Речевой материал по теме "Хлеб - всему голова" для старших дошкольников
картотека по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Тычкова Маргарита Викторовна

Материал содержит подборку загадок, стихов по теме "Хлеб - всему голова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Хлеб -  всему голова

1 Загадки

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом

(Колос)

На солнышке сидит

И усами шевелит

Разомнём его в ладошке,

Золотым зерном набит

(Колос)

Был я сыпучим,

Потом стал тягучим,

В печку попал –

Твёрдым стал!

(Хлеб)

Испекли мы из муки

С луком, с мясом - … (пироги)

Сидит бедняжка,

Пыхтит в квашне:

-Ах, как мне тяжко,

Как тесно мне!

Спасите от злобной одышки,

Пустите на сдобные пышки!

(Тесто)

Бываю я чёрным,

Бываю я белым,

Румяным бываю

И чуть подгорелым –

Иногда,

Да ведь это не беда!

(Хлеб)

2. Пальчиковая гимнастика.

«Каша»

Каша в поле росла,

 - Поднять руки вверх, шевелить пальчиками.

К нам в тарелку пришла -

- «Идти» указательным и средними пальцами по столу.

Всех друзей угостим –

По тарелке дадим

- В правой ладошке «мешать» указательным пальцем левой руки

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке,

- Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого, на каждое название того. Кого будут угощать.

Всем дадим по ложке!

Разжать кулачки.

«Мельница»

Мельница крыльями машет вдали.

Будет мука, чтоб пирог испекли

-  Пальцы соединить  в замок, «махать» ими как мельница крыльями машет – опускать и поднимать.

3. Объяснить значение слов. (На наглядном материале)

Пахать, сеять, косить, молотить, молоть, печь, тракторист, комбайнер, шофёр, мельник, пекарь.

4. Чтение и пересказ текста «Откуда хлеб пришёл»

Сначала землю пашут. Потом в неё бросают зёрна. Из них вырастают колоски. В каждом колосе много зерен.

Колоски скашивают и обмолачивают – вытряхивают из них зёрнышки. Зерно везут на мельницу. Там его растирают в муку. Муку отвозят в пекарню. В ней пекут булочки, буханки, батоны. Хлеб готов. Его везут в магазины. Покупайте и кушайте!

Вопросы:

Где мы хлеб покупаем?

Как хлеб попадает в магазин?

Что  делают в пекарне?

Из чего хлеб пекут?

Из чего мука получается?

Откуда зерно берётся?

Откуда колоски пшеницы берутся?

Кто посеял зёрна пшеницы?

5. Назови ласково

Хлеб - . . .  (хлебушек)

Булка - . . . (булочка)

Пирог - . . . (пирожок)

Блин - . . . (блинчик)

Пряник - . . . (пряничек)

Калач - . . . (калачик)

6. Составить предложения по двум опорным словам

Повар – блины

Пирожки – духовка

Магазин - хлеб

Маша – булочки

7. Драматизация  сказки «Колобок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой тренинг как средство развития речи старших дошкольников

В статье приведены примеры речевых тренингов. Дано обоснование необходимости их внедрения в педагогический процесс....

материал для НОД по ознакомлению старших дошкольников с семьей и ее традициями

занятия для детей старшего дошкольного возраста в игровой форме для знакомства детей с семьей , ее членами, традициями , праздниками....

Круглый стол- семинар с педагогами "Формирование речевых и графо-моторных навыков у старших дошкольников с учётом ФГОС ДОО."

                   Формирование  речевых и графо-моторных навыков у старших дошкольников с учётом ФГОС ДОО.«Истоки способностей и да...

Диагностический материал по экологическому развитию для старших дошкольников.

Диагностический материал по экологическому развитиюдля старших дошкольников....

О празднике День матери (последнее воскресенье ноября) для старших дошкольников

Светлый праздник — День матери отмечается в России в последнее воскресенье ноября, поэтому он не связан с определенной датой.«Мать» — великое светлое слово! Недаром говорят: зе...

Речевые игры для развития словарного запаса старших дошкольников.

        Консультация для родителей старших дошкольников        Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ АВТОРСКОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ЗДОРОВЕЙКА»

В статье раскрыта эффективность использования учителем-логопедом дидактических игр в работе по изучению лексических тем старшими дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, а также описано содержа...