации и определяют какой же масти были лошади у дядюшки: пегая - с большими белыми пятнами; гнедая -красновато-рыжая с чёрным хвостом и чёрной гривой, савраска -желтоватого цвета с чёрным хвостом и чёрной гривой, соловая - лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.

Дети любят прибаутки (маленькие сказки в стихах), которые приближают окружающий мир, делают его реальным и понятным. Среди прибауток

много небылиц. Их используют для игр типа «Бывает - не бывает».

«А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Кочерыжка чтоб яичко снесла,

Чтобы веник раскудахтался,

Поварёшка бы утят высидела?

А и где же это слыхано?

Журавлюшко всю ночь проходил,

Он насилу жеребёночка родил!

Ну, а уточка - телушечку,

Ну, а курочка-бычка, бычка!

       

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Чтоб зимою в поле травушка росла, Чтоб зимою в саду роза зацвела.

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?»

Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире. Старшие дошкольники не только определяют что не так, но и объясняют как должно быть на самом деле.

Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия  людей  в

поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен.

«А мы землю парили, парили.

А мы землю пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо косили, косили.

А мы просо рушили, рушили.

А мы просо веяли, веяли.

А мы просо сушили, сушили.

А мы кашу варили, варили.»

В песне встречаются незнакомые слова, которые надо объяснить: землю

парить - давать ей отдых; рушить просо - дробить, очищать зерно.

При посадке репы, огурцов, бобов, капусты и других овощей обязательно

пели приговорные напевы:

«Уродися репка

Ни густа, ни редка,

С мышиный хвост,

С тараканий нос.»

Это пример пожелания наоборот: на самом деле просят репку уродиться

крупной, сочной.

«Я колышек тешу,

Огород горожу

Огород горожу

Да капусту сажу,

Сажу беленькую,

Развесёленькую»

Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение

детей к домашним животным.

«Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль ей крапивушки нажну!

Кушай  вволюшку, коровушка моя,

Ешь досыта, Бурёнушка моя!

Пословицы и поговорки для детей надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опыта. Дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.

  1. Апрель водой славен, почками красен.
  2. Гусь как воевода в красных сапогах.

Для проверки пословицы «По семенам - всходы» дети проводят два опыта.

Первый позволит им убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения: по форме, величине и .т.д. В этом смысле данная пословица перекликается с другой - «Не родит верба груши».

Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбирается пословица - «От худого семени не жди доброго семени».

Чтобы понять прямой смысл пословицы «снег-то холодный, а от холода греет», надо обсудить с детьми следующие вопросы:

  1. Почему некоторые птицы ночуют в снегу?
  2. Зачем некоторые деревья и кустарники засыпают снегом?
  3. Почему трава под снегом остаётся зелёной?
  4. Для чего на полях проводят работы по снегозадержанию?

Дети ставят опыт (помещают бутылки с тёплой водой на поверхности сугроба и в его глубине) и делают вывод: снег сохраняет тепло. После проведения опытов объяснить переносный смысл пословиц. Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе:

«Красна ягода, да на вкус горька»

Рассказать следует о прямом и переносном смысле этой пословицы. Дать детям попробовать спелые ягоды рябины обыкновенной и калины (предупредить детей, что не все ягоды съедобны, есть и ядовитые, например жимолость, волчье лыко, воронец и т.д.).

Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого, ритмически организованного описания чего-либо.

Много загадок посвящено землянике.

 «Растёт в траве Алёнка

В красной рубашонке.

Кто не пройдёт,

Всяк поклон отдаёт.»

«На припёке у пеньков Много тонких стебельков, Каждый тонкий стебелёк Держит алый огонёк. Разгибаем стебельки- Собираем огоньки.»

Прежде чем разгадывать загадки, целесообразно рассмотреть ягоды земляники, подобрать   эпитеты,   сравнения, попытаться сочинить свои загадки.

В некоторых загадках  о  явлениях природы нашли отражение их особенности и изменчивость.

«Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть   голубой,

А порой такой красивый,

Кружевной и синий-синий.»

«Постелен ковёр,

Рассыпан горох,

Ни ковра не поднять

Ни горох не собрать».

 Чтобы дети могли отгадать эти загадки надо организовать цикл наблюдений за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы, предложить изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба в зависимости от погоды: в ясный день (перистые облака на голубом и синем фоне), в пасмурный (тёмные тучи, нависшие над по-осеннему грустной землёй или во время летних затяжных дождей).

  Разбирая загадки, надо обращать внимание на сравнения, образные выражения (небо - ковёр, ночь - чёрный лебедь, день - белый лебедь). Это поможет детям составить свои интересные и образные загадки.

Работу по ознакомлению с фольклором надо проводить не только на занятиях, но и в повседневной жизни, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать потребность общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать  в трудовой деятельности.




     



       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста

Дана система работы  по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....

Тема: «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей детского сада».

Произведение устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.   Знакомство с потешками у ...

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей....

Методические рекомендации "Устное народное творчество в развитии речевой активности детей"

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешен...

"Устное народное творчество в развитии речевой активности детей"

С 2011  по 2014 год я взяла тему по самообразованию "Устное народное творчество в развитии речевой активности детей".  В течении трех учебных годов я более углубленно изучала материалы по эт...