Конспект НОД с элементами развития речи на тему: "Путешествие в город профессий"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Расширять и конкретизировать представления детей о различных профессиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности с элементами развития речи
в старшей группе компенсирующей направленности.
Тема: «Путешествие в город профессий»
Цель: расширять и конкретизировать представления детей о профессиях .
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с названием профессии кондуктор;
- закреплять в речи произнесение изолированных звуков [ с ], [ р ], [ ш ];
- закреплять в речи существительные с обобщающим значением «профессия»;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- совершенствовать навыки образования прилагательных от существительного;
Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства;
- воспитывать доброе и уважительное отношение к труду людей разных профессий;
- воспитывать навыки сотрудничества, инициативности;
Развивающие:
- развивать речевую активность детей;
- развивать слуховое внимание, память, мышление;
- развивать общую и мелкую моторику рук детей;
- развивать счётные навыки детей.
Интеграция областей:
* ОО « Речевое развитие»
* ОО « Познавательное развитие»
* ОО « Социально - коммуникативное развитие»
* ОО «Физическое развитие»
* ОО « Художественно - эстетическое развитие»
Методические приёмы:
-беседа;
-игровое упражнение;
-дидактическая игра;
-лексико-грамматические упражнения;
-анализ и оценка речевой деятельности.
Оборудование:
- предметные картинки (врач, повар, учитель)
- предметы для орг. момента (молоток, поварёшка, нитки с иголкой, ножницы);
- сумка кондуктора с билетами, руль, «монеты»;
- градусник, таблетки, очки, шприц, витамины, грелка, ванночка ;
- магнитная доска;
- пластиковые сигналы (красные и зелёные);
- дорожные знаки «Столовая», «Мед.пункт», «Школа», «Игровая»;
- муляжи хлеба, овощей, фруктов;
- карточки с заданиями, цветные карандаши;
- колокольчик, указка, учебники;
- запись звука мотора автобуса;
- карточки из игры «Я знаю все профессии».
Предварительная работа:
1. Чтение произведений: - К.Чуковский «Доктор Айболит»,
- А.Барто «На заставе»,
- Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла?»,
- В.Маяковский «Кем быть?»,
- Японская сказка «Самый красивый наряд на свете»
2. Беседы на темы: «Кто нас воспитывает?», «Кто нам шьёт одежду?».
3. Изучение лексических тем- «Профессии на транспорте», «Детский сад. Профессии в д/с», «Ателье. Швея. Закройщица.», «Наша Армия», «Стройка. Профессии на стройке».
4. Отгадывание загадок по темам.
5. Рассматривание иллюстраций по темам.
6. Художественное творчество:
* конструирование –«Пожарная машина»;
* аппликация –«Поезд» (объёмная),
«Одежда для Вани и Мани»;
* рисование – «Грузовая машина» (пластилинография),
«Алёнушка в сарафане» (цветные карандаши);
* лепка –«Танк».
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Дети подходят к столу, где лежат разные предметы
(молоток, ножницы, иголка с ниткой, поварёшка)
- Посмотрите, какой беспорядок!
- Кто-то оставил на столе предметы. Назовите их. (Ответы детей)
- Я думаю, что молоток оставил плотник.
- Ножницы оставил кто? (Ответы детей) и т.д.
- То есть эти предметы нужны людям разных профессий.
2. Сообщение темы.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «Городу профессий», для того, чтобы ещё больше узнать о профессиях и лучше запомнить их названия.
3. Введение в тему.
- А вот на чём мы будем путешествовать, вы узнаете, разгадав загадку:
Дом по улице идёт,
На работу нас везёт,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Ответ детей - автобус)
- Верно, мы поедем на автобусе.
4. Работа по теме.
- Кто управляет автобусом? (шофёр)
- А кто проверяет билеты? (кондуктор) Новое слово
- По считалке мы выберем шофёра и кондуктора:
На золотом крыльце сидели,
Царь – царевич,
Король – королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой.
Назначаются дети на роль шофёра и кондуктора .
- А как называют людей, находящихся в автобусе? (пассажиры)
Дети становятся цепочкой, первый держит руль, изображая шофёра, кондуктор держит сумку.
- Чтобы ехать в автобусе, мы, пассажиры, должны оплатить проезд.
- Билет стоит шесть рублей, отсчитайте и оплатите.
- А кондуктор проверит и даст вам билет.
- Итак, занимайте места.
- Давайте представим,что у автобуса прокололась шина! Она будет издавать такой звук ш-ш-ш.
- Нужно будет помочь шофёру накачать колесо. Будем делать так с-с-с.
- А если попадём под дождь, то колёса будут издавать такие звуки ша-шо-ши-шу.
- Но с нашим опытным шофёром этого не произойдёт. Согласны? - Посмотрите, гости нам улыбаются. Помашите им рукой.
- Двигаться мы будем от остановки к остановке.
- К какой остановке поедем сначала?
- Заводим мотор.
Подъезжаем к первой остановке.
- Что означает этот знак? (Что здесь находится «Столовая»)
Подходим к столу, где перевёрнута картинка с изображением повара. Лежат муляжи хлеба, овощей, фруктов.
Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты? (перевернуть картинку)
- Верно. Скажите, что готовит повар утром?
- А днем?
- Вечером?
(утром- завтрак, днём- обед, вечером- ужин ).
-Какие действия выполняет повар, чтобы приготовить пищу?
(Солит, перчит, жарит, печет, режет, мешает, варит).
- Я больше всего люблю сладкие блинчики. А что любите вы?
- Начните свой ответ со слов «Я люблю …»
(каждый ребёнок называет своё любимое блюдо)
Игровое упражнение «Какой компот?»
( Задача: закреплять умение образовывать прилагательные от существительных)
- Давайте поиграем в игру «Какой компот?» Выбирайте банку и называйте.
- Начинайте свой ответ со слов «В этой банке…… компот»
- Молодцы. Давайте сварим свой компот.
Пальчиковая гимнастика «Варим мы компот»
(Задача: развивать мелкую моторику рук)
Будем мы варить компот (Указательным пальцем водим по ладошке)
Фруктов нужно много - Вот! (Указательным пальцем с середину ладоши)
Будем яблоки крошить, (Загибаем по одному пальцу)
Будем груши мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив добавим и песок.
Варим, варим мы компот, (Указательным пальцем водим по ладошке)
Угостим честной народ. (Раскрытые ладони протягиваем вперед)
- Молодцы.
- Прежде, чем мы отправимся дальше, нужно выполнить такое задание: каждый из вас нарисует пальчиком предмет, который нужен повару .
(на манной крупе)
- Что вы нарисовали?
- Попрощаемся с поваром и поедем дальше.
- Как вы думаете, какая по счету остановка будет дальше? (Вторая)
- Заводим мотор.
- Посмотрите, какой знак мы видим? (Красный крест)
- Что он обозначает?
(Здесь находится медицинский пункт)
Дети подходят к столу, на котором лежит перевёрнутая картинка с изображением врача, под салфеткой предметы для игрового упражнения (градусник, таблетки, очки, шприц, витамины, грелка, ванночка)
От этого человека пахнет лекарствами.
Он в дни болезней всех излечит, исцелит,
И ангину и бронхит. Кто это? (врач)
- А как ещё по-другому называют врача? (Доктор)
- Что делает доктор?
(Доктор лечит людей, делает уколы, измеряет температуру)
Игровое упражнение «Что нужно врачу?»
(Задача: закреплять знания о профессии врача, учить называть предметы, необходимые для работы врача, пополнять словарный запас детей словами – профессионализмами).
- Проверим, как вы знаете, какие предметы и для чего нужны врачу. Выберите каждый по одному предмету.
- Говорить будем так: «Я выбрала градусник. Он нужен врачу для измерения температуры.»
- Доктор попросил накатать по 3 ватных шарика каждому.
- А для чего они нужны?
- Молодцы.
- А теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка «Лётчик»
(Задача: профилактика утомления, развитие движений. )
Быть шофёром хорошо (бегают по кругу, руками имитируют руль)
А лётчиком лучше (бегают по кругу, руки в сторону)
Я бы в лётчики пошёл,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин (останавливаются, «наливают»)
Завожу пропеллер (круговые движения правой рукой)
В небеса мотор вези! (бегают по кругу, руки в сторону)
Чтобы птицы пели. (машут руками, как птицы)
- Какая же остановка по счету будет следующая? (Третья)
- Заводим мотор.
(Звучит колокольчик). Остановка «Школа».
- Слышите, звучит звонок?
Он зовёт нас на …… (урок).
(Задача: закреплять названия и представления о профессии учитель)
Дети вместе с воспитателем подходят к доске, там лежит указка и мел, учебники.
- Где проводят уроки?
- Кто здесь работает? (Учитель)
- Что делает учитель?
(Учит детей, проверяет тетрадки, ставит оценки, и т.д.)
Упражнение «Назови букву и звук»
( Задача: закреплять знания о гласных и согласных звуках)
- Ребята, послушайте, что я сейчас назову (а), (у), (б)…. ? (звуки)
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
- Как называются звуки, которые можно петь? (гласные)
- Назовите их.
- Как называются звуки, которые невозможно пропеть? (согласные)
- Назовите их.
- На этой остановке тоже надо выполнить задание: найти и раскрасить букву.
- Называйте каждый свою букву и предметы, которые за ней спрятались.
- Придумайте слова со своей буквой. Молодцы.
- А мы продолжаем наш путь.
- Какая остановка по счету следующая? (Четвёртая)
- Заводим мотор.
- Как назвать одним словом предметы на знаке? (игрушки)
- Значит, эта остановка «Игровая».
1. Выбирайте себе картинку с профессией и к ней подберите 2 необходимых предмета.
- Назовите профессию.
2.Следующая игра называется «Это верно или нет?»
- Я говорю предложение, а вы с помощью сигналов показываете, верно или нет и исправляете ошибку. Зелёный сигнал - верно, красный - не верно.
Итак:
Врач работает в магазине. Учитель лечит людей. Дворник подметает
дорожки. Повар водит машину. Воспитатель взвешивает продукты.
.
3.Отгадайте загадки про профессии в детском саду:
*Кто улыбкой вас встречает, на вопросы отвечает,
Учит вас считать, лепить и поделки мастерить? (воспитатель)
*Кто за нами уберёт и столы и пол протрёт?
В нашей группе- чистота, и за это ей хвала. (мл.воспитатель)
*С утра на зарядку нас позовёт,
И в зале спортивном играть соберёт. (физ.руководитель)
*Учит петь и танцевать,
Хороводы водить и под музыку играть. (муз.руководитель)
*Ложимся мы в постельки чистые,
Их стирают руки быстрые. (прачки)
- Молодцы. Мы заводим мотор и возвращаемся в д/с.
5. Итог непосредственной образовательной деятельности
- Какое новое слово узнали?
- Сегодня мы с вами ещё раз говорили о людях разных…..(профессий)
Мы в профессии играем, по душе их выбираем,
И мечтаем поскорее мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать, а кем быть решить и стать.
(Дети по строчке рассказывают стих, последние 3 - вместе)
Доктор лечит нас от боли,
Есть учительница в школе,
Повар варит нам компот,
Парикмахер всех стрижёт,
Шьёт портной для нас штаны,
И сказать мы вам должны:
Лишних нет у нас профессий,
ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по развитию речи на тему: "Путешествие по ровненькой дорожке".
в помощь воспитателям ДОУ...
Конспект познавательного занятия по развитию речи На тему: «Путешествие в лес»
Занятие с детьми старшей группы....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи по теме: «Путешествие в царство Фольклора»
В форме путешествия дети закрепляют знания об основных жанрах русского народного фольклора: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и т.п....
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие по родному городу Бахчисараю» на крымскотатарском языке «Догъма шеэр Багъчасарай ичинде кезюв»
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие по родному городу Бахчисараю» на крымскотатарском языке «Догъма шеэр Багъчасарай ичинде кезюв»...
Конспект занятия НОД по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи » для детей подготовительной группы
НОД подготовительная группа...
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи на тему: «Путешествие в волшебный лес» 13.03.2023
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи на тему: «Путешествие в волшебный лес»...