Развитие образной эмоциональной речи у детей.
консультация по развитию речи на тему

Казымаева Татьяна Васильевна

Статья о важности развития эмоциональной речи у ребенка в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya2.docx13.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие образной эмоциональной речи у детей.

 По словам Рубинштейна С.Л «Чем выразительнее речь, тем более она речь, тем больше в ней выступает «говорящий» его лицо, он сам.

Невозможно переоценить роль родного языка в развитии ребенка. Язык помогает осознанно воспринимать окружающий мир, является средством общения. В свою очередь, развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и эмоциональной, образной речи.

Психолог и философ С.Л Рубинштейн  рассматривал выразительность как качественную характеристику речи, которая тесно связана с  проявлением индивидуальности человека. Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что понятие «Выразительность речи» включает в себя вербальные(лексика, интонация) и невербальные (мимика, жест, поза) средства. Для ее  развития необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог передать свои эмоции, чувства. Причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в решении этой задачи оказывает  театрализованная деятельность. Возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя  в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром. Правильно  поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы. С умственным развитием связано совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребенка, совершенствуется фонематическая сторона речи. Выполняя свою роль, у ребенка появляется необходимость ясно, четко изъясняться. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Для развития выразительности можно предложить интонационные упражнения . повторить предложенную фразу, например «В лесу поют птицы» с разными чувствами и интонацией (радостно, задумчиво, с обидой, в страхе…).

Предложить произнести фразу, каждый раз выделяя другое слово. ( Это  моя игрушка. Это моя игрушка. Это моя  игрушка.  )  Обратить внимание на то, как  изменяется смысл фразы, если переставлять логическое ударение на другое слово. Выполняя такие упражнения,  дети знакомятся с основными эмоциональными состояниями: радость, злость, удивление.

Благодатный материал для развития выразительности речи – скороговорки. Скороговорки _ своеобразное и интереснейшее явление в литературе. Их можно переложить на пальцы», т.е. придумать несложные движения. В процессе работы над скороговоркой можно менять интонацию, темп, ритм, громкость.  Предлагаю поиграть в игру «Едем на паровозике». Ход игры: дети садятся на паровозик (имитация руками)  и медленно повторяют скороговорку несколько раз, заучивая ее таким образом. Затем «колеса крутятся»  быстрее темп скороговорки увеличивается. Игра повторяется 2-3 раза, пока дети не научатся проговаривать скороговорку быстро и четко. Для развития эмоциональной речи необходимо использовать знакомые и любимые сказки. В сказках концентрируется вся совокупность выразительных средств русского языка. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образной связной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания.

Теоретический материал. Может пригодиться для выступления на педсовете, методическом объединении, семинаре по обмену опытом по данной  проблеме....

Развитие образной связной речи дошкольников на музыкальных занятиях

Развитие образной связной речи дошкольников на музыкальных занятияхОсновными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей ...

«Развитие образной связной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания в условиях перехода на ФГОС »

Нашей задачей остается не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребенка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разн...

Развитие образного строя речи детей дошкольного возраста

Образная речь является составной частью культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представле...

Развитие образной связной речи детей дошкольного возраста на музыкальном занятии.

Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности. Таким о...

«РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО - ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ»

Почему нужно развивать речь и обучать детей творческому рассказыванию. Роднойязык играет важную роль в развитии личности человека. Язык и речь тесно связаны с развитием высших психических функций...